«Спортивно-массовые тематические мероприятия как направление спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников».
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мироненко Наталья Владимировна

«Спортивно-массовые тематические мероприятия  как направление спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vneurochka_office_word.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕМА:

«Спортивно-массовые тематические мероприятия  как направление спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников».

 Мироненко Н.В.

  учитель физической культуры

МБОШ «СОШ №8»

 имени Бусыгина М.И.

г. Усть-Илимск, 2018г.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет здоровье школьников как один из важнейших образовательных результатов, а сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни – в качестве приоритетного направления деятельности современной школы при реализации ее образовательной программы.

Физическое воспитание школьников не ограничивается уроками, а продолжается в урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности и во многом зависит от продуктивного взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. При этом одним из актуальных направлений взаимодействия семьи и школы на уровне начального общего образования является проведение тематических спортивно-массовых мероприятий, организуемых как семейные спортивные праздники на базе образовательной организации.

На фоне неблагоприятных внешних факторов, интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья школьников. С каждым годом  увеличивается число детей с различными заболеваниями. Очень малая часть детей входит в основную группу  занятий физической  К сожалению, большая доля вины за сложившееся положение сегодня вполне обосновано возлагается специалистами на саму систему образования, и прежде всего на её базовое звено – школу, которая, по мнению М.В. Андроповой, Г.Л.Манке, Д.И.Зеленской В.Ф.Базарного и др., вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление и провоцирует рост заболеваний школьников .

       Здоровьесбережение рассматривается нами в данной работе как процесс, включающий в себя совокупность специально организованных и реализуемых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека  

Сегодня Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) каждой школы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования как обязательный раздел содержит Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – комплексную программу здоровьесберегающей деятельности школы.

К личностным результатам освоения ООП НОО относится формирование установки на здоровый образ жизни.

С каждым годом актуализируется роль занятий физической культурой в школе в урочной и внеурочной деятельности. Основными задачами учителя физической культуры при реализации программы курса «Физическая культура» и организации внеурочной деятельности  являются:

  • формирование представлений школьников о различных видах двигательной  активности и развитие у них двигательных навыков;
  • обеспечение возможностей для самовыражения, для достижения успеха в обществе через занятия физической культурой;
  • развитие стремления школьников к активному образу жизни.

Изучение литературы показало также, что существуют различные подходы в формировании основ культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников. Исследователи Т. Лисицкая, Т. Барышникова и др., связывают их с развитием физических качеств, мышления, формированием характера с одной стороны и подчеркивают важность развития мотивационной составляющей, обеспечивающей интерес школьника к занятиям спортом  

Ключевым звеном здесь выступает мотивация ребенка к занятиям физической культурой как основа для его здоровьесбережения. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.   В этой связи, урок  или занятие физкультуры – это не только спортивные снаряды и упражнения с ними, а верно найденная пропорция азарта, фантазии и подвижной игры.

Эмоции,   несомненно,   имеют   мотивирующее   значение   и процессе учения. Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало «пищи» для положительных эмоции, а иногда даже создаются отрицательные эмоции (скука, страх и т.д.). Праздники и соревнования помогают  придать  эмоциональную  окраску как самому празднику, так и уроку физкультуры,  и всему процессу обучения.

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования эмоций в младшем школьном возрасте, ибо недостатки эмоционального воспитания  еще более трудно восполним, чем недочеты в умственном развитии.

С другой стороны, физкультура и спорт иногда единственный способ для ребенка утвердиться в качестве успешного ученика.

Развитие двигательно-координационных способностей детей невозможно без учёта психологических способностей детей, их возраста, физиологического развития, поэтому в младшем школьном возрасте особую актуальность получает проведение спортивно-массовых мероприятий тематической направленности, построенных  на основе игры.

Поставленные  задачи по обеспечению здоровьесбережения, развитию двигательной активности, мотивации младших школьников решаются на базе нашей школы на параллели 1-4 классов в двух направлениях  

  • при реализации образовательных модулей в рамках годового учебного плана школы и уроков физической культуры, входящих в тематические модули;
  • массовых спортивных мероприятий с младшими школьниками и их родителями, приуроченных к праздничным датам (в рамках внеурочной деятельности).

 

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти каждого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проведения их в общественно полезной и творческой деятельности.

Чем эмоциональней, ярче, красочнее праздник, тем он более запоминаемый. В каждой четверти, проводятся как традиционные соревнования, так и спортивные тематические праздники, праздники в рамках образовательных модулей в начальной школе

Массовое спортивное мероприятие (праздник) в школе начинается задолго до назначенного срока. Зарождается идея, созревает сценарий, а то и складываются стихи. Конечно, праздник каждый раз должен быть особенным, не похожим на прошедшие, интересным, веселым, эмоциональным.

Успех всех проведенных праздников и соревнований зависит от качества подготовительной работы. Прежде всего, необходимо обеспечить гласность спортивного праздника мероприятия. Агитационно-пропагандистский аспект имеет немалое значение для закрепления интереса участников и зрителей.

Все соревнования начинаются  с объявления. Оно должно быть ярким, красочным. Далее сами соревнования: вход в зал под музыку и построение. Большую эстетическую роль играет музыкальное сопровождение на протяжении всего соревнования.

При проведении праздников и соревнований важна организационная часть. Мы украшаем зал согласно тематике мероприятия.  

На соревнованиях, проводимых в зале, обязательным условием является наличие короткой спортивной формы (белой футболки и шорт). Это заставляет детей с большей ответственности подходить к соревнованиям, воспитывает дисциплинированность, формирует эстетические представления младших школьников.

