Адаптация детей с ОВЗ
статья по зож на тему

Андреева Светлана Владимировна

Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.  Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже  вступать в открытый конфликт.

  

        Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_s_ovz.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Мытищи

«Адаптация детей

с ограниченными возможностями

здоровья в условиях

общеобразовательной школы»

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Андреева С.В.

Адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья в условиях

общеобразовательной школы

           Первый год обучения  ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и  новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется  режим дня, требуется  мобилизация всех  сил ребенка.

         Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.

        Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.  Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже  вступать в открытый конфликт.

   

        Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

 Основные  требования  ФГОС  НОО  к  организации  образовательного  процесса  школы,  реализующей  инклюзивную  практику,  предполагают   комплексную  коррекционно-развивающую  работу  (потребность  во  введении  специальных  разделов  обучения);

  • использование  специальных  методов,  приемов  и  средств  обучения,  обеспечивающих  доступность  образовательной  среды  для  ребенка  с  ОВЗ  (потребность  в  использовании  специфических  средств  обучения,  в  более  дифференцированном,  «пошаговом»  обучении);
  • индивидуализацию  и  дифференциацию  обучения  с  учетом  состояния  и  особенностей  развития  познавательных  процессов  детей  с  ОВЗ;
  • обеспечение  особой  пространственной  и  временной  организации  образовательной  среды;
  • организацию  работы  по  социализации  детей  с  использованием  методов  дополнительного  образования,  соответствующих  интересам  детей  и  обеспечивающих  личностный  рост  (потребность  в  максимальном  расширении  образовательного  пространства); 

  определение  круга  лиц,  участвующих  в  образовании  и  их  взаимодействии  (потребность  в  согласованном  участии  квалифицированных  специалистов  разных  профилей,  во  включении  родителей  проблемного  ребенка  в  процесс  его  реабилитации  средствами  образования  и  их  особая  подготовка  силами  специалистов).

           

            Инклюзивное  образование  предполагает  «включение»  ребенка  с  ОВЗ  в  общество  здоровых  сверстников  как  равного,  но  с  учетом  его  особых  потребностей  в  организации  жизненного  пространства.  Деятельность по адаптации ребенка необходимо вести в нескольких направлениях:

            Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ  («Доступная  среда»,  «Безбарьерная  среда»,  «Особый  ребенок»). 

          Следующее направление - работа  с  семьей.  Семья  вводит  ребенка  в  общество,  прививает  ему  первые  навыки  самообслуживания,  освоения  различных  форм  коммуникации,  удовлетворяющих  потребность  ребенка  с  ОВЗ  в  общении.  Поэтому  важным  является  в  рамках  данного  направления  организация  консультативной  поддержки  семьи,  а  также  обязательное  включение  родителей  в  образовательно-реабилитационную  среду  обучения  и  воспитания  как  условие  реального  взаимодействия. 

         Третье направление инклюзивного  образования  с  учетом  ФГОС  НОО  предполагает психолого- педагогическое  сопровождение  социализации  ребенка  с  ОВЗ  в  условиях  школьного  сообщества. 

  Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы.    Для создания благоприятных условий для включения  ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором  он находится. 

 

Проблемы адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Известно, что  в целом процесс адаптации детей к обучению является  весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного  фактора оптимизации адаптивного процесса.

Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:

Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата, психические, и общие заболевания).

Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Для того, чтобы процесс адаптации прошёл быстрее и успешнее нужно придерживаться следующих правил:

-Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ)

-Использовать методы поощрения.

-Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности.

-Выслушивать проблему, заявленную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями.

-Учить детей позитивному самоподкреплению (Всё будет хорошо и т. п.)

-Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность.

-Воспитывать ответственность к любому делу.

Необходимые мероприятия педагогов  для успешной адаптации детей с ОВЗ

 Учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо:

- актуализировать знания об особенностях детей с ОВЗ;

- изучить анамнестические сведения о ребёнке (медицинская индивидуальная карта развития);

- ознакомиться с поступившими документами (выписка из заседания ПМПК, рекомендации по сопровождению);

- побеседовать с родителями (законными представителями) об особенностях ребёнка, изучить его социальное окружение;

- своевременно обращаться в ПМП консилиум.

Пути облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми существуют?

Учитель надевает визитку, на которой написаны его имя и отчество.

На первой неделе учебного года классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке (вариант – организовать совместную деятельность).

Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до начала учебного года, до первого сентября. Найти схему, приемы по поводу усвоения знаний

Находить каждому ребенку то задание, которое находится в зоне его «ближайшего развития».

Создание ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.

Создание условий для принятия (здоровые дети к детям с ОВЗ).

Проведение тренинга по сплочению.

          Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями. 

 

         При   создании необходимых условий для социализации  ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный  класс, совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.

       

        В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.

 

        В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим».

Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...

Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ

Проект направлен на социальную  адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1....