урок Блюда из зерна 3 класс
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 3 класса «Г»

по курсу « Разговор о правильном питании» (учитель Сидорова А.Б.)

                                Тема:  «Блюда из зерна»

Цель: сформировать у детей представление о блюдах из зерна.

Задачи:

- дать представление о том, какие блюда можно приготовить из зерна;

- ввести информацию детям о важности правильного питания;

- развивать логическое мышление, память, речь детей;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия.

  1. Организация.

Прозвенел уже звонок

Всех без исключения

Приглашаем на урок

С темой вкусной - нет сомнения.

2. Основная часть.

        Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колос. Всё лето колос рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек. Почему?      

Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили- достали зёрна. Из зёрен сделали крупу. А что можно приготовить из крупы?

 Сообщение темы занятия.

Сегодня поговорим о том, какие блюда можно приготовить из зерна.

Конкурс 1. «Профессии»

Много профессий есть на свете,

Но лишь те узнайте и назовите,

Которые известны издревле,

Чтобы каша была у нас на столе.

- Кто на ранней зорьке встал

Поле плугом распахал? (пахарь)

- За железным конём

Ящик тянется с добром,

Сквозь дырявое дно

В землю падает добро.

(хлебороб)

- Он науку изучил.

Землю, словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовётся…(агроном)

-Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.  

(механизатор)

- Кто хлопочет с поварёшкой

Варит каши и картошку.(повар)

 «Каша-пища наша»-

Недаром так в народе говорят.

Кашу с удовольствием люди едят.

Вкусна, сытна, полезна,

 Помогает от болезней.

Силы придаёт, к здоровью ведёт.

Особенно нужна для детей.

Готовится без затей.

Но помогает быстро расти

И здоровый дух обрести.  

На Руси каша занимала важнейшее место на столе. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. У русских князей был обычай- в знак примирения между врагами варить кашу .А про несговорчивых людей с тех пор говорят: «С ним каши не сваришь».

Конкурс 2. Загадки.

А теперь мои загадки,

Все они играют в прятки.

Крупу в них отгадайте,

Кто вспомнил- скорей называйте.

Её любят маленькие дети,

самая вкусная на свете.(Манная)

Называют её кашей красоты,

Полюби её и ты. (Овсяная)

Самая полезная, каша красоты.

Белые зёрнышки во рту тают,

О Китае вспоминают. (Рис)

Родина риса- Индия. Очень любят в Японии, Китае, Корее. Там он заменяет хлеб.

Разваренные крупинки

Сверкают, словно жемчуга.

Эта каша любимая моя. (перловая)

Мелкие зёрнышки напоминают солнышко.

Желто в горшке, сытно в брюшке.(Пшено)

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна. (Гречневая)

- А сейчас узнаем без чего обед - не обед.

Отгадать его легко

Мягкий, пышный и душистый

Он ржаной и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

        Учёные утверждают, что хлебу не менее 15 тыс. лет. Впервые появился в Египте.

-  А как появился хлеб? Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше. Чем положено. Ошибка обернулась лепёшкой. Люди как следует, отругали нерадивого кашевара, всё-таки попробовали новое блюдо, и оно им понравилось. Так, согласно легенде, из каши появился хлеб.

Конкурс 3.

-  Проследи путь от зерна к батону, расставь цифры. (рабочая тетрадь задание 3)

Конкурс 4.

- Какие механизмы помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? (рабочая тетрадь задание 4)

Конкурс 5.

- Люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает. Как вы думаете, почему? Оказывается в хлебе  много полезных веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

А что необходимо для приготовления теста для хлеба (рабочая тетрадь задание 5)

Конкурс 6. «Собери пословицу»

(рабочая тетрадь задание 7)

Хлеб… Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Ни один обед человека, а особенно младшего школьника, не обходится без хлеба. Хлеб режут только стоя, отдавая дань уважения.

Помните:

Хлеб-драгоценность! Им не сори.

Хлеба к обеду ты в меру бери.

Зёрна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы, берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам с полей родная речь:

Берегите хлеб, вы- люди,

Научитесь хлеб беречь!

4.Итог занятия.

Прозвенит сейчас звонок,

Подведём скорей итог.

- Какие блюда можно приготовить из зерна?

