программа по внеурочной деятельности"Отличное зрение"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Дмитриева Оксана Владимировна

Данная программа предназначена для обучающихся начальных классов.

Проблема сохранения здоровья, в частности сохранение зрения у детей является актуальной.

В хорошем зрении подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения.

В связи с учебными нагрузками зрение у учащихся ухудшается, что  затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 37 миллионов слепых людей и 124 миллиона человек с плохим зрением. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок. При этом три четверти случаев слепоты излечимы или предотвратимы. По расчетам ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится и достигнет 75 миллионов.

 В связи с этим  предполагается   внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной  деятельности.       И образовательная программа по внеурочной деятельности естественнонаучного   направления «Отличное зрение» будет одной из таких форм.

Актуальность  программы «Отличное зрение»  опирается на анализ  родительского спроса. Родители школы-интерната № 19 ОАО «РЖД» заинтересованы в том, чтобы педагоги  несли  ответственность за  сохранение зрения у учащихся, учитывали  индивидуальные  законы   развития ребенка, помогали школьнику жить  активной, интересной и полноценной жизнью; сделали  так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся.  Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность  программы внеурочной деятельности.

  В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении к своему здоровью, сохранению и улучшению своего зрения.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2011 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Педагогическая целесообразность программы  объясняется тем, что

здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

В распоряжении образовательной системы НОУ «Школа-интернат № 19» ОАО «РЖД» имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания  здорового образа жизни   комплексно. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности.

Цель программы: формирование у школьников представления о ценности зрения и ресурсах собственного организма, приобретение навыков по сохранению и восстановлению функции зрения, формирование мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Система занятий по курсу «Отличное зрение» позволяет решать следующие задачи: познавательные, развивающие, воспитывающие.

Познавательные:

  1. Сформировать общие представления о зрении.
  1.  Ознакомить с оздоровительными методиками и упражнениями                                   восстановления, сохранения и улучшения зрения.
  2.      Формировать  ответственность за свое здоровье;

4.        Формировать потребности учащихся  вести здоровый образ жизни.

Развивающие:

  1. Развивать зрительные навыки.
  2. Развивать  интерес к наблюдению за окружающим миром.

3.       Повысить  двигательную активность детей,  преодолевая  усталость, нагрузки и напряжение  на зрение  от урочной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать грамотность в вопросах здоровья и  бережное отношение к своему зрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichnoe_zrenie.doc.docx83.94 КБ

Предварительный просмотр:

              Частное  общеобразовательное учреждение

полного  (среднего) образования «Школа - интернат №19»

открытого акционерного общества «Российские  железные дороги»

Программа рекомендована                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:                                                               

к работе педагогическим                                                                        директор школы – интерната №  19

советом школы - интерната  № 19                                                         ______________Пугачева И. В.              

протокол №            

                                         

Программа обсуждена  на

заседании методического

объединения учителей

начальных классов

протокол №

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ  

«ОТЛИЧНОЕ ЗРЕНИЕ»

                                Составитель программы:

учитель нач. классов

 высшей  категории

Дмитриева О. В.

                                               

Новокузнецк, 206


Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                      3

2. Учебно-тематический план                                                                            14

3. Содержание программы.                                                                                19        

4. Методическое обеспечение образовательной программы.                         22

5. Список литературы.                                                                                        22

 


Пояснительная записка

к программе курса «Отличное зрение»

Проблема сохранения здоровья, в частности сохранение зрения у детей является актуальной.

В хорошем зрении подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения.

В связи с учебными нагрузками зрение у учащихся ухудшается, что  затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 37 миллионов слепых людей и 124 миллиона человек с плохим зрением. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок. При этом три четверти случаев слепоты излечимы или предотвратимы. По расчетам ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится и достигнет 75 миллионов.

 В связи с этим  предполагается   внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной  деятельности.       И образовательная программа по внеурочной деятельности естественнонаучного   направления «Отличное зрение» будет одной из таких форм.

Актуальность  программы «Отличное зрение»  опирается на анализ  родительского спроса. Родители школы-интерната № 19 ОАО «РЖД» заинтересованы в том, чтобы педагоги  несли  ответственность за  сохранение зрения у учащихся, учитывали  индивидуальные  законы   развития ребенка, помогали школьнику жить  активной, интересной и полноценной жизнью; сделали  так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся.  Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность  программы внеурочной деятельности.

