Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках.
статья по зож на тему

Юркина Лариса Михайловна

Одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. При этом в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках.

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе.

В школе появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.

Всё это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности и отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.

В сложившейся ситуации одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. При этом в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

     Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности,

- воспитание, а не изучение культуры здоровья,

-элементы индивидуализации обучения,

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,

- интерес к учебе, желание идти в школу,

- наличие физкультминуток,

- наличие гигиенического контроля.

   Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастно-половых особенностей;

- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);

- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

    Большое значение имеет организация урока. «Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».  Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:

  • Учет периодов работоспособности детей:
  1. Период врабатываемости
  2. Период высокой продуктивности
  3. Период снижения продуктивности (утомление)
  • Смена видов деятельности:
  1. Опрос
  2. Письмо
  3. Чтение
  4. Слушание
  5. Рассказ
  6. Рассмотрение наглядных пособий
  7. Ответы на вопросы
  8. Решение заданий, примеров
  9. Индивидуальные задания
  • Наличие мотивации:
  1. Интерес к знаниям
  2. Стремление больше узнать
  3. Радость от активности
  4. Интерес к изучаемому материалу
  • Каждый  месяц менять местами учащихся (рядами).

   Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

1- 4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

   Требования к проведению физкультминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  • Физминутки  должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

  • Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  • Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
  • Текст произносится учителем или детьми;

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке:

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются :- упражнения для снятия общего или локального утомления; - упражнения для кистей рук. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

ЛИЦО

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже3 раза.

ГОЛОВА

Переберите волосы руками, мягко потянув, все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

РУКИ

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

НОГИ

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30секунд.
Точечный массаж – простая и безопасная терапия.

Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице, при головных болях рекомендуется массировать височную область.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать: - гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют: - гимнастику для слуха, - дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

Также на уроках рекомендуется использовать  нетрадиционный приём как физической, так и эмоциональной разгрузки, - релаксация.

Релаксация — это расслабление после напряженной умственной дея-тельности. Цель её — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые можно  применять на начальном этапе обучения.
Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.
Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением, необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри-ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

Игра-пантомима

а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученики у доски, выполняют это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита;
б) При изучении темы «Животное» изобразить животное движением, мими-кой, голосом, жестами;
в) При изучении темы «Режим дня» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.
г) Ролевая игра-пантомима.
На уроке окружающего мира  озвучивается ситуация: в магазине ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея русским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.
Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.
Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. Пение снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несёт огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения.
В целях релаксации можно и слушать, и разучивать, и исполнять песни.
Исполнение песен может сопровождаться различными движениями. Можно исполнять их также и сидя, положив руки на плечи друг другу и слегка покачиваясь то в одну, то в другую сторону. Однако петь лучше всего стоя, так как при этом не сдавливаются органы грудной клетк
и и брюшной полости.
Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух, и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песни подбираются к теме урока. Например, изучая таблицу умножения,  учим песню «Дважды два-четыре» Владимира Шаинского.

Новизна и нетрадиционность учебного материала

Ожидание необычного, особая заинтересованность, также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми персонажами, журналами, рассказ о каком-либо городе, стране и т. д.
При знакомстве с учебным материалом учитель учит школьников воспринимать речь на слух, ставит задачи, предлагает специальные упраж-нения. Он апеллирует к произвольному вниманию учащихся. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости напряжения и начинающийся словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное или раскрою секрет», — не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Такое сообщение длится на 2-3 минуты.

Шутливые истории на уроке

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию уча-щихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого  рассказывается учебный материал забавно, используются смешные игрушки, картинки, связанные  с темой урока.

Аутогенная тренировка

Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё отойти от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них не-обходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом,  используются элементы аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка (AT) — это система приёмов, саморегуляции функ-ций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Центральной задачей AT является овладение собственными эмоциями. Обычно проводятся  AT в течение 3-5 минут, при необходимости в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем — повышением работоспособности. Прежде чем приступить к AT, уменьшается освещённость кабинета, включается тихая, спокойная музыка. После этого ребятам необходимо расслабиться, слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. То есть принять «позу кучера».

Расслабление

Очень важно привести к расслаблению мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Отдыхает все тело. Дыхание спокойное. Просим учащихся не отвлекаться на посторонние мысли.

Чувство тяжести

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках — в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости.

Чувство тепла

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.

Заключительная часть

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

Рекомендации по окончанию урока

Любой урок заканчивать:

  • «выбрасыванием» усталости;
  • «умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;
  • потягиванием.

 

На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе. Итогом такой деятельности являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают программный материал; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь. И о благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, желает этого, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.

Список использованной литературы.

-Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.

-Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

 - Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.

-Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.

-Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

-Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004.-138с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).

ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе

С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках

Перед учителем стоит в настоящее время задача не только обучения, но и укрепление и сохранение здоровья учащихся. Высокая интенсивность урока приводит к быстрой утомляемости школьников, чтобы снять на...

«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранени...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе

использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности

Материал презентации носит практический характер использования элементов здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. В презентации описаны элементы здоровь...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...