- Без чего обед не обед?

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

Тема: «Какую пищу можно найти в лесу»

Цель:

  1. Расширять знания учащихся о растениях и грибах, как источник полезных веществ, которые можно включать в рацион питания и об опасности ядовитых растений и грибов для здоровья человека;
  2. Познакомить детей с разнообразием растительного мира
  3. Дать представления о правилах поведения в лесу, позволяющих избежать опасных для здоровья ситуаций;
  4. Воспитание любви к окружающей природе, желания беречь и охранять природные богатства.

Оборудования.: рабочая тетрадь «Две недели в лагере Здоровья» автор Безруких М.М.,  Филиппова Т.А., Макеева А.Г.4 аудиозапись «Прогулка в лесу», гербарий, таблицы «Съедобные и несъедобные грибы», демонстрационный материал (муляжи), головные уборы (кепки , панамки, платки). (Пособия располагаются так, чтобы учащиеся в любой момент урока могли подходить и рассматривать их).

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: игра-путешествие, интегрированный.

Ход урока:

1.Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы идем с вами в воображаемый поход. Нам необходимо  выяснить какую пищу можно найти в лесу. Предстоит познакомиться с различными растениями – полезными и не очень, грибами – съедобными и несъедобными; подумаем над правилами поведения в лесу и посмотрим на окружающий нас мир.

      Работа по теме урока.

- Что нам необходимо взять с собой в рюкзак?

(ответы детей).

- Проверьте себя. Правы ли вы?

Работа в тетрадях (с. 42-43)

 - Не забудем взять в поход аптечку.

Что должно находиться в ней?

(ответы учащихся)

 - Чтобы солнце не напекло  голову и не было солнечного удара наденем головные уборы и в путь.

Физкультминутка.

(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легко, бегом на месте, кружатся, делая руками взмахи, повороты)

Звучит аудиозапись «Прогулки в лесу» (фрагмент)

3.Работа по теме урока «грибы» (1 часть).

Мы идем по лесной тропинке и вдруг… перед нами избушка лесника дяди Васи.

(исполняет ученица в костюме и с лукошком в руках)

 - Здравствуйте, гости дорогие!

Лапы елок прикрыли избушку,

Тут живет дядя Вася-лесник.

Приходите к нему на опушку –

Всех приветливо встретит старик.

Он про птиц нам немножко расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

- Что же, друзья, начнем мы с вами «грибную охоту»

- На какие две группы делятся грибы?

(съедобные и ядовитые)

Работа в группах

-Учащиеся готовили загадки о грибах.

(Класс делится на две команды. Каждая команда загадывает загадку команде- сопернику)

 Бледная она стоит,

 У неё съедобный вид.

 Принесешь домой - беда,

 Будет ядом та еда.

 Знай, что этот гриб - обманка,

 Враг наш - бледная...(поганка)

Он в лесу стоял,

 Никто его не брал,

 В красной шапке модной,

 Никуда не годный.(Мухомор)

Я родился в день дождливый

 Под осиной молодой,

 Круглый, гладенький, красивый,

 С ножкой толстой и прямой.(Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Кто в серой, кто в зелёной,

Кто в розовой, кто в жёлтой

Ты их бери, не мешкай,

Ведь это – ...(сыроежки)

Знают даже малыши

 Красно-белые грибы

 Те, что с мухами не дружат.

 Не бери ты их на ужин -

 Несъедобен этот гриб,

 Хоть красавец он на вид.

 Называют с давних пор

 Гриб тот - красный...(мухомор)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

 Очень дружные сестрички –

 Золотистые ...(лисички)

На поляне лесной,

 Под могучей сосной

 Старый старичок,

 На нем бурый колпачок

 Колпачок на бочок,

 Кто в лесу бывает,

 Тот его и знает. (Боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки.

 Эти дружные ребята

Называются ...(опята)

Шоколадно-бурый гриб,

 К скользкой шляпке лист прилип.

 Воротник ажурный тонок -

 Гриб такой зовут...  (Маслёнок)

- Почему нельзя собирать старые грибы, даже если они относятся к съедобными?

(в них накапливаются большое количество продуктов разложения)

- Используя наглядный материал, определите какие грибы можно употреблять в пищу?

