Работа с детьми ОВЗ
консультация по зож (4 класс) на тему

Шенцева Вера Викторовна

Рекомендацции по«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления

у детей с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»

Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.

 Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников необходимо:

безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

- позитивность окружающей детей обстановки (создание доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

-  равенство в отношениях между взрослым и дошколенком;

- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы,

- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками

- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого воспитанника и его стремления к самостоятельности;

- осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

Целью моего проекта является – сохранение и укрепление психического здоровья детей с ТНР.

Задачи, которые я перед собой поставила:

1.Разработать оптимальные пути сохранения и укрепления психического здоровья у детей с ОВЗ в условиях логопедической группы.

2.Способствовать  поддержанию эмоционального благополучия детей в процессе коррекционно-воспитательной  работы , средствами специальных игр и упражнений.

3.Обеспечить  эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

4. Обеспечить снятие  напряжения, восстановить работоспособность.

 5.Улучшать  концентрацию внимания, снижать  трудности переключения с одного вида деятельности на другой.  

6.Укреплять психическое здоровье  детей,  как ведущего фактора, позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.

7.Предотвратить состояние переутомления, гиподинамии, других дезадаптационных состояний.

В группе организованы центры эмоционально-развивающей среды:

1. Центр двигательной активности.

2. Игровая жилая комнаты.

3. Логопедический уголок.

4.Зона отдыха

5. Театр.

6.Изодеятельность

7. Конструирование.

1. Центр двигательной активности – в нем находится физкультурный уголок с различным спортивным инвентарем, массажерами. Дети самостоятельно используют все это в своих играх.

2. Игровая жилая комната – это зона сюжетно-ролевых игр. Во время игр происходит общение со сверстниками, в процессе этого общения идет осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей или антипатий, понимание, способен ли он лидировать, или ему комфортней подчиняться, то есть дети проигрывают жизненный опыт. Все это способствует развитию эмоций.

3. Логопедический уголок – зона, где подобраны дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики – штриховки, обводки, игры с крупами, бусами, декоративными камушками, прищепками, грецкими орехами. Все они служат средством эмоциональной разрядки, снимают двигательную расторможенность, успокаивают, что положительно сказывается на эмоциональное благополучие ребенка.

4. Зона отдыха – уголок психологической разгрузки. После активной деятельности ребенку иногда хочется побыть одному, отдохнуть от потока информации, просто сменить обстановку, полистать книжку, посидеть в мягком кресле, подумать или помечать о чем-то о своем, то есть возможность побыть одному способствует снятию перенапряжения, каких-либо негативных настроений.

В работе с детьми я использую разные виды деятельности. Это проблемно-игровые ситуации, где ребенок должен что-то достроить, придумать, дорисовать. Увлеченность игрой, активизация творческого воображения способствуют тому, что у детей улучшается настроение, повышается эмоциональный тонус.

Следующий вид деятельности с детьми – это артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, которая служит средством эмоциональной разрядки, развивает координацию, улучшает внимание, во время выполнения упражнений в игровой форме у детей возникают положительные эмоции.

Для эмоционального благополучия детей в группе мы используем арт-терапию, способ творческого самовыражения. Арт-терапию еще называют исцеляющим творчеством.  Сюда входит:

 

1. Изодеятельность – это сфера, где у детей формируются яркие положительные эмоции в процессе творения.  Через изодеятельность ребенок передает свой внутренний мир. По определению Сеченова – рука – это щупальца мозга, единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии.

2. Театр( или сказка-терапия) – важный фактор эмоционального благополучия. Через жесты, мимику, интонацию ребенок учится передавать настроение и характер героев, формируется умение выражать те эмоции и чувства, которые в обычной жизни ребенок не всегда может проявить. Следовательно, театр дает возможность самовыражения, что способствует снятию психического напряжения.

3. Игротерапия – в игре дети спокойно выражают свои чувства, уходит напряжение, ослабевает агрессия, что облегчает взаимоотношения между детьми. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.

4. Танцевальные минутки (танцетерапия) – включаем разную музыку ( народную, классическую), детям, конечно же, нравится современная музыка, под которую они с удовольствием танцуют.

5. Смехотерапия – используем разные игровые приемы: рассмеши царевну-несмияну, придумай смешной эпизод, вспомни смешную историю, которая  с тобой приключилась. Особенно нравится детям рассматривать и обсуждать забавные картинки с животными.

6. В нашей группе дети активные и громкоговорящие, поэтому в течении дня мы стали устраивать минутки тишины. Детям это понравилось. Сейчас они сами время от времени достают песочные часы, и вся группа на минутку замолкает. Самое забавное это то, как они следят друг за другом,  чтобы никто не нарушал правила. «Нарушителям» устраивается дополнительная минутка тишины.

7. К арттерапии относится также конструирование. В процессе этой деятельности активизируется творческое мышление, развивается мелкая моторика. А самое главное – конструирование объединяет детей, они учатся договариваться, советоваться друг с другом, снимается тревожность, стабилизируется эмоциональное состояние.

Для нормализации эмоционального состояния детей в течение всего дня мы используем:

 1.На зарядке -(стретчинг)  - упражнения на растяжку.

2.Корригирующая гимнастика, гимнастика после сна

3. Физкультминутки.

3.Подвижные и спортивные игры.

( Обязательно используем хождение по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, колючим валикам, так как происходит стимуляция высокоактивных точек на стопах ног, которая оказывает благотворное влияние на весь организм)

Используя специальную литературу и интернет ресурсы, я  подготовила  :

1.Советы взрослым по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья детей.

2.Картотеку игр :

-игротерапия общения

-по психогимнастике

-по релаксации

- по зрительной гимнастике

3.Консультации для родителей и педагогов:

-"Самомассаж"

-"Развиваем мелкую моторику"

- "Что мы должны знать о дыхании"

-"Секреты волшебницы-релаксации"

Таким образом:

Использование  множества приёмов и методов по сохранению и укреплению психического здоровья в практической деятельности  воспитателя  даёт положительные результаты, а именно:

- оздоравливает  организм в целом;

- укрепляет  центральную нервную систему;

- снимает напряжение, повышает работоспособность, эмоциональное благополучие ;

 - улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

- улучшает  зрение;

- развивает речевые умения и навыки,  мелкую, общую и артикуляционную моторику;

- активизирует познавательный интерес;

- увеличивает уровень социальной адаптации;

Этот проект мы используем в течении 2х лет. В результате все дети идут в школу  массового контингента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....