  В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении к своему здоровью, сохранению и улучшению своего зрения.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2011 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Педагогическая целесообразность программы  объясняется тем, что

здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

В распоряжении образовательной системы НОУ «Школа-интернат № 19» ОАО «РЖД» имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания  здорового образа жизни   комплексно. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности.

Цель программы: формирование у школьников представления о ценности зрения и ресурсах собственного организма, приобретение навыков по сохранению и восстановлению функции зрения, формирование мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Система занятий по курсу «Отличное зрение» позволяет решать следующие задачи: познавательные, развивающие, воспитывающие.

Познавательные:

  1. Сформировать общие представления о зрении.
  1.  Ознакомить с оздоровительными методиками и упражнениями                                   восстановления, сохранения и улучшения зрения.
  2.      Формировать  ответственность за свое здоровье;

4.        Формировать потребности учащихся  вести здоровый образ жизни.

Развивающие:

  1. Развивать зрительные навыки.
  2. Развивать  интерес к наблюдению за окружающим миром.

3.       Повысить  двигательную активность детей,  преодолевая  усталость, нагрузки и напряжение  на зрение  от урочной деятельности.

Воспитательные: 

Воспитывать грамотность в вопросах здоровья и  бережное отношение к своему зрению.

 Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся,  формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление зрения,   физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • организация деятельности учащихся, обеспечивающая достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогами, врачом-офтальмологом, администрацией, психологом.

       Возраст детей.

 Содержание программы внеурочной деятельности  «Отличное зрение» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» для обучающихся 7-11 лет (1-4 классы).

Сроки реализации.

Программа «Отличное зрение» относится к  естественнонаучному направлению,  рассчитана на 4 года обучения, объемом в 138 часов, которые делятся на  8 этапов. Первый этап  является вводным и направлен на  знакомство учащихся  с окружающим миром с помощью зрения, и его ролью в жизни человека. Второй этап  связан с изучением строения глаза, деятельностью визуальной системы. Третий этап  знакомит учащихся  с глазными заболеваниями и их профилактикой. Четвертый этап  направлен на изучение роли полезных продуктов, витаминов, минералов  в питании человека и влиянии их на зрение.  На пятом этапе учащиеся  исследуют взаимосвязи тела и глаз, их влияние друг на друга. Причины плохого зрения. Влияние двигательной активности на деятельность визуальной системы. Шестой этап направлен  на  формирование гигиенических навыков по уходу за глазами. Учащиеся изучают физические упражнения, физминутки, разные методики, направленные на  улучшение  зрения.  На седьмом этапе учащиеся собирают и знакомятся с информацией, связанной  о зрении.  Изучают различные источники, готовят презентации.  Восьмой этап посвящен влиянию цветотерапии на здоровье глаз и  на  настроение человека.   Каждый этап содержит исследовательский и практический виды учебной  деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, больницы города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,                  тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению                    знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Описание ценностных ориентиров содержания курса  «Отличное зрение»

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для

здорового образа жизни.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Приобщение родителей и детей  к ведению здорового образа жизни и сохранению  своего зрения.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Планируемые  результаты освоения  учащимися программы курса «Отличное зрение»

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  будут:

иметь представление:

  • о гигиене  зрения;
  • о предметах личной гигиены;
  • о здоровом образе жизни;
  • о профилактике здоровья;
  • об элементарном  строении глаза;
  • о деятельности визуальной системы;
  • об инфекционных глазных заболеваниях: конъюктевит, ячмень и их профилактике;
  • о правильном питании,  витаминах, минералах для сохранения зрения;
  • о пальминге;
  • о взаимосвязи работы позвоночника и глаз;
  • о влиянии  оранжевого  и красного цветов  на  зрение человека;

знать:

  • режим дня школьника;
  • правила личной гигиены;
  • разные методы закаливания;
  • предметы для личной гигиены;
  • для чего нужна зарядка;
  • для чего необходим режим питания;
  • как следить за своей осанкой и посадкой;
  • причины плохого зрения;
  • историю цветотерапии;
  • из чего состоят слезы и  почему они текут;

уметь:

