Формирование здорового образа жизни младших школьников
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

      Обобщение педагогического опыта по формированию здорового образа жизни младших школьников, целью которого являлось обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни . На протяжении нескольких лет я активно изучала , применяла на практике у себя в классе здоровьесберегающие технологии . У меня сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе с учениками , родителями ,коллегами .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

закрытого административно-территориального образования

город Радужный Владимирской области

Опыт работы

учителя первой

квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №2

 ЗАТО г.Радужный Владимирской области

Галютиной Надежды Васильевны

 «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

г. Радужный

2014

1.Наименование  опыта:

«Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

2.Условия возникновения  и становления опыта:

Проблема сохранения здоровья стала актуальной ещё в древности. Началом возникновения идеи здоровьебережения следует считать V- II века до нашей эры. Идея здоровьесбережения  в педагогике впервые была выдвинута  Платоном.

Во второй половине XIX-  начале XX возникла идея «педагогизация среды»,  в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья,  как в процессе обучения,  так и в период организации свободного времени.

На первой  Российской ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) констатировалось,  что «во всех типах и видах учебных заведений реализуется такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности».

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем,  среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической ,  так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста,  снизили их творческую активность,  замедлили их физическое и психическое развитие,  вызвали отклонения в социальном поведении.

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.  В Концепции о правах ребенка подчеркивается,  что современное образование должно стать здоровьесберегающим.  В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Таким образом,  проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро,  что мы вправе поставить вопрос  «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».  Такая озабоченность вполне понятна. Так по данным Минздрава России,  в начальной школе абсолютно здоровыми лишь являются 10- 12 % детей.  За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования.  Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе,  оказался одним из периодов,  в течение,      которого происходит ухудшение состояние здоровья детей и подростков,  притом,  что именно эти годы проходят под постоянным,  почти каждодневным контролем со стороны специалистов –педагогов.

Современное образование столкнулось со  сложнейшей проблемой -  не просто обучением подрастающего поколения,  но и сохранением у него устойчивого здоровья.  Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать,  но и с уровнем здоровья ребенка.

Самый драгоценный дар,  который человек получает от природы- здоровье.  Состояние здоровья подрастающего поколения -  важнейший показатель благополучия общества и государства,  отражающий не только настоящую ситуацию,  но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России,  особенно детей,  стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается,  что одним из необходимых условий достижения нового,  современного качества общего образования является создания в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

  Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер,  поскольку,  согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению,  здоровье представляет собой «состояние полного физического,  душевного и социального благополучия,  а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования,  сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения,  в частности,  в начальную школу,  внедряются здоровье сберегающие технологии,  которые помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка,  приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровье  –  это понятие комплексное.  Оно зависит от социально- экономического положения детей, экономической обстановки в местах их проживания,  качества питания,  медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.  Изменения в содержании школьного образования,  интенсификация труда учащихся и  учителей,  предъявляют высокие требования,  как к системе образования,так и к нервной системе школьника и учителя.  Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса,  внося коррективы в организацию управления.

Проблема  здоровья детей и подростков  становится все более актуальной и значимой . Комьютерные игры , игровые автоматы , видеокассеты , диски распространение наркомании, токсикомании,СПИДа , алкоголизма , курения ,мобильные телефоны  и др.. Это очень вредно для здоровья . Все это оказывает вредное и пагубное воздействие на детский организм ребенка. Школа и общество – сообщающиеся сосуды . Меняется время, меняются задачи , реформы школы ,  но одна проблема остается неизменной , а для  меня, как педагога , она более актуальна - охрана и укрепление здоровья детей , создание условий для их  роста , полноценного и физического развития . Так как здоровье  – бесценная ценность человека .

3. Актуальность, перспективность опыта

По данным Министерства образования России, среди причин влияющих на здоровье школьников 21 % составляют факторы внутри школьной среды.  Это уровень освещенности в школе значительно занижен;  перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неоправданно завышенный объем учебных программ,  учебников резко увеличивает число больных учеников.  К этому же ведет несоответствие мебели гигиеническим требованиям, загрязнение воздуха в школьных помещениях.

Для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья,  умения создавать оптимальное внешне – средовые условия в школе и дома.

В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у  учащихся возросла более чем на 20%.  По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии,  80% страдают от гиподинамии.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно -  двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями –в 1,5-2 раза.

