«Развитие познавательных навыков у воспитанников детских садов и учащихся школ при реализации программы «Разговор о правильном питании»
методическая разработка по зож (1 класс) на тему

Куликова Елена Валентиновна

Конкурс методических разработок учителей в рамках программы "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_navykov.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21»

Конкурс

методических разработок педагогов

«Развитие познавательных навыков у воспитанников

детских садов и учащихся школ при реализации программы

«Разговор о правильном питании»

1 часть

Использование кейс-метода на занятии

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

Разработала:

Арефичева Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория,

10 лет работы по программе

Адрес:

Нижегородская область, г.Дзержинск,

ул. Патоличева, д. 31

тел. 33-33-69

 

г.Дзержинск

2017 г.

Оглавление:

  1. Введение                                                                                                                         3
  2. Теоретические основы развития познавательных навыков младших школьников как средство эффективного обучения основам правильного питания                                                                                                                           5
  1. Познавательные возможности человека                                                                       5
  2. Познавательные навыки как один из видов универсальных учебных действий      7
  3. Связь познавательных учебных действий с содержанием программы

                             «Разговор о правильном питании»                                                                                8

  1. Система работы по развитию познавательных навыков при реализации программы «Разговор о правильном питании»                                                      9
  1. Реализация программы                                                                                                    9         
  2. Соответствие форм и методов работы психо-возрастным

особенностям детей                                                                                                         11

  1. Описание используемого метода (Кейс – технологии)                                           13
  2. Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации  правильного питания детей младшего школьного возраста                                15                              
  3. Результаты изучения программы «Разговор о правильном питании»              18
  1. Ценностные ориентиры содержания программы                                                         18
  2. Результаты изучения программы                                                                                   18           
  1. Система оценивания эффективности и результативности работы по формированию познавательных учебных действий в рамках программы «Разговор о правильном питании»                                                                           19
  2. Заключение                                                                                                                     21
  3. Список используемой литературы                                                                             22
  4. Приложения
  1. Календарно – тематическое планирование учебного материала

по первой части программы «Разговор о правильном питании»

  1. Конспект занятия «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» с использованием «Кейс – технологии»

  1. Введение

Актуальность работы. Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.     

 Необходимость данной темы вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

-  подготовки учащихся к реальной жизни;

-  готовности к тому, чтобы занять активную позицию;

-  успешно решать жизненные задачи;

-  уметь сотрудничать и работать в группе;

- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому учителям пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил  в портрете выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и заинтересованность в  познании мира;  уверенность в своих силах, способность к организации собственной деятельности. Девиз  активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит более эффективно, если школьник проявляет познавательную активность.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других физических качеств. Если постоянно тренировать свой ум, решать трудные задачи, привлекая к этому свои креативные способности, самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций, то результат не заставит себя долго ждать.

Как известно, неспособных детей не бывает, нужно просто помочь ребёнку развить свои способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Остановимся на программе «Разговор о правильном питании», первой его части.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —  так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
           Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.

Цель работы – разработать систему работы по развитию познавательных навыков при реализации программы «Разговор о правильном питании».

Объектом работы является деятельность учащихся на занятиях по первой части программы «Разговор о правильном питании».

Гипотеза работы: если при обучении школьников на занятиях систематически применять систему упражнений по развитию познавательных навыков, то это будет способствовать повышению общей  культуры детей - участников проекта, обеспечению успешности социальной адаптации.    

Задачи работы:

  1. Определить сущность, особенности, значение познавательных навыков школьников.
  2. Разработать и реализовать систему упражнений для развития познавательных навыков школьников.
  3. Выявить влияние разработанной системы упражнений на развитие познавательных навыков учащихся второго класса на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме развития познавательных навыков младших школьников на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

  1.    Теоретические основы развития познавательных навыков младших школьников как средство эффективного обучения основам правильного питания
  1. Познавательные возможности человека

Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. 

Познание – сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, чувства и ощущения, интуиция, мышление.