  • соблюдать режим дня, режим питания
  • пользоваться предметами личной гигиены
  • делать зарядку и физические упражнения для улучшения зрения
  • ухаживать за глазами
  • правильно сидеть за партой ;
  • расслаблять глаза при помощи пальминга;

 у  обучающихся будут воспитаны:

  •  привычки  соблюдать элементарные правила  личной гигиены, режима дня школьника и режима питания;
  • потребность  в активном образе жизни;
  • чувства  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны:

иметь  представление:

  • о ЗОЖ, о личной гигиене, о режиме дня школьника, о режиме питания, о  закаливании;
  • о рационе питания;
  • о витаминах, о полезных продуктах;
  • о лечебных свойствах продуктов;
  • о взаимосвязи глаз и характера человека;
  • о взаимосвязи зрения, эмоций  и разума;
  • о сходстве в строении  фотоаппарата и глаза;
  • о влиянии  голубого   и зеленого  цветов  на  зрение человека;

будут знать:

  • правила закаливания солнцем, водой и воздухом;
  •  о понятии близорукости и дальнозоркости, их причине  и профилактике;
  • о влиянии солнца на  зрение  человека;
  • о влиянии пищи на зрение  человека;
  • о влиянии физкультуры и спорта на зрение  человека;
  • значение досуга, образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
  • значение двигательной активности для развития здорового организма;
  • причины плохого зрения;
  • как животные видят ночью;

будут уметь:

  • соблюдать правила  гигиены жилых и учебных помещений;
  • организовывать свой культурный досуг, активный отдых;
  • правильно сидеть, стоять и лежать;
  • приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные салаты;
  • ежедневно ухаживать за глазами;
  • делать йогу для глаз;

будут  развиты и воспитаны:

  • творческие и коммутативные способности, осознание здорового образа жизни на основе первоначальных умений;
  • потребность  в чистоте, аккуратности и правильном уходе за телом человека;
  • осознанное  отношение к питанию;
  • стремление укреплять свой организм с помощью правильного питания, физкультуры и спорта;

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  будут:

иметь   представление:

  • о ЗОЖ, о личной гигиене, о режиме дня школьника, о режиме питания, о закаливании;
  • что глаза - главные помощники человека;
  • представление о функциях роговицы и радужки, зрачка и хрусталика;
  • о признаках, лечении и профилактике  астигматизма  и косоглазия;
  • о соблюдении норм рационального питания;
  • о   влиянии двигательной  активности на  состояние зрения  ;
  • о разнообразии хлебных продуктов;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о культуре души и тела;
  • откуда появились очки;
  • как видят маленькие дети;
  • как огонь расслабляет мышцы глаз.

знать:

  • о воздействии холода на организм человека;
  • различные виды спорта;
  • полезные и вредные продукты питания;
  •  как укрепить  организм  соками овощей;
  • как избавиться от вредных привычек;
  • гигиенические аспекты учебной деятельности;
  • о правилах питания при заболевании глаз;
  • причины плохого зрения;
  •  о значении зрения  в жизни человека;
  •  о влиянии компьютера  на  зрение человека;
  •  о влиянии чтения   на зрение человека
  • о влиянии воды на зрение человека;

   уметь: 

  • соблюдать правильную посадку для сохранения осанки и зрения;
  • выполнять упражнения для релаксации;
  •  выполнять физические упражнения для укрепления зрения;
  • оказывать первую помощь при повреждениях  глаз;
  • правильно удовлетворять свои двигательные потребности в процессе занятий и в течение всего дня;
  • распознавать и анализировать опасные ситуации.
  • ежедневно ухаживать  за глазами;
  • защитить глаза при работе за компьютером;
  •  делать массаж глаз;

будет развита потребность:

  • в признании  ценности собственного здоровья, чувства ответственности за его сохранение;
  •  в стремлении   создавать  миролюбивые отношения со сверстниками, родителями и другими детьми, умение избегать агрессии.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  будут:

иметь  представление:

  • о том, что сон – лучшее лекарство для глаз;
  • о том, как сохранить собственное здоровье на долгие годы;
  • о разнообразии рациона питания;
  • питание – источник энергии для организма, а не удовольствия;
  • о жизненно важных органах;
  • о важности физического здоровья человека.
  •  о влиянии телевизионных  передач на  состояние зрения.

