Главные вкладки

    Позаботимся о зрении детей. Гимнастика для глаз детей и родителей
    план-конспект по зож по теме

     Вислогузова Любовь Захаровна

    Позаботимся о зрении детей. Гимнастика для глаз для детей и родителей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razminka_dlya_glaz_4.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей. Гимнастика для глаз»

    В дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие всего организма, в том числе и органов зрения. В этот период развития ребенку свойственно проявлять любопытство, малыши с удовольствием смотрят телепередачи, интересуются компьютером. Именно то, что глаза детей подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, должно нас, взрослых особо настораживать.

    Необходимо помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды, и предотвратить ухудшение зрения у малыша. Мы рекомендуем родителям больше внимания уделять осанке ребенка, если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением.

    Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном телевизора лучше всего не сбоку, а, напротив, на расстоянии 3 метров.

    Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус, и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

    В зависимости от возраста есть определенные временные ограничения при просмотре телевизора, или занятий на компьютере. Так, самым маленьким рекомендуется в день не более 10 минут просмотра мультиков. В среднем дошкольном возрасте это 15 минут, в старшем – не более 20 минут. Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру, и тогда это будет и интересно, и полезно, и безопасно для здоровья ребенка.

    «Глазки рисуют»

    Мы сейчас глаза закроем, пусть немного отдохнут, - закрывают оба глаза.

    А сейчас глаза откроем и посмотрим, что вокруг; – открывают глаза.

    Глазки вверх сперва поднимем, а потом посмотрим вниз,

    Повторим неторопливо, аккуратно, вверх и вниз, - глаза поднимают вверх, опускают вниз.

    Нарисуем круг глазами, он похож на букву «О», - глазами рисуют букву О.

    А сейчас рисуем мостик, получается? Легко! - взглядом рисуют мост.

    А теперь смотри направо, и налево посмотри, - глаза смотрят вправо- влево.

    Глазки наши отдохнули, все готовы для игры.

    «Зайчик».

    На морковку зайка смотрит, глаз не отрывает, - смотрят на морковку прямо.

    Глазки зайки отдыхают, он глазками моргает. – моргают глазами.

    Я морковку поднимаю, глазки поднимаются, - поднимают глаза вверх.

    Я морковку опускаю, глазки опускаются. – опускают глаза вниз.

    Вправо, влево посмотри, за морковкой проследи. – смотрят вправо-влево.

    Чтобы глазки не устали, с ними мы сейчас играли. – закрывают глаза.

    «Белка»

    Посмотри скорей, дружок, - смотрят перед собой.

    Скачет белка скок поскок! – моргают глазами.

    С веточки на веточку, скачет наша белочка. – смотрят вправо и влево.

    Хочет шишку - прыгнет вверх, - смотрят вверх,

    За грибочком спрыгнет вниз, - смотрят вниз.

    Ночью скажет мама-белка«Дочка, спать скорей ложись». - Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

    «Стрекоза»

    Смотрите скорее, летит стрекоза, - указательными пальцами обеих рук делают круговые движения

    Прозрачные крылья, большие глаза. – указательными и большими пальцами рук делают колечки - глаза

    И влево и вправо, назад и вперед, - смотрят вправо и влево

    Кружится, как будто она вертолет. – медленные круговые движения глаз.

    И кверху взовьется, и спустится вниз, - смотрят вверх, вниз

    А если устанет, над лугом повиснет. – закрывают глаза.

    «Кошка»

    Посмотри в своё окошко, ты увидишь нашу кошку. - разводят руки в стороны.

    Кошка вышла на карниз, посмотрела вверх и вниз. - смотрят вверх, вниз.

    Подскажите ей, ребята, где здесь прячутся мышата? - моргают глазами.

    Ты иди сперва направо, там живет мышей немало. - смотрят направо

    А налево повернешь, норку мышек там найдешь. - смотрят налево

    Возле норки полежишь, может быть, увидишь мышь. - сидят с закрытыми глазами.

    «Дождик»

    Дождик, дождик, кап – кап – кап, намочил дорожки - моргают глазами

    И теперь у всех ребят мокрые сапожки. - смотрят вниз.

    Посмотри на тучку, вверх, погрози ей пальчиком, - смотрят вверх.

    Не мочи сегодня нас, девочек и мальчиков. - поворачивают глаза вправо - влево

    В небе тучка покружилась, - делают круговые движения глазами.

    И пропала, испарилась. – закрывают глаза.


    Добрый день, уважаемые Родители.