Таким образом, здоровьесбережение во время учебно -  воспитательного процесса в настоящее время является актуальным.

4.Теоретическая база

Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогоического анализа за рубежом и в Россиии (Р. Вирховым,  Н. А. Тольским,  Ф.Эрисманом и др.) . В медико-педагогической литературе  конца XX века приводятся многочисленные статистические данные,  свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников (В.Ф.Базарный, А.К.Демин и др.).  В публикациях по этой теме называются различные  причины этого явления. Среди них наиболее значимыми являются:

-неготовность детей к интенсивному обучению;

-неблагоприятная адаптация учащихся к усложняющейся программе на каждой ступени обучения;

-недостаточная сформированность рациональных способов учебной работы,  приемов и навыков интеллектуальной деятельности;

-доминирование в учебных программах заданий на заучивание, повторение,  действие по образцу;  

-недостаточная готовность педагогов к работе в режиме здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

-слабая материально-техническая база школ,  которая приводит к несоблюдению санитарно-гигиенических норм.

Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

-низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья;

-«забалтывание проблемы»;

-сужение понятия здоровье ( здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов);

-отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения;

-несформированность культуры здоровья у учителей,  неблагополучие их состояния здоровья;

-переутомление (создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных , психосомантических и других заболеваний).

Психолого-педагогические факторы (зависящие  в большей степени от учителя):

-психологический климат в классе на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

-стиль педагогического общения учителя с учащихся;

-какое-нибудь недомогание или заболевание.

Таким образом , возникают противоречия:

-между ориентацией государства на оздоровительную направленность образовательного учреждения и отсутствие системы оздоровления учащихся, комплекса организационных форм и методов деятельности ОУ , направленных на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса;

-между потребностью практики в целенаправленном формировании опыта здорового образа жизни ребенка в ОУ и дома и отсутствием эффективной модели активного сотрудничества педагогов и родителей в планировании и организации здоровьесберегающего  образовательного процесса;

-между потребностью ОУ в реальном заказе со стороны родителей и отсутствием у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формировать на этой основе заказ ОУ.

Все выше сказанное  и определило  необходимость в применении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

                                               5. Новизна опыта

-практически выстроена система здоровьесбережения в классе через различные виды и формы внеурочной деятельности;

-составлена и апробирована программа внеурочной деятельности «Расти здоровым».

                              6.Ведущая педагогическая идея

  Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся -  важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.  Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем,  трудно учиться.  И я как педагог, должна помочь им справиться с этими трудностями.  Здоровье- основа формирования личности,  и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского:  «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое- нибудь недомогание или заболевание».  Состояние здоровья зависит не только от внешних условий,  но и от его собственного отношения к здоровью.  Понятно, что выработка такого отношения- важнейшее условие оздоровления общества. И  начинать его необходимо со школы, поскольку именно она -  единственный институт, через который проходит все население страны, и учебно- воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Анализ этой проблемы в практике работы школы показал, что в школе недостаточно осознается необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни,  недостаточна интеграция медико - биологического,  психологического и социально- педагогического знания, ориентированного на духовно - нравственное становление ребенка.

  Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно - воспитательной работы невозможно без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов, коллектива образовательного учреждения в целом.

  Понятие  «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления в деятельности школы по формированию и укреплению здоровья  учащихся. Нет какой - то единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению и воспитанию могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. В своей работе  я руководствуюсь принципами сформулированные В. Ковалько :

- Принцип «Не навреди!»;

- Принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности;

-принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье;

- принцип  связи теории с практикой;

- принцип систематичности и последовательности.

Технология опыта

  Я все острее понимаю свою ответственность за социальное, психологическое , экологическое благополучие детей .

Моя цель:  обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни . На протяжении нескольких лет я активно изучала , применяла  на практике у себя в классе здоровьесберегающие технологии . У меня сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе  с учениками , родителями ,коллегами .