знать:

  • компоненты здорового состояния человека;
  • несложные приемы  пальминга; самооздоровления, самомассажа;
  • о функциональном   назначении  глаз;
  • о правилах поведения в детской поликлинике;
  • характерные признаки болезней и профилактику;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • правила пользования бытовыми приборами;
  • как выглядит опасность и почему она возникает;
  • анатомию  глаза;
  •  о функции сетчатки и зрительного нерва;

уметь:

  • распределять нагрузку в течение  дня на глаза;
  • выбирать необходимые продукты питания;
  • оказывать первую  медицинскую помощь;
  • выполнять несложные приемы самооздоровления и самомассажа;
  • правильно вести себя в медицинских учреждениях;
  • выполнять комплекс упражнений для ног, для осанки, для глаз.
  • определять функции профессиональной деятельности врача-офтальмолога;
  • выявлять признаки глазных заболеваний: глаукома и катаракта;
  • определять  влияние солнечного света на глаза;
  • правильно смотреть телевизор;

будет сформирована устойчивая потребность…

  •  в осознании  здорового образа жизни  как основы существования человека;
  • в осознанном  отношении  к своему физическому и психическому  здоровью.

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;
  • личностного смысла учения;
  • целостного взгляда  на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

У выпускника будут сформированы умения:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выпускник получит возможность:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • учиться расслаблять глаза и уменьшать зрительное напряжение.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

У выпускника будут сформированы умения:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • знать терминологию, относящуюсяся  к строению глаза и глазным заболеваниям.
  •  владеть  оздоровительными методиками, упражнениями, тренингами для восстановления, сохранения и улучшения зрения.

Выпускник получит возможность:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
  • овладевать методикой массажа для глаз.

Коммуникативные УДД:

У выпускника будут сформированы умения:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Выпускник получит возможность:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология», «Литературное чтение», «Русский язык».

Способы  определения результативности освоения программы.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

Способы проверки     ожидаемых результатов :

Для педагога:  наблюдение,  мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования,  участия обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях. Анализ результатов зачётов,  взаимозачётов, опросов, активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др.

Для учащихся: самооценка, ведение зачетных книжек, оформление маршрутных листов, ведение летописи, накопление фотоматериалов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: 

подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ на классных часах, родительских собраниях,  школьной НПК, организация и проведение фотовыставок и выставки рисунков творческих работ,  портфолио учащихся.

Участие во всероссийском Дне здоровья, акциях: «Скажи: «Нет - вредным привычкам!», в конкурсах на лучшее сочинение о здоровье и ведут исследовательскую работу.

Итогом всего курса является научно – практическая конференция учащихся   и  анализ эффективности программы «Отличное зрение» офтальмологом в конце каждого года обучения.

                               

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1 класс

           33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

35часов

8 часов

27 часов

3 класс

35часов

6 часов

29 часов

4 класс

35часов

9 часов

26 часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

всего часов

в том числе теория

в том числе практика

формы

 контроля

1.

Введение. Мир глазами ребенка

1

   

1

диагностика

2-3.

Как устроен  мой  глаз. Элементарное строение глаза.

2

1

1

собеседование

4-5.

Деятельность  визуальной системы

2

2

тестирование

6.

Конъюктевит. Виды конъюктевита

1

1

собеседование

7.

Меры профилактики конъюктевита

1

1

8.

Что такое ячмень и из-за чего он возникает?

1

1

9.

Меры профилактики ячменя

1

1

10.

Роль питания в зрении. Овощи, фрукты, орехи

1

1

тестирование

11.

Что такое минералы.

1

1

12-13.

Что такое витамины

2

2

14.

Витамин С в овощах и фруктах.

1

1

15.

Причины плохого зрения

1

1

16-17.

Работа позвоночника.

2

2

собеседование

18-19.

Осанка  и зрение

2

2

тестирование

20-21

Ежедневный уход за глазами

2

1

1

22-23-24

Физические упражнения для улучшения зрения

3

1

2

тестирование

25-26

Из чего состоят слезы? Почему текут слезы?

2

1

1

доклады

27

Плакать полезно или вредно?

1

1

28.

Что такое пальминг для глаз?

1

1

29

Пальминг для глаз   в картинках

1

1

30

История цветотерапии.

1

1

доклады

31.

Красный цвет.

1

1

32

Оранжевый цвет

1

1

Творческие работы

33

Обобщение изученного материала.