    Цель: Способствовать освоению родителями навыков по формированию здорового образа жизни и его влиянии на успешную учебную деятельность первоклассников через организацию группового взаимодействия на основе технологии «Мастерская будущего».

    Слайд. Снежная картинка.

    В начале нашей встречи я  предлагаю вам поиграть ….. в снежки. Почему бы и нет? Зима у нас снежная, морозная, а чтобы настроение стало бодрым, мы будем передавать друг другу этот снежок, и называть не только свое имя, но и слово, которому вы хотели бы соответствовать в  ходе совместной работы. Оно должно начинаться на первую букву вашего имени.

    Начнем? Меня зовут Иван Игоревич, и сегодня я буду Инициативным интеллектуалом. А как зовут Вас и какому качеству вы хотите соответствовать?  Передает снежок.

    Спасибо. Вижу, что вы настроены на работу, поэтому  справились  с этим холодным заданием, а теперь я предлагаю поработать над потепления обстановки на нашей встречи.

     Давайте вместе определим тему собрания.

    Прочитайте цитату Василия Александровича Сухомлинского и скажите, как Вы ее понимаете?

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
    Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
    В.Н.Сухомлинский

    Сл. Правильно, это слово здоровье и  тема нашего собрания: «Помощь первокласснику в адаптации к школе». Тему над которой мы будем работать актуальна в наше время, ведь для начинающих школьников 1 сентября – это не только праздник, но и начало одного из самых критических периодов в жизни. 

    Главная забота родителей в период адаптации первоклассника - поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашего ребенка. Волнительно, правда?

    Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при чтении и  письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как чтение и письмо являются базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

    Естественно, что дети с затруднениями в обучении замедляют общий темп работы класса, кроме того, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности. И как следствие - у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

    - Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Обведите свою руку на листе бумаги и напишите в центре слово «письмо», а на каждом пальце, какие трудности испытывают ваши дети при письме.

    - Озвучьте, пожалуйста, ваши записи.

    - Итак, мы с Вами только что сформулировали некоторые недостатки, которые как правило, свойственны всем первоклассникам. Давайте проверим, насколько они соответствуют моим формулировкам.

    На слайде. Недостатки письма:

    • нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;
    • неправильное написания букв;
    • пропуск, недописывание букв;
    • медленный темп письма;
    • тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

    В целом это объясняется недостаточным развитием руки ребенка.

    Как Вы считаете, нужно ли вам формировать навык письма с домашних условиях?

     Нет. Ваша помощь может состоять в том, чтобы развивать мелкую  моторику?

    Давайте научимся некоторым упражнениям.

     РАЗМИНКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ

    Прежде чем начать писать выполним разминку.

    • Завели мотор машины (вращение кулаков)
    • Покажем как работает наше сердце (сжимание кулака)
    • Поднимаемся и опускаемся по ступенькам (большим пальцем нажимаем на другой)
    • 1,2,3,4,5 (сжимание пальцев)
    • Пальчики ушли спать (наклоны кулачков)
    • Пальчики проснулись (выброс пальчиков из кулаков)

    Разминку провели. Теперь пальчики ваших детей будут замечательными помощниками в работе.

    Такие упражнения вы можете выполнять ежедневно по нескольку раз. Менять их. Вспомните, какими упражнениями можно развивать мелкие кисти руки?

    Какие еще проблемы мешают адаптации? Неумение концентрировать внимание.

    А сейчас давайте поупражняемся. Семерки


    Давайте прочитаем друг другу  советы по оказанию помощи детям:

    – создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
    – роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
    – формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
    – обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
    – недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
    – исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
    – учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
    – предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
    – поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;

    Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.

    Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

    Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.

    Этап рефлексии. Слайд.  Спасибо. Я надеюсь, что в уже ближайшем будущем вы  будете применять полученные навыки в воспитании детей. Давайте снова обратимся к снежку и сделаем из него снежный ком. Передавайте его друг другу, со словами:  «  Мой ребёнок  лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом  будут передавать мяч.

    »    

    Спасибо, чтобы ваши знания не растаяли вместе со снегом, я хочу вручить вам памятки, в которые найдете основные рекомендации по нашей теме и надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас не только полезной, но и  интересной.

    …………………………..

    В наших силах сделать так, чтобы наши дети не утратили желания и способности к самостоятельности

    Упражнение «Цепочка родительских советов». Родители читают и поясняют советы - фразы, которые поддерживают детей в обучении.

