Главные вкладки

    Статья по ЗОЖ на тему:
    здоровьесберегающие технологии

    Бойцова Елена Владимировна

    Выступление на МО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Здоровьесберегающие технологии

    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
    сделайте его крепким и здоровым

                                                                                 
    Ж.-Ж. Руссо

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

    • Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

    Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников

    Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

    • Стрессовая педагогическая тактика;
    • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
    • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
    • Провалы в существующей системе физического воспитания;
    • Интенсификация учебного процесса;
    • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
    • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
    • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии  - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    • использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
    • учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;
    • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
    • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

    Принципы здоровьясбережения

    Технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

    • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
    • Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
    • Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
    • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
    • Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
    • Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
    • Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

    Три группы

    Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
    • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
    • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса:

    • Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски)
    • Количество видов учебной деятельности (Норма – 4-7 видов за урок)
    • Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х)
    • Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления ( физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек)
    • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент.
    • Психологический климат на уроке.  Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).
    • Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка).

    Психолого-педагогические технологии

    • Снятие эмоционального напряжения (использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение)
    • Создание благоприятного психологического климата на уроке (Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка)
    • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни (создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни)

    Психолого-педагогические технологии

    • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий (учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала)

            Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

    • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • использование проблемных творческих заданий;
    • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
    • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

    Правило 1. Правильная организация урока

            Обязательный учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

    • показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
    • проявлением и тренировкой познавательной активности;
    • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

            Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
    Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока взаимный интерес, который подавляет утомление.

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

    • Правило 2. Использование каналов восприятия

                    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    левополушарные люди— при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    правополушарные люди— доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    равнополушарные люди— у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

         На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
    - аудиальное восприятие;

    - визуальное восприятие;

    - кинестетическое восприятие.

            Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

    Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
    Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей..

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

    Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

    Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

    5-25-я минута — 80%;

    25-35-я минута — 60-40%;

    35—40-я минута — 10%.

    Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

    Часть урока

    Время

    Нагрузка

    Деятельность

    1-й этап. Врабатывание

    5 мин.

    Относительно невелика

    Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

    2-й этап.
    Максимальная работоспособность

    20-25
    мин.

    Максимальное снижение на 15-й мин.

    Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

    3-й этап. Конечный порыв

    10-15 мин.

    Небольшое повышение работоспособности

    Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

    Двигательная активность

    Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.

            Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке?

    Покрутились-повертелись

    По периметру класса на стенах, стендах, на цветочных подвесках размещены карточки с рабочим материалом. У детей, при поиске необходимого материала появляется возможность двигательной активности.

    Сенсорные «круги»

    Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4)

    Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.  

    При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами и туловищем. При этом им приходится поворачиваться в разные стороны для поиска необходимого материала. Активизируют базовое телесно – координаторное чувство на фоне зрительно – поискового, зрительные  (зрительно - поисковые) стимулы несут в себе значительный  мотивационно – активизирующий заряд на весь организм.

    Офтальмотренажер

    • Специальный офтальмотренажер Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно, чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять инструментарий («бегут» носом, подбородком по желанию детей). Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

    Комплекс упражнений технологии В.Ф. Базарного:

    • сделать глубокий вдох, затем, наклонясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)
    •  Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (4-5 раз)
    •  Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
    • Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6 раз)
    •  Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз)
    •  Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)

    «Цветные сны»

    Специально – восстановительные игры:

    «Цветные сны» Игра проводится после напряженной работы. По указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.

    Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Уроки в начальной школе и здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 2.

    На данных уроках используется здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного. Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной технологии. Вместо традиционной сгорбленной сидя...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

    Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

    МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

    Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

    Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...