Главные вкладки

    Экологические аксиомы на уроках в начальной школе.
    статья по зож на тему

    Дорошенко Татьяна Геннадьевна

    Задача школы - научить детей жить в быстро меняющемся мире, обучаться, принимать самостоятельно решение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2-_doroshenko_t.g.docx22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологические аксиомы на уроках в начальной школе.

            Новая центральная задача школы – научить детей жить в быстро меняющемся мире: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения. Сейчас будущее людей и планеты в целом решаются в сфере образования. Образование выступает как предпосылка познания мира и выживания человечества. От компетентности сегодняшних школьников, в том числе экологической в различных областях деятельности, зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Формирование экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, разработки эффективных индикаторов оценивания результатов.

         В образовательных стандартах заложены требования к результатам экологической подготовки учащихся. При этом в стандартах начального общего образования предмет «Экология» отсутствует. В предметной области «Окружающий мир» (обществознание и естествознание) предусматривается:

    • воспитание уважительного отношения к природе страны;
    • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

            Но мы,  то понимаем, что рассматривая вопросы экологической культуры только на уроках Окружающего мира, это очень мало. Поэтому учителя начальных классов имеют возможность обучать детей на всех уроках. Такое совмещение помогает закреплять формирующееся  экологическое  мышление и осознании ответственного, бережного отношения к окружающей среде, а так же получение опыта экологического ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Практически любая из тематик, посвященных: природе, человеку, человеческой деятельности и даже многие темы по музыке, живописи, литературе часто несут отчетливый экологический аспект.  Но учителя  несомненно должны помнить, что учащихся на таких уроках не надо перегружать новым материалом, а рассматривать экологические аспекты в рамках учебного материала. Экологический материал на уроке нужно строго дозировать, чтоб не уйти от главной темы урока.

           Экологические аспекты легко разбираются на уроках изобразительного искусства. Например:  пейзажи,  портреты животных и растений,  сценки из жизни организмов имеющие экологический смысл. Неоценима помощь уроков изобразительного искусства  в воспитании экологической этики и эстетики. Всегда для живого человека будут наиболее предпочтительными живые объекты. Они же значительно более многообразны, чем все иные вместе взятые. Ощущение красоты мира, его привлекательности, ощущения, усиливающие жажду жизни, дают нам живописные образы. Картины, показывающие животных и растений в их естественных местообитаниях, подчас более увлекательны, чем фильмы с лихо закрученными житейскими сюжетами.

          Рассматривая различные живые объекты, их удивительные формы, многообразие окраски, визуально постигаешь многие экологические аксиомы. Можно долго говорить о приспособительной окраске организмов, о различных ее типах и их необходимости для сохранения жизни, успешности охоты. Все это будет трудно постижимым, если останется только фигурами речи. Не зря пословица утверждает о том, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Уроки  ИЗО  вполне можно обогатить экологическим смыслом рисуемого, еще раз убедиться в обязательности проявления экологических правил, подчинение им формы и окраски живых существ.  Ведь любая форма животного, любая особенность его покровов функциональна. Всегда можно обратить внимание ученика на скрытую в той или иной форме адаптацию. У птицы есть крылья, чтобы опираться на воздух, у семени клена и ясеня тоже есть крылышко, а у одуванчика целый парашютик. Все эти существа имеют общее свойство, они летают. Различаются фигуры у лисицы, волка и белки в зимнем и в летнем меху. Да и цвет их «одежды» зимой и летом различен. Рисуя живое, превращаем урок рисования в экологический. На нем обучаем расшифровывать приспособительную ценность, которая скрыта в форме. В качестве проверочных тестов могут быть задачи, например, где живет это животное исходя из его формы тела? Чем питается это животное исходя из его внешности? Быстро или медленно передвигается это животное, судя по его фигуре? Каждый рисунок может рождать еще и множество вопросов связанных с образом жизни и многочисленными приспособлениями к среде у нарисованного объекта.

    Очень большая роль отводиться урокам технологии, где экологические аспекты разбирается не только устно, но и на конкретных материалах. Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды, являет на свет увлечения, и даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора. И мы тоже должны это использовать на уроках технологии. На уроках технологии в ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока.

    Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти. Он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание. А значит, такой ребенок в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
                 Применение на уроках «мусора» как художественного материала имеет ряд положительных аспектов:
    - экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей», ребята приучаются к практичности использования уже имеющего материала;
    - социальный аспект: применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей. Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам;
    - экономический аспект: ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей.
             Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость оттого, что, на первый взгляд, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо.

            В  начальной школе можно преподавать экологию в любой форме - отдельные и/или интегрированные уроки. Основой такого обучения могут быть простые экологические правила, изучаемые на каждом уроке. За учебный год учащиеся познакомятся с большинством экологических аксиом.  Такое  обучение отвечает установкам преподавания для устойчивого развития и включает в себя не только экологическую, но также прагматическую и этическую компоненты. Сам идея такого поурочного обучения не вступает в противоречие с современной планировкой урока и имеет целью освоить правила экологии и развить экологическое мышление для правильного общения с природными объектами, для использования экологических правил в собственной жизни. Такое мышление закладывается не для того, чтобы из каждого ученика сделать эколога, а чтобы в своей будущей взрослой жизни он по возможности исключал конфликтные ситуации в своей среде обитания, не разрушал ее. Ведь правила экологии вместе с эколого-этическими, это те необходимые самоограничения, которые должны создать человечеству возможности дальнейшей более полноценной, чем сейчас жизни на планете. Именно они должны привести к устойчивости в системе «человеческое общество – природа планеты»

    Литература:

    1. Дзятковская Е. Н. Мои экологические привычки/Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы; филиал кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ; ИСМО РАО.- Иркутск: Издательство института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014.
    2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
    3. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996).
    4. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
    5. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М. 2000. 174с.
    6. Экологическое образования в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования/Г.А. Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В.Моргун. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Экологическое образование на уроках в начальной школе"

    Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...

    К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

    В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

    Экологический компонент на уроках в начальной школе

    Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.Все учебные ...

    Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

    Экологическое воспитание учащихся  на уроках в начальной школе....

    Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

    На всех уроках в начальной школе необходимо экологическое воспитание...

    экологическое воспитание на уроках в начальной школе

    Формирование ответственного отношения в окружающей среде, которая строится на базе экологического воспитания....

    Экологические минутки на уроках в начальной школе

    Экологические минутки на уроках в начальной школе...