    Первое правило. Давайте ребенку возможность выражать себя в творчестве, в любых делах,  не навязывая своего мнения.

    ()

    II.        Упражнение родителей в применении приемов воспитания самостоятельности на основе самопознания.

    -        Чтобы ребенок стал самостоятельным, мы должны дать ему помочь в познании самого себя. Я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами, которые ведут к воспитанию этого качества.

    1.        Прием ассоциации.

    -        Этот прием позволяет ребенку понять себя, оценить свое душевное состояние.

    У меня в руках Волшебный конверт. Из конверта взять карточку с фразой и закончить ее:...»; «Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если...»; «Я превращаюсь в тигра, когда...»; «Я бываю роботом, когда...»; «Я веселая песенка, когда...»; «Я лампочка, если...», «Я летаю, как птичка, если мне….», «Я маленький муравей, потому что».

    -        Итак, мы помогли детям, понять свое настроение и осознать, когда и почему он их испытывает.

    Итак, правило второе. Ребенок может стать самостоятельным, если он знает и понимает себя.

    2.        Упражнение в принятии нестандартного  решения проблемы и радость от неожиданной простоты решения.

    Поиграем в резиночку.

    -        Я сейчас попрошу Вас надеть канцелярскую резинку на мизинец и большой палец руки с тыльной стороны кисти. Попробуйте без помощи другой руки снять резинку.

    -        Получилось? Не у всех. А почему Вы не попросили помощи у соседа?

    -        Не догадались, поверили в свои силы? Не было установки не обращаться за помощью. «Почему мы не просим помощи у ближнего?»

    Рядом с ребенком должен быть добрый, чуткий, любящий человек, готовый прийти ему па помощь в любое время.

    Какой же должны быть эта помощь? Помощь должна быть разумной.

    Разумная помощь,  какая она?

    Про самостоятельнсть

    И помните. Иногда родители, пытаются помочь своему ребенку в учебе. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.


    Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

    • 50–55 % зависит от образа жизни: малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
    • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
    • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
    • И только 5 % зависит от медицины.

    Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

    • интенсификация учебного процесса;
    • недостаток двигательной активности учащихся;
    • несоблюдение гигиенических требований;
    • перегрузка учебных программ;
    • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
    • стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
    • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
    • неправильное питание;
    • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;


    Безопасность

    Цель: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения к личной безопасности.

    Важнейшая задача семьи и школы – научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

            В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В Словаре русского языка С.И. Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности. Пусть угадают сами.

    Ребенок и безопасность. Статья 34 Федерального закона «Об образовании в Рос Фед »Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования указывает на необходимость

    9) уважения человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

    Ребенок-первоклассник особенно нуждается в защите и безопасности так ка к…….

    Можно провести тест с родителями

    Проведи!!!!

    Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям. Предлагаю вам оценить свое отношение к вопросам безопасности и ответить на ряд вопросов:

    1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

    2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей уходя из дома проверять, выключены ли электроприборы, газ, вода?

    3. Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?

    4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?

    5. Вы не совершите в присутствии ребенка необдуманный поступок, например, искупаетесь в незнакомом водоеме, прогуляетесь по тонкому льду и т. п.?

    6. Вы знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?

    7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести в непредвиденной ситуации, например, он застрял в лифте или услышал запах газа в квартире?

            За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.

            Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.

    Упражнение «Цепочка родительских советов». Родители читают и поясняют советы - фразы, которые помогают защитить детей

    1. Научите детей никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом.
    2. Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослых.
    3. Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить, что они дома одни.
    4.  Научить их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребенком об этом не было предварительной договоренности.
    5. Научите их с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.
    6. Научите их, что они всегда должны сообщать вам, куда идут, когда собираются вернуться, и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.
    7. Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.
    8. Научите их избегать пустынных мест.
    9. Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.
    10. Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребенка домой) - один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергается дети поздно вечером.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Дети глазами родителей, родители глазами детей"

    Родительское собрание с презентацией...

    «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

    Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

    Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

    Для родителей. Гимнастика для глаз для детей начальной школы.

    Современные дети проводят много времени перед экраном компьютера, читают учебники (кники, к сожалению, не читают), выполняют письменные задания в школе и дома. Регулярное выполнение комплекса упражнен...

    Дети глазами родителей, родители глазами детей

    "Дети глазами родителей, родители глазами детей" 3 класс...

    Гимнастика для глаз "Берегите зрение"

    Гимнастика для глаз "Берегите зрение"...