1

1

тестирование

33

10

23

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Форма контроля

1-2.

Глаза - зеркало души

1

1

тестирование

3-4.

Внутренне строение глаза

2

1

1

собеседование

5- 6.

Фотоаппарат и глаза

2

2

 

7.

Что такое близорукость?

1

1

8.

Причины возникновения близорукости.

1

1

собеседование

9.

Профилактика близорукости

1

1

10.

Что такое дальнозоркость?

1

1

11

Причины возникновения дальнозоркости?

1

1

12

Профилактика дальнозоркость?

1

1

13-14.

Витамин А в овощах и фруктах

2

2

тестирование

15-16

Польза витамина Е

2

2

собеседование

17.

Причины плохого зрения.

1

1

18-19

Как правильно сидеть и стоять.

2

2

тестирование

20.

Как правильно лежать.

1

1

21-22

Ежедневный уход за глазами

2

1

1

23-24

Зрение и разум

2

1

1

тестирование

25-26

Эмоции и зрение

2

1

1

27-28-

Йога для глаз

2

1

1

доклады

29-30-31

Как животные видят ночью

3

1

2

32

Голубой и синий цвета

1

1

собеседование

33

Зеленый цвет

1

1

34

Нарисуем радугу

2

2

35.

Обобщение изученного материала

1

1

творческие работы

35

8

27

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 КЛАСС

п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Формы

 контроля

1.

Глаза – главные помощники человека

1

1

тестирование

2-3.

Функции роговицы и радужки

2

1

1

собеседование

4- 5.

Функции зрачка и хрусталика

2

2

 

6-7.

Признаки и лечение астигматизма

2

1

1

8

Профилактика астигматизма

1

1

9-10.

Признаки и лечение косоглазия

2

1

1

собеседование

11.

Профилактика косоглазия.

1

1

12-13.

Правила питания при заболевании глаз

2

2

14.

Морковь, свекла, сок петрушки-источники витаминов

1

1

15.

Укрепление организма соками овощей

1

1

16.

Причины плохого зрения

1

1

17.

Зрение в жизни человека

1

1

тестирование

18-19.

Физические упражнения.

2

2

собеседование

20.

Двигательная активность и состояние зрения.

1

1

21.

Ежедневный уход за глазами.

1

1

тестирование

22.

Компьютер и зрение.

1

1

23.

Как защитить глаза при работе за компьютером.

1

1

24.

Массаж глаз.

1

1

тестирование

25-26.

Чтение - вред или польза для человека

2

2

27-28-29.

Откуда появились очки?

3

1

2

доклады

30-31.

Как видят маленькие дети?

2

1

1

32.

Как огонь расслабляет мышцы глаз.

1

1

собеседование

33.

Влияние воды на зрение.

1

1

34.

Земля и пространство - смотрим вдаль.

1

1

35.

Обобщение по изученному материалу

1

1

творческие работы

1

6

29

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

 Форма

контроля

1.

Как работают наши глаза?

1

1

тестирование

2-3.

Функции сетчатки и зрительного нерва

2

1

1

собеседование

4-5.

Упражнения для укрепления зрительного нерва.

2

2

собеседование

6.

Признаки и  лечения глаукомы.

1

1

тестирование

7.

Профилактика глаукомы.

1

1

собеседование

8.

Признаки и  лечения катаракты.

1

1

9.

Профилактика катаракты.

1

1

тестирование

10-11.

Какой врач лечит глаза.

2

2

12-13.

Витаминные комплексы для детей.

2

2

14-15.

Чем полезны шиповник, боярышник и зеленый чай?

2

1

1

тестирование

16-17.

Как правильно смотреть телевизор.

2

2

18-19-20.

Телевизионные передачи и состояние зрения.

3

1

2

доклады

21.

Ежедневный уход за глазами.

1

1

22.

Влияние солнечного света на глаза.

1

1

собеседование

23.

Упражнения для глаз.

1

1

24.

Травмы глаз: ушиб и ожог.

1

1

25

Попадания инородных в глаза.

1

1

творческие работы

26

Первая помощь для глаз.

1

1

тестирование

27-28

Как видят животные?

2

1

1

собеседование

29-30

Зрение у хищников и травоядных животных.

2

1

1

31-32

Влияние пейзажа на зрение.

2

2

33-34

Солнечные ванны.