  • Память – главное свойство человеческого мозга, требуемое для познавательной деятельности. Она руководит всеми процессами, связанными с получением знаний и применением их на практике.
  • Чувственные ощущения напрямую связаны с познавательными способностями человека. Органы чувств, выражаясь компьютерным языком, можно назвать устройствами ввода информации. С их помощью мы получаем огромные объемы первичной информации об объекте исследования.
  • Интуиция способна произвести знания, казалось бы, из ниоткуда. В этом нет никакой мистики: человеческий мозг стремится к гармонии и целостности. Порой наше сознание не воспринимает ту или иную информацию, но память бессознательно фиксирует ее. В те моменты, когда нам требуется эта информация, мозг может воссоздать воспоминания. Таким образом, человек быстро получает необходимые знания, даже не осознавая источника их возникновения.
  • Мышление помогает анализировать всю собранную информацию, связывать между собой различные события и явления, собирать воедино фрагменты данных об объекте, выстраивать закономерности.

Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого обязательно нужны условия:

  • Полноценное использование чувствительных периодов развития. Для развития интеллектуальных способностей – возраст от 3 до 12 лет. Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.
  • Высокая познавательная активность. Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребёнка стремление учиться узнавать новое.
  • Демократическая система обучения и воспитания также способствуют развитию познавательных интересов и личностных качеств детей.
  • Необходима деятельность. Для развития познавательных способностей необходимо предлагать ученику различные задания и упражнения. Но из-под палки способности развивать нельзя.
  • Очень важен пример родителей. Если в семье любят читать, заботятся об интеллектуальном росте, то и способности ребёнка развиваются быстрее.
  • Высокая самооценка. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступить к новым, всё более сложным заданиям, играм и упражнениям, что в свою очередь развивает его способности.
  • Ситуация успеха. Она напрямую ведёт к росту самооценки у ребёнка.

Способности практически полностью складываются к 13-летнему возрасту. Именно в этом возрасте заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития познавательных способностей детей надо прилагать во время нахождения ребёнка в детском саду и во время обучения в начальной школе.

  1. Познавательные навыки как один из видов

универсальных учебных действий

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов начального школьного образования. ФГОС оперирует понятием «универсальное учебное действие» и ставит в качестве одной из задач формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий. В начальной школе в состав этих действий входят: действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем:

а) осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

б) осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

в)  построение сообщения в устной и письменной форме;

г) смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

д) осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

е) осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

ж) установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

з) построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

и) выделение существенных признаков и их синтез.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для познавательного развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

  1. Связь познавательных учебных действий с содержанием программы

«Разговор о правильном питании»

Программа «Разговор о правильном питании» обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий.

Развитие восприятия

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради «Разговор о правильном питании»;

работать по предложенному учителем плану;

отличать верно выполненное задание от неверного;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Развитие памяти

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Развитие внимания

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Развитие мышления

делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, интернетресурсы.

В начальном обучении программа «Разговор о правильном питании» занимает важное место, поскольку успехи в изучении программы формируют у детей сознательное отношение к своему здоровью, позволяют освоить навыки правильного питания.

  1. Система работы по развитию познавательных навыков

при реализации программы «Разговор о правильном питании»

  1. Реализация программы                                                                                                    

В этом разделе описывается система работы, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, а также анализируются полученные результаты и формируются выводы.

  1. Учебно – методический комплект «Разговор о правильном питании» включает в себя 15 тем. Реализация программы определяется её модульным характером, что предполагает:
  • вариативность при выборе площадок для реализации;
  • вариативность способов реализации. Основной вариант реализации программы – в рамках кружковой работы.

Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в следующей форме:

  • интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, технология);
  • праздников;
  • бесед;
  • классных часов;
  • однодневных походов в природу;
  • экскурсии в школьную столовую, продовольственный магазин;
  • встречи с интересными людьми;
  • творческие домашние задания;
  • ярмарки полезных продуктов;
  • родительских собраний, круглых столов, семинаров;
  • в рамках проектной деятельности;
  • конкурсов рисунков, плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
  • выпуска журналов, газет, информационных буклетов.

