Здоровьезатратные факторы в учебно-воспитательном процессе
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьезатратные факторы
в учебно-воспитательном процессе

1) объективная сложность и большой объём учебного материала;

2) несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся;

3) «клиповое» построение расписания уроков (5–7 уроков в день, все по разным предметам);

4) трафаретность построения годового учебного плана и распределения в нём учебных предметов, например по одному-двум урокам в неделю в течение всего года;

5) традиционно жёсткая схема урока (например, 8 этапов и всегда в одном и том же порядке);

6) недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса;

7) недостаточное знание учителем физиологической и психологической сущности обучения и учения, а также «цены» усвоения материала;

8) влияние климатографических и других внешних факторов, ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих учебную деятельность;

9) боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, услышать грубое замечание, получить плохую оценку;

10)ориентация учеников, родителей, учителей, руководителей преимущественно на оценки (отметки) в журнале, дневнике;

11) обсуждение промахов и ошибок ученика при всём классе;

12) сообщение о домашнем задании в конце урока, «под звонок», когда нет времени проинструктировать о его выполнении и ученики уже не воспринимают слова учителя;

13) монотонность учебного процесса;

14) ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза;

15) очень большая зрительная нагрузка;

16) неблагоприятные отношения ученика и учителя;

17)повышение среднего возраста учителей и снижение уровня их здоровья.

К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:

1) разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;

2) использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

3) выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;

4) формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;

5) проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;

6) сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;

7)использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2–4 человека); для всех групп может быть одно задание либо разные, дополняющие друг друга; результаты работы представляет один ученик из группы, остальные отвечают на вопросы или дополняют;

8) разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работах пользоваться вспомогательными средствами, например конспектом;

9) гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

10) подведение итогов урока на последних 4–5-й минутах, и лучше всего – вместе с учениками;

11)кратковременное напоминание учителем перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена работа, порядка её выполнения; оказание тихой индивидуальной поддержки в ходе её выполнения; при сообщении о результатах работы – указание на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок;

12) при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки);

13) во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности, например, физкультминутки на 20–25-й минуте урока, во второй половине урока – указание работать в парах переменного состава, разрешение поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, даже подсказывать с помощью жестов (рисование в воздухе буквы или цифры);

14) для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз и шеи и др.;

15) в начале урока полезно проведение небольшой (10–15 секунд) разминки:

– для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

– для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;

– для речевого аппарата – произнесение слов, слогов, скороговорок, тихо и громко, с разной акцентировкой;

– для кистей и пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.

Рекомендации по использованию комнатных растений
в озеленении помещений

Комнатные растения:

  • способствуют звукопоглощению;
  • увлажняют воздух;
  • насыщают воздух кислородом;
  • очищают от вредных примесей и патогенных микроорганизмов;
  •  улучшают психо-эмоциональное состояние человека;
  •  биогенные вещества, выделяемые растениями:

– повышают работоспособность;

– нормализуют сон;

– увеличивают адаптивные способности человека.

Группы растений

по их практическому

действию

Названия растений

Место размещения

Растения, снижающие содержание микробных клеток в воздухе помещений

Бегония, пеларгония, диффенбахия, молочай, сансевьера, традесканция, гибискус, каланхоэ, цитрусовые

Комната отдыха,

учебные кабинеты, рекреации

Растения, очищающие воздух от токсичных химических веществ (формальдегид, бензол, трихлорэтилен, окислы углерода и азота и др.)

Алоэ, хлорофитум, филодендрон, плющ, спатифиллум, сциндапсус, драцена, сингониум

Кабинет химии, лаборатория,

кабинет трудового обучения и все помещения после ремонта

Растения, способствующие удалению пыли из воздуха

Все опушенные, а также растения с большой площадью листовой пластинки (диффенбахия, монстера, фикусы, пальмы, филодендроны и др.)

Рекреации,

учебные кабинеты

Растения, выделяющие биологически активные вещества, улучшающие общее самочувствие

Розы, жасмин, мята, лаванда, пеларгония /герань/ душистая, алоэ

Комната отдыха

Растения, воспоняющие нехватку отрицательно заряженных ионов кислорода

Все растения, особенно хвойные, цереусы, кротоны

Учебные кабинеты

Растения, нейтрализующие электромагнитное излучение

Кактусы, папоротники

Кабинеты информатики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...

Статья по теме "Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса"

Каждый новый учебный год требует от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здо...