     Поэтому я разработала  программу «Расти здоровым» и уже несколько лет работаю по ней . (Приложение 1.).  Программа была апробирована , по ней работаю  не только я , но и многие  коллеги в  школе . На начальном этапе программу я реализовывала на факультативных занятиях . Сейчас я  использую эту программу в работе во внеурочной деятельности . Разработанная мною программа была опубликована в методических разработках «Организация комплексной поддержки участников образовательного процесса , находящихся в сложной - психологической ситуации»  (Под. ред. профессора, доктора педагогических наук,  С. А. Завражина  .-Владимир: Издательство ВИПКРО,2012. )

Моя программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья,  чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,  расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Задачи программы:

- расширить знания и представления его мотивационной сферы гигиенического поведения;

- учиться быть здоровым душой и телом,  стремиться творить своё здоровье,  применяя знания и умения в согласии с законом природы, законами бытия;

- учить детей любви к себе, к людям, к жизни;

- только человек,  живущие в гармонии с собой и миром,  будет действительно здоров.

В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений,  но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения,  реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Я учитываю,  что ребенок,  изучая себя,  особенности своего организма,  психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методику работы с детьми строю в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком,  делаю акцент на самостоятельное  экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал,  соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями  (тренинг, оздоровительные минутки,  упражнения для глаз,  для осанки и т.д.), необходимыми для развития навыков ребенка. (Приложение 2.)

Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами. Выполняя важные принципы здоровья «Не навреди!» и принцип связи теории с практикой .

Я использую два ведущих метода:  игровой метод и метод проектов. Игровая модель носит комплексный характер,  включает в себя практическую и творческую деятельность.

Наша планета называется «Страна Здоровья».  (Приложение 3.) . Вид транспорта,  на котором мы путешествуем по этой стране,  «Автоградусник» (дети сами выбирали автобус в виде градусника.  Главный герой - Доктор Айболит,  который поможет открыть тайны здоровья,  шаг за шагом поведет ребят по «Стране Здоровья»,  научит радоваться и огорчаться, принимать верное и порой единственное решение).

На нашей планете есть девиз:

«Я здоровье сберегу,

  Сам себе я помогу».

    На карте страны Здоровья есть станции. Каждая имеет своё название.

  1. Станции «Режим»
  2. Станция «Руки»
  3. Станция «Зубы»
  4. Станция «Творчество»
  5. Станция «Цифровая»
  6. Станция «Вред»
  7. Станция «Глаза»

Путешествия по этим станциям дети получают необходимые знания. На первой станции «Режим».  Значение режима дня для школьников?  Нужен ли он взрослым?  Что может произойти, если не соблюдать режим дня? Повредит ли это здоровью?  Каждая станция является ключом для того, чтобы попасть на следующую станцию.

На станции «Руки» -  узнают,  как ухаживать за кожей рук?  Что такое ногти?  Как их содержать в чистоте?  Для чего нужно мыть руки?

На станции «Зубы» -  вопросы гигиены зубов:  как правильно чистить зубы,  причины возникновения кариеса и его профилактика,  больные зубы и уход за зубами. (Приложение 4.)

На станции «Цифровая» -  встреча с врачом,  который приводит цифровые данные о соответствии здоровых и больных детей,  рассказывает о причинах заболеваний и в связи с чем возрастает их количество. Ведется беседа о том,  чем нужно заниматься,  чтобы не болеть (построена на загадках). (Приложение 5.)

Станция «Вред» -  опасная для здоровья. Сигареты,  спиртные напитки, наркотики,  много сладостей,  дымящиеся трубы,  пыль,  грязь на улицах…- все это влияет на здоровье.

Для того,  чтобы выйти из страны  «Здоровья»  нужно выполнить задание:  написать мини -  сочинение,  нарисовать рисунок,  составить кроссворд, изготовить поделку.  (Приложение 6.)

Занятия требуют творческого подхода,  который вырабатывается постепенно,  с учетом накопленных знаний,  умений и практического опыта. Занятии могут быть разных видов:  беседа, оздоровительные минутки,  деловые игры «Скорая помощь»,  «Доктора природы»,  «Вопросы -ответы», общение с природой.  В одной беседе может быть затронуто несколько направлений. (Приложение 7.)

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения,  но и  «Этюды для души» (например: «Сотвори солнце в небе»). (Приложение 8.)

  Каждый ребенок ведёт «Дневничок -  здоровячок» (Приложение 9.), который  заполняется учеником самостоятельно,  а  также с помощью взрослых -  учителя и родителей  с  целью определения уровня физического развития.  В работе с детьми  осуществляется преемственность всех структур при организации оздоровительной работы. (Приложение 10.)