 (Дети подходят к демонстрационному материалу «грибы» - муляжи, рассматривают их, решая проблемную ситуацию.)

- Вы нашли в лесу гриб, но не знаете его названия, ваши действия?

(объяснения учащихся)

4.Практическая работа учащихся в тетради (с.43) чтение текста по ролям «Употребление грибов в пищу»

Физкультминутка.

«На поляне дуб зеленый» (Звучит запись «Прогулка в лесу»)

5.Работа по теме урока «Ягодная поляна»(продолжение)

 - Лес богат не только грибами, но и ягодами. Проверяем свои знания.

Викторина(использование гербария и демонстрационных таблиц)

  1. Назовите ягоды, растущие в лесах (ежевика, малина, земляника)

Как на стежке, на дорожке

 Вижу алые сережки.

 За одною наклонилась,

 А на десять набрела!

 Я клонилась — не ленилась,

 Кружку с верхом набрала. (Земляника)

Красненькая Матрёшка,

 Аленькое сердечко.

 Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

 Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкус у ягоды хорош,

 Но сорви её поди-ка:

 Куст в колючках, будто ёж -

 Вот и назван?.. (Ежевика)

2.Назовите ягоды, растущие в таёжных  лесах (клюква, голубика, морошка)

Я красна, я кисла,

 На болоте я росла,

 Дозревала под снежком,

 Ну-ка, кто со мной знаком?( Клюква)

Под листом на каждой ветке

 Сидят маленькие детки.

 Тот, кто деток соберёт,

 Руки вымажет и рот. (Черника)

  1. Разгадай кроссворд (в тетради с.45)

- Чем полезны лесные ягоды?

- Что можно приготовить из лесных ягод?

- Вот и обед готов. Угощаемся пирогами с ягодами, всем приятного аппетита. Пьем чай с лесными целебными травами. Какими? (мяты, зверобой, душица)

6.Выработка правил поведения в лесу.

- Хорошо нам с вами в походе. Но мы пришли в гости к природе, необходимо соблюдать правила приличия в гостях.

- Давайте подумаем, о чем надо помнить, когда мы идем в лес?

(Учащиеся называют правила поведения в лесу)

Правила поведения в лесу

- Не обижай лесных насекомых.

 -Не разжигай костёр в лесу без взрослых.

 -Раз ты собрался по грибы – С собою острый нож бери.

 -Не забирай из леса домой животных.

 -А если встретил землянику – нежно ягодки сорви, а куст – оставь, побереги

 -Не поленимся, друзья: мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!

   ( просмотр презентации о правилах поведения в лесу)

Работа в парах.

- А теперь попробуем изобразить эти правила в виде знаков – запрещающих или разрешающих.

Можете работать в парах.

(Самостоятельная работа детей, после окончания знаки крепятся на доску)

- Молодцы! Все обязаны выполнять данные правила, тем самым мы будем беречь, и сохранять окружающий нас мир.

Дядя Вася (лесник)

- Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

7. Итог урока

 -Оказывается, и в лесу можно найти себе пищу. Только надо много знать и быть очень внимательным и осторожным.

- Чем вам запомнился этот поход?

- О чем надо помнить, когда находишься на природе?

8.Домашнее задание - «Поставьте» свой кукольный спектакль о правилах поведения в лесу, для этого вы станете «сценаристами», «кукольниками» и «актерами». Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блюда из зерна

Разработка внеклассного занятия к курсу "Разговор о правильном питании"...

Разработка урока по окружающему миру по теме "Блюда из зерна"

Подбор материала по предмету "Окружающий мир. Тема: Правильное питание. Учащиеся начальных класов на данном уроке  получают знания о том, что из зерновых культур  получают муку и к...

Классный час по правильному питанию"Хлеб да каша- пища наша" ( Блюда из зерна) в 4 б классе

Классный час разработан к занятию  "Блюда из зерна" из  учебника" Две недели в лагере Здоровья"  Авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева...

Блюда из зерна

Разговор о правильном питании...

Блюда из зерна

Разговор о правильном питании...

Блюда из зерна

Разговор о правильном питании...

Занятие по программе РПП "Блюда из зерна"

Представлена разработка занятия по программе "Разговор о правильном питании" . Тема "Блюда из зерна"...