урок экологии
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

Миннигалина Светлана Миннихановна

Урок по экологии     "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost-otkrytyy_urok_po_ekologii.docx85.94 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\DSC00179.JPG

Миннигалина

Светлана

Миннихановна

учитель начальных классов

МБОУ Школа №85

руководитель ШМО учителей начальных классов

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 3 Б класс

Окружающий мир.

СЛАЙД 1                    За страницами учебника:

Экологическая безопасность.

Цели:

  1. Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы;
  2. Об ответственности за окружающий человека мир природы,
  3. Показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы;
  4. Воспитывать интерес к окружающему миру;
  5. Воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром;
  6.  Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь      загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;
  7. Доказать детям, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье;
  8. Учить детей выполнять правила личной экологической безопасности;
  9. Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;
  10. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты

1) личностные результаты обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметные результаты обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметные результаты обучения:

познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической

                            безопасности. Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

        «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

СЛАЙД 2    (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)

 

Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.  (звучит песня Солнечный круг, учащийся читает стихотворение)

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету

Нам этот мир завещано беречь

И ЗЕМЛЮ удивительную эту.

        -Что подразумевается под всем живым?  

  (Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем «живая природа»

СЛАЙД 3 

Учитель:  - На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации)  миллионы видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000  видов.        

  1. Повторение пройденого.

СЛАЙД 4

Учитель:        Что необходимо для жизни и без чего она невозможна? Вспомним об этом, отгадав кроссворд.

2

1

4

3

        

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.  (Солнце)
  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. (Вода)
  3. Плодородный слой Земли. (Почва)
  4. Смесь газов. (Воздух)

(Дети предлагают свои ответы. В качестве проверки на экране появляются записи.)

2в

1с

о

л

н

ц

е

4в

д

3п

о

ч

в

а

з

д

у

х

Учитель: Вода, воздух, почва – это всё  окружающая нас среда

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Учитель: Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

                Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.

                «Экос» по-гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Для наведения и поддержания порядка в нём нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи. Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

                Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа

СЛАЙД 6   На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS!

международный радиосигнал. Его подают с

               тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

Теперь мольба о спасении раздается  не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!

Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать. (на экране слайды-отгадки)

СЛАЙД 7

  • Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья.   ( Черемуха,  Сирень.)

          СЛАЙД 8

  • Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас.  

(Цветы,  люди с охапками цветов.)

            СЛАЙД 9

  • Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. (Деревья,  вырубка леса.)

            СЛАЙД 10

  • Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! (Почва, мусорные свалки.)

           

Учитель: - Ребята, в чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?

(В ягодах, грибах, целебных травах)

          СЛАЙД 11

  • Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите!  (Береза.)

СЛАЙД 12

  •  Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен  широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! (Деревья-сосны,  лес после пожара)

Учитель: - А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?

( Если он не затушит костёр.)

  1. Постановка проблемы.  Определение темы и целей урока.

 СЛАЙД 13   

Учитель:  Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами? (Слайд: загрязнённые берега реки)

 

Мы приехали на речку                                Мы прошли, конечно, мимо…

Воскресенье провести,                                 - Эй, ребята! – крикнул Дима –

А свободного местечка                                вот местечко хоть куда!

Возле речки не найти!                                Родниковая вода!

                                                        Чудный вид! Прекрасный пляж!

Тут сидят и там сидят!                                Распаковывай багаж!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,                                Мы купались, загорали,

Сотни взрослых и ребят.                                Жгли костёр, в футбол играли –

                                                        Веселились, как могли!        

Мы по берегу пошли                                Пили квас, консервы ели,

И поляночку нашли.                                        Хоровые песни пели…

                                                        Отдохнули и ушли!

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,                                И остались на полянке

И, как будто нам назло,                                У потухшего костра:

Даже битое стекло!                                        Две разбитых наши склянки,

                                                        Две размокшие баранки –

Мы по бережку прошли,                                Словом, мусора гора!

Место новое нашли.

                                                        Мы приехали на речку

Но и здесь до нас сидели;                                Понедельник провести,

Жгли костры, бумагу жгли –                        Только чистого местечка

Тоже пили, тоже ели,                                 Возле речки не найти!

Насорили и ушли!