В содержательную часть занятий  включаю вопросы,  связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. О том,  что «хороший смех дарит здоровье»,  сказано немало.  Поэтому чувство юмора,  умение его проявить в данный момент -  один из приоритетов моих занятий.  Я отмечаю искренность детей,  умение улыбаться,  радоваться,  проникаться интересом к окружающему миру.  А это стоит,  с позиций здоровья сбережения,  не меньше физкультминутки.

Теоретическое обоснование взаимосвязи цветового восприятия с эмоциональной жизнью личности помогает понять причину поведения человека,  позволяет совместно с психологом осуществлять психокоррекционную работу.  Согласно тесту Люнгера,  за каждым цветом закрепляется символическое значение – это некий тест для выявления эмоционального состояния, потенциальных  (энерготехнических) возножностей,  оценки своего «Я». (Приложение 11.)

Здоровый образ жизни,  которому учат школьника,  должен находить ежедневную реализацию дома,  то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием,  поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.  Для того,  чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников , я организую работу по следующим направлениям:

-формирую банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);

-  организую  родительский всеобуч по тематике «Здоровый ребенок - здоровое общество» (выпуск газет,  журналов,  проведение цикла лекций);

-разрабатываю  программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи;

- провожу индивидуальные беседы и консультации.

  1. Результативность

В течение трех лет , со 2 по 4 классы , я систематически и последовательно проводила  работу по здоровьесбережению. Результаты системного подхода к решению задач здоровьесбережения учащихся показали , что опыт работы достоин внимания.

           Достигнутые показатели:

  1. Снизилась заболеваемость школьников острыми респираторными заболеваниями (таблица№1);
  2. Снизилось количество психоэмоциональных расстройств (диаграмма №1, таблица №2);
  3. Повысилась успеваемость (таблица №1);
  4. Выполнение физической зарядки (каждый день ), посещение спортивных секций  (таблица №1).

Таблица №1 Оценка физического здоровья учащихся

Показатели

2 класс (2011-2012 уч.г.) %

3 класс (2012-2013уч.г.) %

4класс (2013-2014уч.г.)%

Степень заболеваемости

68

50

11

Качество успеваемости

60

71

82

-Выполнение физической зарядки , -посещение спортивных секций

100

68

100

86

100

96

Таблица №2  Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью  (результаты диагностики.  Автор А. А. Андреев )

Степень удовлетворенности:

2 класс (2011-2012 уч.г.) %

3 класс (2012-2013уч.г.) %

4класс (2013-2014уч.г.)%

высокая

45 (12 чел)

67(18чел)

81(22чел)

средняя

33 (9чел)

29 (8чел)

19(5чел)

низкая

22 (6чел)

4 (1чел)

0% (0 чел)

Диаграмма №1 .  Уровень самооценки учащихся

«Самооценка» (определялась по шкале самооценки, автор Е.В.Сидоренко):  если во 2 классе высокую самооценку имели 70%,  а низкую 30%,  то к концу 4 класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 82%,  а с низкой сократилось до 18%.

Таким образом,  можно сделать вывод: использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижение состояния здоровья,  но и способствует развитию познавательных процессов,  повышению работоспособности,  творческой активности учащихся.

  1. Адресная направленность

Описанный опыт работы может быть адресован учителям начальной школы  для использования на уроках «Окружающий мир», факультативах по здоровью и валеологии ,  на классных часах,  на внеклассных  мероприятиях.

                                        Литература

  1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить.- Новосибирск, 2000.
  2. Абаскалова Н.П. Я учусь, расту и развиваюсь здоровым.- Новосибирск, 2000.
  3. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: «Учитель»,2002.
  4. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. – Волгоград: «Учитель»,2007.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.:«ВАКО»,2004,(Педагогика.Психология.Управление.).
  6. Обухова А.А. Школа докторов природы. М.: «ВАКО»,2004.
  7.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
  8. Шепелева Т.В. Классные часы в 1- 4 классах.- Волгоград: «Учитель»,2007.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье.- М.: «Сфера», 2004.
  10. Я познаю мир. Медицина.- М.: «АСТ»,1997.
  11. http://www.shkolnymir.info/. О.А. Соколова. Здоровьесберегающие  образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....