2

1

1

35

Обобщение изученного материала

1

1

собеседование

35

9

27

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 класс

Вводный урок. – (1час) Мир глазами ребенка

Раздел 1. Строение глаза.  (4 ч). Как устроен мой глаз?  Деятельность визуальной системы.

Раздел 2 .Глазные заболевания (4ч). Конъюктевит. Виды конъюктевита. Профилактика конъюктевита.  Ячмень. Профилактика ячменя. 

Раздел 3. Полезные продукты.(5ч).  Роль питания в зрении. Что такое минералы и витамины. Витамин С в овощах и фруктах.

Раздел 4. Глаза и тело. (5 ч)  Причины плохого зрения. Работа позвоночника. Осанка и зрение.

Раздел 5. Гигиена зрения. (5 ч). Ежедневный уход за глазами. Физические упражнения для улучшения глаз.

 Раздел 6. Это интересно (5ч) Из чего состоят слезы? Что такое пальминг для глаз?

Раздел 7. Цветотерапия  (4ч). Красный и оранжевый  цвета.

2 класс

Вводный урок. – (1час) Глаза- зеркало души

Раздел 1. Строение глаза.  (4 ч). Анатомия глаза. Фотоаппарат и глаза.

Раздел 2 .Глазные заболевания (6ч). Причины возникновения близорукости. Профилактика близорукости.  Причины возникновения дальнозоркости. Профилактика дальнозоркости.  

Раздел 3. Полезные продукты.(4ч).  Роль питания в зрении. Витамин А в овощах и фруктах. Польза витамина Е.

Раздел 4. Глаза и тело. (5 ч)  Причины плохого зрения. Как правильно сидеть и стоять. Как правильно лежать.

Раздел 5. Гигиена зрения. (6 ч). Ежедневный уход за глазами. Зрение и разум. Эмоции и зрение.

 Раздел 6. Это интересно (5ч) Йога для глаз. Как животные видят ночью.

Раздел 7. Цветотерапия  (4ч).Голубой и синие цвета. Зеленый цвет. Нарисуем радугу.

Содержание программы

3 класс

Вводный урок. – (1час) Глаза -  главные помощники человека.

Раздел 1. Строение глаза.  (4 ч). Функции роговицы, радужки, зрачка, хрусталика.

Раздел 2 .Глазные заболевания (6ч). Признаки лечения астигматизма и косоглазия. Профилактика.

Раздел 3. Полезные продукты.(4ч). Правила питания при заболевании глаз. Морковь, свекла, сок петрушки-источники витаминов. Укрепление организма соками овощей.

Раздел 4. Глаза и тело. (5 ч)  Причины плохого зрения. Зрение в жизни человека. Двигательная активность и состояние зрения. Физические упражнения.

Раздел 5. Гигиена зрения. (6 ч). Ежедневный уход за глазами. Компьютер и зрение. Как защитить глаза при работе за компьютером. Массаж глаз. Чтение - вред или польза для глаз.

 Раздел 6. Это интересно (5ч) Откуда появились очки? Как видят маленькие дети?

Раздел 7. Цветотерапия  (4ч). Огонь. Вода. Земля. Пространство

Содержание программы

4 класс

Вводный урок. – (1час)  Как работают наши глаза?

Раздел 1. Строение глаза.  (4 ч). Функции сетчатки и зрительного нерва Упражнения для укрепления зрительного нерва.

Раздел 2 .Глазные заболевания (6ч). Признаки и  лечения глаукомы и катаракты. Профилактика. Какой врач лечит глаза.

Раздел 3. Полезные продукты.(4ч). Витаминные комплексы для детей. Чем полезны шиповник, боярышник и зеленый чай?

Раздел 4. Глаза и тело. (5 ч)  Как правильно смотреть телевизор. Телевизионные передачи и состояние зрения.

Раздел 5. Гигиена зрения. (6 ч). Ежедневный уход за глазами. Влияние солнечного света на глаза. Упражнения для глаз. Травмы глаз. Первая помощь для глаз.

Раздел 6. Это интересно (5ч) Как видят животные? Зрение у хищников и травоядных животных.

Раздел 7. Цветотерапия  (4ч). Влияние пейзажа на зрение. Солнечные ванны.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Демонстрационные  таблицы  «Строение глаза», «Я могу видеть», «Люблю видеть ясно», точечная и периферическая таблицы.

