Здоровьесберегающие технологии
статья по зож (3 класс) на тему

Пономарёва Галина Григорьевна
Формированию здорового образа жизни в последнее время уделяется много внимания.В своей работе делюсь методами и приёмами формирования желания быть здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Формированию здорового образа жизни учащихся в последнее время уделяется много внимания. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Благодаря участию  школы в региональном пилотном проекте по апробации АПК «АРМИС» помогло мне всесторонне подойти к созданию здоровьесберегающей среды в коллективе моих учеников. Мониторинг состояния здоровья обучающихся позволил оценить правильность выбранного пути,  привлечь не только детей, но и родителей к проблемам здоровья детей.

Здоровье ученика в норме ,если:

  •  в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  •   в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  •   в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  •   в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  •   в нравственном плане – он признает основные  общечеловеческие ценности.

   Состояние здоровья определяется такими факторами, как наследственность(15-20%), внешняя среда(50-55%), медицина(10-15%), экология(10-15%).

Моя задача,  как педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний . ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

  • В структуре урока применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным  рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  •  физкультминутки, динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;
  •  гимнастика;
  •  воспитательные моменты  на уроке (беседы) и
  •  во внеурочной деятельности;
  •  санитарно – гигиенические условия;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.

1.Большое значение имеет микроклимат в классе. Ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу. Если в чистом , уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его одноклассников. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Например , урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

На вас надеюсь я, друзья.

                   Мы хороший дружный класс

                   Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей.

4. Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять

Темп и формы изучения материала. Его образно-художественное представление- все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

5. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста. Развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.

Физкультминутки- естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток –15-20-я минута урока.

 В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки.

Длительность их приведения 3-5 минут.  Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

Так например на уроке русского языка можно провести следующую физкультминутку:

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: Барсик, котёнок город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

На уроке математики:

Мы семь раз в ладоши хлопнем

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи —

Столько мы присесть должны.

(7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний 

На уроке окружающий мир:

Утром встал гусак на лапки 

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно,

(Приседания.)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорей за парту - плюх!

(Присели.)

7.Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

8.Групповая работа и работа в парах. В ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ними в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа помогает избежать длительного сидения за партой.

9.Использование игровых технологий. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции. Увидеть индивидуальность детей.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Это хороший отдых между уроками. Организуется  подвижная игра, танцевальные минутки, они снимают чувство усталости. Тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние.

10.Применение различных видов гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, развивает мелкую моторику.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения.

Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

11.В течение года проводятся оздоровительные физкультурные мероприятия: дни здоровья, экскурсии, спортивные соревнования, веселые старты.

В рамках внеурочной деятельности проходят занятия по курсу «Здоровое питание», «Ритмика», «Подвижные игры», где уделяется значительное внимание здоровому стилю жизни.

12.Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно- гигиеническое состояние класса, его освещенность. Поэтому в кабинете использую зелено-бежевый тон. На стенах нет ничего лишнего. Комнатные растения очищают воздух и нормализуют влажность.

13.Сотрудничество с родителями. Ежегодно на первом родительском собрании знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей данного возраста по классам. Призываю правильно планировать и соблюдать режим дня.

Считаю, что все используемые мной здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...