Учитель: - Все перечисленные беды наносят глубокие «раны» природе. Как

        они сказываются на нашей экологической

        безопасности, т.е. на здоровье человека?

  • Назовите тему и цели урока.

(ребята сообщают тему урока и цели)

Учитель:  И еще наша сегодняшняя тема связана с тем, что 2017год объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ

СЛАЙД 14  (НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА)

  1. Поиск решения.

Учитель: - Экологические опасности могут подстерегать человека не только

                 в лесу. Из леса возвратимся в город.

СЛАЙД 15    (город)

                 Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.

(-Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды;

 -воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта;

-гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду;

-фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя;

-на загрязнённых  мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней;

- выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).

Учитель: - Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города

                  вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в

                 экологической безопасности.

СЛАЙД 16   (квартира)

Учитель: Рассмотрите и скажите, всё ли в порядке или вам что-то не

нравится.

(Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)

Учитель: - Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных

                   веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.  

СЛАЙД 17      Составьте любые цепи загрязнения.

(фабрика – воздух – дыхание, автомобиль – грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев – недостаток кислорода и т.д.)

  1. Физкультминутка.

Учитель: А теперь все встали, давайте с вами немного поиграем. Игра называется «Живи, ЗЕМЛЯ!»  Подумайте, к чему может привести моё утверждение, я называю правило,  если вы согласны - поднимаете руку, если нет – потопайте ножками.

  • -Ломайте ветки деревьев.
  • Убирайте за собой мусор в лесу.
  • Собирайте  букеты из полевых цветов.
  •  Берегите родную землю.
  • Ловите птенчиков и детенышей зверей.
  • Подкармливайте  птиц.
  • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.
  • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

- Эти знания важны лично для каждого из вас.

- Как вы думаете  почему?    (Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

СЛАЙД 18

VII. Выражение решения.  

Учитель:  Ребята, а сейчас мы поработаем в паре, у вас на парте лежит листок, а в нем ответы, вы должны выбрать правильные ответы на вопрос «Как защититься от загрязнения воздуха, воды и почвы?»

Мы разобьемся на пары и по рядам.

I ряд: отвечает на вопросы, то что происходит в природе;

II ряд: отвечает на вопросы, то что происходит в городе;

III ряд: отвечает на вопросы, то что происходит в собственной квартире.

СЛАЙД 19       Выбранные ответы обвести в кружочек.

  1. Разводи комнатные растения, которые очищают воздух
  2. Не купайся возле промышленных стоков, в загрязнённых водоёмах.
  3. Пей только кипячёную воду.
  4. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.
  5. Для костра собирай сушняк,  не ломай ветки деревьев и кустарников.
  6. Попроси взрослых не курить в квартире.
  7. Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, не выбрасывай их в лесу. Помни: природа перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – за 1000 лет, стеклянную бутылку – за 4000 лет!
  8. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.
  9. Чаще проветривай комнату, открывая форточку или включая кондиционер.
  10. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.
  11. Очищай воду в домашних условиях  с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.
  12. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна. Не вытаптывай травы, корнями они скрепляют почву и не допускают её размыва.
  13. Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замёрзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.
  14. Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде.
  15. Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.
  16. Два раза в неделю проводи сухую (с помощью пылесоса) уборку квартиры, один раз -  влажную уборку.
  17. Посади деревья и кустарники по краям дорог, тротуаров, в скверах, разбей клумбы для цветов.
  18. После пользования газом, не забывай закрыть основной вентиль доступа газа.
  19. Используй в пищу экологически чистые продукты, на которых имеется сертификат качества.
  20. Не забывай мыть за собой грязную посуду.
  21. Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

Проверка:  дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.

VIII. Итог урока.

Учитель: - Что такое экологическая безопасность?

 

(Дети отвечают на вопрос,  затем на слайде появляется ответ на этот вопрос, чтение хором)

СЛАЙД 20    Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

- С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

  СЛАЙД 21

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА!

Учитель: Дорогие ребята, а сейчас я вам зачитаю очень важные факты, а вы вдумайтесь в эти слова и в эти цифры!