   Словарь специальных терминов, копилка с оздоровительными методиками, упражнениями, тренингами, играми для восстановления  зрения, рабочая  тетрадь «Мое зрение», наглядные пособия. Обязательное условие программы является диагностика  состояния зрения учащихся на начало и конец учебного года. Встреча со специалистами.

      Занятия желательно проводить в кабинете   с освещением и цветовой гаммой, предусмотренным нормами СЭС.  Оборудованным мягкой мебелью и ковром, магнитофоном и музыкальными дисками со спокойной приятной музыкой.                    

    Практические работы учащихся включают в себя рисование, написание сказок, сочинений, рефератов, докладов на заданные темы и  исследовательскую работу.  

Литература для учителя:

  1. Антропов, Н.В. Режим дня младшего школьника [Текст] / Н.В.Антропов, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева. – М.: Вентана – Граф, 2002. – 138с.
  2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова - М.: ООО «Издательство «Астрель»», 2004. – 226 с.
  3. Бондаренко, Ю.К. Умеем ли мы правильно питаться? [Текст]: классные часы. 1 класс / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 156с.
  4. Дерекеева, Н.И. Двигательные тренинги и уроки здоровья. [Текст] / Н.И.  Дерекеева  -М.: Вако, 2004. -179 с.
  5. Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья [Текст] / Г.К. Зайцев. – СПб., 1998. – 176с.
  6. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе [Текст]: практическое пособие / С.А. Исаева - М.: Айрис-пресс, 2004. – 168 с.
  7. Касаткин, В.Н. Здоровье. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью [Текст]  / С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский - Ярославль, 2003. – 296 с.
  8. Коростелев, Н.Б. Воспитание здорового школьника [Текст] / Н.Б. Коростелев - М., 1998. – 198 с.
  9. Лободина, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность [Текст]: планирование, рекомендации, мероприятия / Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2009.    -  205 с.
  10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе [Текст]: методология анализа, формы, методы, опыт применения  / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.- М.: Триада-Фарм, 2002. – 210 с.
  11. Мочалова, П.П. Методические рекомендации по проведению санитарно-гигиенической работы в школе [Текст] / П.П.Мочалова. – Волгоград, 1998. – 200с.
  12. Чаклин, А.В. Сохранить здоровье смолоду [Текст] / А.В.Чаклин. – М., 1997. – 156с

Литература для учащихся

  1. Анатомический атлас для школьников [Текст]/ – М.: Олма-Пресс, 1999. – 546с.
  2. Винифатьева, М.Е.  Энциклопедия для принцев [Текст] / М.Е.   Винифатьева. - Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 326с.
  3. Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» / В 3 ч. - Ч.1.- М.: Весна-Дизайн, 2009.
  4. Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» / В 3 ч. - Ч.2.- М.: Весна-Дизайн, 2009.
  5. Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» / В 3 ч. - Ч.3.- М.: Весна-Дизайн, 2009.
  6. Лукьянов, М.О. Моя первая книга о человеке. [Текст]  / М.О. Лукьянов.-  М.: Рос-мэн –Пресс, 2004. – 300с.
  7. Моя первая энциклопедия. Наше тело. [Текст] /   – М.: Кристина и К, 1994. – 233с.
  8. Первые вопросы и ответы о питании. [Текст] / – М.: Кристина и К, 1994. – 190с.
  9. Первые вопросы и ответы об организме. [Текст] / – М.: Кристина и К, 1994. – 230с.

10.Попова, Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы [Текст]: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах / Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006. – 104с.

11.Ротенберг, Р.  Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым. [Текст] /  Р. Ротенберг.  - Москва. Физкультура и спорт, 2002 г. – 488с

12.Смирнов И.В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых - М.: ЗАО Центрполиграф,2009.

13.Суссман М. «Программа улучшения зрения» Мн: ООО «Попурри», 2007.

14.Филатова М. Оздоровительные упражнения для восстановления зрения- М.: АСТ; СПб.: СОВА,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»(СБО)

Доклад "Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу "Социально-бытовая ориентировка" (СБО)"...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Изучив данную статью вы сможете прийти к следующим выводам: нарушение зрение – это снижение способности видеть, которая порой не может быть восстановлена полностью. Данное нарушение имеет свои с...