Команды-участницы должны иметь опознавательные различия в форме: различные повязки, шапочки-маски, косынки, их всегда можно завязывать по-разному, в виде повязок на голову, в виде банданы, как пионерский галстук, и т.д. Это вносит необычность, эмоциональность, красочность. В некоторых конкурсах, это облегчает судейство.

Систему поощрения надо делать такой, чтобы она активизировала каждого участника. Поэтому действие ее должно начинаться с внутриклассного первенства. Акцентировать борьбу между соревнующимися ребятами следует именно в классе, где все знают друг друга и где имеется возможность поднять рейтинг каждого участника. Если в классе (а это почти всегда так) есть, по ошибочному мнению, «бесперспективные», которым никогда не занять высокого место,  нужно ввести особую систему определения результатов личного первенства, которая учитывала бы не абсолютный технический результат участника, а его «сдвиг» в борьбе с самим собой. Подводить итоги при такой системе, конечно, хлопотно, но найдутся добровольные помощники, особенно из числа родителей, которые до сотых процента вычислят результаты каждого выступающего в состязании. Такой порядок зачета дает большие возможности для личного совершенствования каждому ученику и в итоге всему коллективу. Другая положительная сторона акцентирования внимания на внутриклассных соревнованиях состоит в том, что родители всегда здесь найдут удобную форму поощрения призеров.

Самым главным атрибутом любых соревнований являются медали и дипломы. Для младшего школьника они очень важны, они мотивируют к дальнейшим успехам в спорте, вызывают чувство гордости за себя, воспитывают чувство ответственности за команду, желание не подвести своих товарищей. Медали и дипломы, сладкие призы поддерживают положительный эмоциональный фон от пройденных соревнований.

В школьных условиях технические средства обработки итогов соревнований и информации весьма скромны. Поэтому выдать в нужное время результаты бывает очень трудно. Чтобы как-то выйти из положения и не остужать спортивного накала соревнующихся, мы пользуемся частичным, этапным подведением итогов. Всегда можно найти правильное решение, если принимать во внимание интересы участников, а не устроителей.

Стоит помнить, что нельзя провести  хорошо мероприятие без надежных помощников. При их подборе для работы в начальной школе учителю лучше всего обратиться к помощи ребят, с которыми он занимался, когда они были обучающимися начальной школы. Такие ученики с удовольствием занимаются с «новобранцами». Причем забота о «подопечных» может продолжаться и дальше, вплоть до момента, когда эти «шефы» окончат среднюю школу.  Вторая группа помощников – родители учащихся. Мы стараемся привлекать родителей, учителей, старшеклассников к участию в проводимых конкурсах и эстафетах. В празднике наибольший эмоциональный заряд придает участие сказочных героев, в качестве помощников для каждой команды.

Участие Красной шапочки, Пеппи Длинный чулок, Емели,  Карлсона или веселой  Бабы Яги  привлекает детей, создает яркий эмоциональный фон, а участие ребят становится намного активнее. Также мы включаем в программу соревнований показательные выступления танцоров школьного хореографического ансамбля.

Кроме традиционного инвентаря для эстафет стараемся использовать и необычный: большие широкие шорты, в которых сразу выполняют упражнение сразу 2 ребенка, либо ребенок и взрослый; туннель, через который  необходимо пролезть; катание на мешках и т.д.  

Если праздник начался с объявления, то завершается он объявлением   «Поздравлением победителей», где указываются 1,2,3, места, при массовом празднике – первые десять мест. Это дает огромный стимул  для дальнейшего физического развития и совершенствования.

Практика показывает, что через занятия спортом ребенок может самоутвердиться, раскрыться, поверить в свои силы, достичь определенного личностного результата, занять определенный статус в группе  сверстников.

 Таким образом, здоровьесберегающая спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим компонентом обеспечения качества школьного образования. Одним из условий ее успешной реализации могут выступать творческие спортивно-массовые мероприятия с участием родителей и старших школьников, апробированные в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Они помогают учителю физической культуры решать стоящие перед ним профессиональные задачи:

  • обеспечивают совершенствование системы физического воспитания учащихся, укрепление их здоровья, повышение уровня двигательной подготовленности;
  • мотивируют каждого ребенка к занятиям физической культурой, способствуют вовлечению школьников в регулярные занятия физической культурой и спортом;
  • наглядно показывают итоги учебной работы учащихся;
  • оказывают воспитательное и эстетическое воздействие на школьников в ходе физического воспитания;
  • помогают выявить спортивно одаренных школьников и лучший спортивный класс.

Спортивные праздники в школе рассматривается как одна из ведущих  учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по физическому воспитанию. Объединяясь с другими формами физического воспитания  единством цели, спортивные мероприятия и праздники характеризуются разнонаправленностью содержания, широким сектором методов организации и проведения, высокой эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявлять свои личностные качества.

Список литературы

  1. Барышникова Г.М. «Формирование элементов культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников» // Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-elementov-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-u-mladshih-shkolnikov-956484.html 
  2. Коваленко В.И. Здоровье сберегающее технология в начальной школе. – М., 2004.
  3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения  и  укрепления здоровья детей.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения/Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс

Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

Внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность младшего школьника в 4 классе

На сегодняшний день одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной чело...

Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"

В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности  с детьми, что является весьма актуальн...

Презентация "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитания школьников"

Подвижная игра- источник радостных эмоций. Только здоровый ребенок может успешно учиться....