здоровьесберегающие технологии
статья по зож на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.

 Виды технологий:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).  Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

 Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курса   «Безопасность   жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

-        организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие        структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,   способствующих  предотвращению состояния   переутомления,  гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение  всех элементов образовательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

-        социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ)  
включают   технологии,  обеспечивающие   формирование  и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.     

Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровье сбережения.

Основными элементами здорового образа жизни являются: 

1) отсутствие вредных привычек;

2) высокая культура общения и поведения;

3) рациональное питание;

4) соблюдение режима труда и отдыха;

5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом; 6) санитарно – гигиеническая культура.

Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.

Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование ивоспитание – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровье сберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровье сбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий.

Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся в практике общеобразовательной школы:

Первое направление – концептуальное обеспечение здоровьесбережения. В общеобразовательных школах разрабатываются различные концепции здоровьесберегающего обучения и воспитания. Суть концепции состоит в том, что без особых экономических затрат можно наполнить здоровье- сбережением учебно – воспитательное пространство, осуществлять оздоровление детей посредством педагогических средств и методов работы. Основным направлением разработанной концепции являются различные виды деятельности, которые обладают психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом (музыка, танцы, аэробика, спорт и др.)

Второе направление в практике школ – программное обеспечение здоровьесбережения учащихся. Реализуются программы по здоровьесбережению обучаемых, основная цель которых – обучение здоровью как учащихся, так и учителей.

Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ, связано с мониторинговыми исследованиями здоровьесберегающего обучения и воспитания. Мониторинг включает  – диагностику, углубленную диагностику, отслеживания динамики результатов. В этом случае активно привлекаются работники медицинских служб образовательных учреждений, медицинских учреждений.

. Классный руководитель должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Задача педагогов , в частности классных руководителей  - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.

 Большое внимание  во внеурочной  работе уделяется рационально составленному расписанию  дополнительных занятий , которые  определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.  

                 Для эффективности внеклассной работы в этом направлении классные руководители используют следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, экскурсионная работа, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.

                   Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, классные руководители ставят следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

-  формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

-  формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков                                по физическому самосовершенствованию.

                  На протяжении всего учебного года проводятся  классные часы  по следующим направлениям:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- режим дня, учебы и отдыха;

- основы правильного питания;

- личная гигиена;

- значение физкультуры и закаливания;

- вредные привычки;

- чувства и эмоции человека;

- нравственное и половое воспитание;

- безопасность в доме, на улице, на дорогах;

- детский травматизм;

- профилактика заболеваний;

- террористические акты.

                  Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, и в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.

                  Одним из направлений в воспитательном процессе является формирование здоровье направленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы, участие родителей в мероприятиях проводимых в классе и школе. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся.

                 

                 

              Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.  

                                                                                                                   

Основная ответственность за выполнением двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.   Исходя из нагрузок   во время образовательного процесса стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.  Учитывая это классные руководители в своей внеурочной работе  применяют  демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ребята , находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием участвуют во внеклассных и общешкольных мероприятиях .Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная  обстановка на   занятиях дополнительного образования, индивидуальное внимание  к каждом  ребёнку ,позитивная реакция  классного руководителя  на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или  своевременная похвала или поддержка  — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать  классный руководитель , стремящийся к раскрытию способностей  и активизации творчества каждого ребенка.

При организации  и подготовки любого внеклассного  мероприятия  выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение  одного занятия   такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически  опыт  показывает , что дополнительное занятие , организованное  на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали его с сильными и выраженными формами утомления.

Часто на  занятиях применяется игровая технология. Широко используются   игры,  соревнования,  конкурсы, экскурсии и другие методы.  Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье детей. Применение игровых технологий на  занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации  внеурочных мероприятий укрепляет мотивацию на на участие в тех или иных мероприятиях, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

На  занятиях организуется  групповая работа и индивидуальная, в ходе которой уровень осмысления и усвоения  нового   и интересного возрастает, детям значительно легче узнавать и творить вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя или в движении . Внеурочная работа  в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающегообучения – избежать длительного  нахождения ребёнка в одной позе ( сидения за партой).

 

Практические советы доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного используются в создании здоровьесберегающей среды не только  на уроках , но и во  внеклассных мероприятиях.

1. Ребёнок должен как можно больше двигаться.

Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха - мы задыхаемся. Нет движения - тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

2. Не усади!

Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать рекомендуемые нами конторки.

3. Никакой преграды глазу ребёнка!

Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.)

5. "Нам песня строить и жить помогает:"

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!

6. Образы управляют миром.

Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи.

Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Применение в  воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного и воспитательного процесса;

Сохранению и укреплению физического здоровья детей.

с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон на  занятиях и во внеурочных мероприятиях .

.

 Школа формирует потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Заключение. 

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.  Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...