  • В городе, с населением в 16 миллионов жителей, в сутки образуется 15 миллионов килограммов отходов.
  • Ежедневно требуется 15000 литров чистого воздуха, тогда как только один автомобиль, проехавший 100 км, потребляет годовую норму воздуха для одного человека.
  • 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды.
  • Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов.
  • 5 грамм нефти затягивает пленкой 50 кв.м. поверхности воды.
  • А знаете ли Вы, что если Вы выбросите на природе ненужную вещь, сколько она пролежит в земле, чтобы разложиться?
  • Н-р: пластиковый стакан – за 100 лет
  • Телефонная карта – 1000 лет
  • Стеклянная бутылка – за 4000 лет.
  • А теперь представьте, что будет, если каждый житель Земного шара выбросит по 1 стакану, по 1 бутылке и т.д., через сколько лет наша Земля снова станет прекрасной?

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок

Учитель: А ведь правда, ребята, если не мы, то кто же защитит природу. Ведь без нее мы никуда. Посмотрите, сколько уже птиц, животных, растений, занесено в Красную книгу.

СЛАЙД 22

Стихотворение «Красная книга»

Охраняется «Красной книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтоб выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Мы леса и поля, обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И пока что себя мы прощаем.

Но грядущее нас не простит.

«Красная книга» - красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно,

«Красная книга»! Красная!

Учитель:  Ребята, скажите, а почему эта книга называется - красной? (ответы детей, -  она сигналит красным цветом, как красный цвет светофора – ОСТАНОВИТЕСЬ! НЕ НАВРЕДИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ)

СЛАЙД 23

 Давайте беречь и охранять нашу природу, красоту этого храма – сада.

Как здорово видеть красоту природы, слушать пение птиц, журчание ручейка в жаркий день, шум моря.  /Давайте прослушаем пение птиц в чистом лесу – запись / Правда, очень красиво поют?

Но представьте, что все это вдруг исчезло, ничего не растет, погибли все животные, прекратилось пение птиц. Все замолкло, исчезло с лица земли. (закройте свои глазки и заткните ушки) Услышали что-нибудь? Нет, мы ничего не услышим, ни пение птиц, ни криков животных, это произойдет, если мы с вами не будем беречь и охранять природу!

                           

Стихотворение «Что значит человек без трав и птиц?»

- Что значит человек без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймет он, наконец,

Врубаясь в мертвые породы.

Что человек – венец природы

И без природы нам конец?

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину:

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек-далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжелый жук,

Листва рассказывает сны…

Ты слышишь голос тишины.

IX . Рефлексия урока.

- Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.

А теперь я попрошу вас оценить свои знания, свои ответы на уроке, нарисовав на листочке, которые лежат у вас на парте, понравился ли вам урок и работать на нём.

Я подтверждаю ваши знания, умения, навыки хорошими оценками за урок. Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу, а природа ответит вам своей заботой.

  Самая  прекрасная, родная,

        Разноцветная, веселая, живая,

        Ты для  нас, как  мать, одна на свете,

        Мы твои  заботливые  дети.

           Но порой, под нашими руками

        Красота  твоя бесследно  исчезает.

        Задыхаются от грязи океаны,

            Звери, птицы, травы погибают.

            Где бы мы ни жили на планете,

        За твою судьбу мы все в ответе.

        Мы твои помощники, друзья,

        Мы, Земля, с тобой одна  семья.

Учитель:  Спасибо за хорошую работу на уроке! Всего доброго. Берегите окружающую вас среду и свое здоровье!

- Урок окончен.

X.  Домашнее задание.

        Нарисовать  знаки, которые обозначают о сохранении нашей природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"

Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство». Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска. Причины разрушения и способы защиты почв. Воспитание бережного отношения к почве....

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Урок экологии в 3 классе МОКУ ООШ №13 д.Мухино Чунского района Иркутской области.

Экология животного мира. Расширение и углубление знаний детей о животных . Обобщение знаний о лесе. Формирование представления о связях    природы и живоного мира. Развитие вниман...

Урок экологии в 1 классе

Экологический урок для учащихся 1 - 2 классов....

Курс "Уроки экологии"

Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать свое физическое Я - свою телесную сущность; свое духовное Я - субъективный внутренний мир; свое социальное Я - свои отношения с окружающим...

Урок экологии

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скоро...

Урок экологии

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скоро...