В ходе апробирования данной программы выявилась возможность использования различных образовательных технологий. Например, на одном из занятий «Разговор о правильном питании» в теме «Плох обед, если хлеба нет» мы с детьми читали и анализировали Русские народные сказки. После детям было предложено поисковое задание: определить примерную массу пищи, которую съедает каждый за один обед. Ребятами было выявлено несколько способов: взвешивали дома свои порции, вставали на весы до и после приёма пищи, посмотрели  меню в столовой. На уроке математики дети подсчитали массу необходимых продуктов для обеда за 1 день, неделю, месяц. Полученный результат всех удивил и поразил. Возникла проблемная ситуация: куда всё это исчезает? Проблему сняли на уроке окружающего мира «Мой организм». На следующем занятии «Разговор о правильном питании», работая в группах, дети рисовали (творческая деятельность) и сравнивали меню обеда жаркого летнего дня и холодного зимнего. По результатам были выпущены две кулинарные книги: летняя – «В знойный полдень» и зимняя – «Зимние радости». В результате дети самостоятельно сделали вывод: рацион питания должен соответствовать сезонным изменениям.

Некоторые  темы были включены в цикл  внеклассных мероприятий:

  • мастерская «Оч.умелые ручки» (поделки «Салфетница», «Вязанный подстаканник», др., настольные  игры «Вкусные пазлы», «Съедобное - несъедобное»);

художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки);

  • программа внеурочной деятельности «Умное перышко» (сочинение загадок, стихов, рассказов);
  • программа дополнительного образования «Умники и умницы» (исследовательская и проектная деятельность, практические работы)
  • «час общения»:
  • классные часы (например, «Хлеб – всему голова»);
  • праздники;
  • походы («Там, на неведомых дорожках…»);
  • экскурсии (хлебозавод г.Дзержинска, Сормовская кондитерская фабрика г. Нижнего Новгорода, школьная столовая, шоколадная мастерская г.Дзержинска);
  • встречи с интересными людьми (например, одна из бабушек, в молодости поднимавшая целину, рассказала, какую еду можно найти в степи и  в лесу);
  • спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

  1. Соответствие форм и методов работы психо-возрастным

                                       особенностям детей.

В ходе реализации Программы «Разговор о правильном питании» используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие познавательный интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

  1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
  2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.), также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения  заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают.  Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
  3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
  • викторина «Самые полезные продукты»;
  • сказка «Вкусные осенние истории»;
  • экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл», «Сладкоежка»;
  • круглый стол «Полдник. Время есть булочки»;
  • практикум «Накрываем стол к обеду»;
  • исследование «Овощи, фрукты – самые витаминные продукты», «Молоко. Состав молока»;
  • проект «Путешествие с маленьким зёрнышком», «Вкусные пазлы»;
  • театрализация «Там, на неведомых дорожках»;
  • диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;
  • диспут «Как правильно вести себя за столом»;
  • семейная викторина «Поле чудес»;
  • игра - путешествие «На необитаемом острове», «В страну Правильного питания»;
  • издание журнала «Во саду ли, в огороде», «Там, на неведомых дорожках…»;
  • кейс – метод «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» (Приложение №2)
  1. Активно использую в работе технические средства обучения:
  • презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия, детские презентации, созданные учениками моего класса).
  • видео: фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Маша и медведь», «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).
  • диски с мультипликационными фильмами: «Как мужик гусей делил»; «Каша из топора»; «Война грибов»;  «Лиса и Журавль»; «Горшочек каши»; «Маша и медведь»; и др.
  • интерактивные игры, созданные для работы на занятиях;
  • тестовые задания, размещённые на страничке нашего класса в Дневнике.ру для контроля и совместной работы детей и родителей дома.
  1. Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой, театрализация сказки для родителей.

  1. Описание используемого метода

Для более эффективного развития познавательных навыков детей использую кейс-технологии. На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые   попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся  в процессе  обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Результатом работы   кейс – технологии  являются  работы учащихся в виде  презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

 Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к занятиям по программе «Разговор о правильном питании», развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника (до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Действия преподавателя (во время занятия)

Действия школьника (во время занятия)

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

Действия преподавателя (после занятия)

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”.  Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.

  1. Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста

В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач. Работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей младшего школьного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.

С содержанием учебно-методического комплекта «Разговор о правильном питании» перед началом  работы  мы знакомим родителей учащихся, которые будут заниматься по  программе, рассказываем о целях и задачах  программы, т.к. в дальнейшем особое внимание уделяем привлечению родителей к ее  реализации. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой  работы  – непременное условие для успешной  реализации  задач  программы. Учитель в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса школьников помогают реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме, использовать методы обеспечивающие у школьников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги - использовать различные приемы «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала». При работе с родителями в данном направлении используем различные приемы и формы: дни открытых дверей, проектная деятельность с привлечением родителей. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
          На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:

  • генетические задатки;
  • здоровье ребёнка;
  • правильное питание;
  • соблюдение режима дня;
  • психологическая поддержка родителей;
  • взаимоотношения ученик – учитель – родитель.

 Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я раскрыла цели и задачи программы, её тематику, предложила родителям ответить на вопросы анкеты.

Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на заключительном  собрании года я познакомила родителей с результатами анкетирования. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

В связи с продлённым учебным днём, интенсивности нагрузки организовано и сбалансировано ежедневное трёхразовое питание (по решению родительского собрания).

Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет и т. д. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.

Виды и формы  работы  с родителями:

  • вовлечение в  реализацию   программы  родителей учащихся;
  • творческая  работа  учащихся с родителями;

- фотовыставки

- конкурсы рисунков

- изготовление памяток

  • проектная деятельность;

- создание мультимедийного сопровождения;

- исследовательская  работа;

  • разработка и анализ анкет для родителей (до и после изучения темы);
  • проведение родительского собрания, на котором родители знакомятся с  программой;
  • массовые мероприятия - фестиваль «Аппетитная песенка», праздники, «Дни  правильного   питания: Каши, Рыбы, Чая и др.»;
  • ролевые, образно-ролевые, компьютерные игры;
  • экскурсии.

Эффективность работы по познавательному развитию в рамках программы «Разговор о правильном питании» зависит от координации работы с другими учреждениями.
Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы Лицея по познавательному развитию может реализоваться коллективом педагогов на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры.
 Коллектив Лицея №21 успешно сотрудничает с детской библиотекой им. К. Симонова, МБОУ СОШ №4, краеведческим музеем, МБОУ ДО «Эколого- биологический центр», МБОУ ДО «Магнитная стрелка», детской поликлиникой №10, комбинатом школьного питания.

«Мониторинг изучения основ культуры питания», проводимый в декабре 2016 года показал положительную динамику совместной работы с родителями.

  1. Результаты изучения программы «Разговор о правильном питании»
    1. Ценностные ориентиры содержания программы

В результате обучения учащиеся овладеют:

 знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

 навыками укрепления здоровья;

 знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;

 навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.

2.  Результаты изучения программы

 проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

 овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

 готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно - смысловые установки, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

 способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

 способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

 способность к рациональному использованию учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания.

     В ходе развития познавательных способностей  учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • готовить тексты своих докладов;
  • объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • сотрудничать с другими людьми;
  • самостоятельно приобретать необходимые знания.

     Работа над заданиями предполагает включение в процесс и родителей, так как совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка.

Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования. Очень удобно работать с фишками, вклеенными на вкладыше тетради. Они не теряются (клеевая основа) и работа проходит в достаточно быстром темпе, что немаловажно при проведении данных занятий.

  1.  Система оценивания эффективности и результативности работы по формированию познавательных учебных действий в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Оценка результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
  • при анализе выполнения проверочных заданий по программе «Разговор о правильном питании», когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности познавательных умений.

В моём методическом оснащении такие задания представлены в тестах для детей и родителей в Дневнике.ру, анкетах, разборе ситуаций, занимательных заданиях (кроссворды и ребусы), минисочинениях – рассуждениях на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?», др.).

Эффективной формой оценивания динамики достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.

В портфолио моих учеников, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, включены следующие материалы:

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе занятий по программе «Разговор о правильном питании».

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения УУД, которые веду я, как учитель начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы).

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся по программе «Разговор о правильном питании.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • о сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляци.

  1. Заключение

Современная   ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах  культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу с помощью программы «Разговор о правильном питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня.

Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании»   показала  максимальное вовлечение детей и их родителей в  поисковую и творческую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.

Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал её эффективность. Как показывают опросы родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.

Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.

Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.

  1. Список используемой литературы
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г. 
  2. М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.  
  3. Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
  4. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. 
  5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  6. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: 2008
  9. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.
  10. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
  11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М., 2009.
  13. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006  
  14. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
  15. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  16. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.
  18. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
  19. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
  20. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
  21. http://www.casemethod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

Рабочая программа"Развитие коммуникативных навыков в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"

Рабочая программа составлена в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании". Данная программа направлена:  ► на формирование у младших школьников основ рационального питания...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...