Доклад на педагогическом совете по теме: «Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов»
материал по зож (2 класс)

Шутова Елена Анатольевна

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_rabote_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

          муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                        Ельнинская СШ №1 имени М. И. Глинки

                      Доклад на педагогическом совете по теме:

 «Здоровьесбережение  в работе учителя начальных классов»

                                        ( из опыта работы)

                                                                                                                                     

   

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                           

                                                                                                 

   Подготовила

    учитель начальных классов

   1 категории

    Шутова Е. А.

                                     

                                                         2019                                                                                                    

    Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю.  «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» - сказал Геродот.                          

   Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы.

   Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому очень важно научить, чтобы обучающиеся сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни, Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в классе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды. Работа по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе с применением  здоровьесберегающих технологий осуществляется с учетом требований ФГОС.

   Здоровьесберегающие технологии применяются мной, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В технологиях, которые применяются на уроках в нач. школе, можно выделить следующие направления:

-направленные на соблюдение гигиенических требований;

-организующие рациональную физическую активность

-психолого-педагогические технологии 

  Первое направление: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В первую очередь в классе это комфортная температура, достаточный уровень освещения, соблюдается режим проветривания, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.

    Второе направление: организуем обучение и физическую активность. Здесь можно выделить  четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно — значит неутомительно!

— Это предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую!

— Использование в работе разных вариантов подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей и обеспечить творческий подход.

Момент третий: учет зоны работоспособности.

— Учитывая зоны работоспособности и медицинские показания. рассаживание обучающихся по местам в классе. смена мест 1 раз в четверть

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.

-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.

  Третье направление: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

-игровые технологии;

-обучающие интерактивные программы;

-оригинальные задания и задачи;

-введение в урок отступлений.

-создание благоприятного психологического климата на уроке:

-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;

-интерес к каждому мнению;

-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;

-стимулирование к самостоятельной деятельности;

-наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями ;

- элементы личностно-ориентированного обучения:

   С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

Упражнение 1.  Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели.

Упражнение 2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Ребятам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться , затем наоборот..

 Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю  ароматерапию.

-Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и неприятностях. Это тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность..

  Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Особое внимание  необходимо уделять работе со зрением. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Часто в школу дети приходят уже с плохим зрением. У меня в классе 2 ребёнка с косоглазием и астигматизмом.

Для снятия утомляемости провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в рифмованной форме.

Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.

Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз. 

    Второй проблемой  является нарушение осанки.

Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. На уроках постоянно на это обращаю внимание.

«Маятник»

Покачивание головой вперед – назад.

«Китайский болванчик»

Покачивание головой вправо – влево.

«Оглянись»

Повороты туловищем вправо – влево

   На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, в 1 классе мы с родителями изготовили специальные салфетки с нашитыми пуговицами, по которым мы шагали  пальчиками. или использовали, как кластер. Особенно актуальными являются упражнения для развития речевого аппарата. В классе только 4 ребёнка не  имеют явных дефектов речи. Все они в прошлом году посещали логопеда и сейчас 10 человек продолжают ходить. Поэтому продолжаем и на уроках выполнять упражнения звукоподражания.

-«Ее-ее-ее»   -     тренирует горло

-Звук «а-а-а»  - немедленно вызывает расслабление

-Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.

3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия

-Звук «о-о-о»- горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

-Звук «ы-ы-ы»- лечит уши, улучшает дыхание;
-Звук «э-э-э»-   улучшает работу головного мозга.
-Звук «м-м-м» - снимает стресс и дает полностью расслабиться      

. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.

 Для создания благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках хорошо проводить энергетические упражнения.

1.Хлопки в ладоши парами.

2.Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно

– Какая хорошая погода!

Улыбнулись друг другу, сели.

3.Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.

4.Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.

5.Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули

   -Фуф! Ну и денек!

    Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Культуре правильного питания много уроков по окружающему миру отведено по тематике предметов УМК «Начальная школа 21 века», где ребята знакомятся с культурой поведения за столом, учатся выбирать полезные продукты. Эту работу мы продолжали  на внеурочных занятиях: проводили мини - исследования по правильному питанию, оформляли работы в виде мини - проектов. Как следствие, большинство учащихся класса стало лучше питаться в школьной столовой  и следить за витаминизацией пищи дома.

  По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и уже со 2 класса ребята сами включились в работу по оздоровлению. Ребята с удовольствием проводят музыкальные физпаузы, физкультминутки, дежурят по классу, убирают классную комнату, работают в малых группах по самоуправлению. Санитары следят за чистотой рук, наличием носового платка, цветоводы своевременно убирают пыль с растений,  обучающиеся готовят сообщения о вредных и полезных привычках. В классе оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового образа жизни. Еженедельно, подводя итоги недели по учебной и воспитательной направлениям, проводятся классные часы, где поднимаются вопросы, посвящённые тематике детского травматизма, поведения в школе на переменах, ПДД и т.д. Дети работают с памятками, применяю интерактивное обучение. разбираем различные ситуации, учимся оценивать собственное поведение и своих ровесников,

    Работа по здоровьесбережению в процессе обучения ведётся не только с детьми, но и с родителями. Только совместно можно достичь желаемых результатов, поэтому на родительских собраниях  и в индивидуальном порядке проводятся беседы, которые касаются сохранения и укрепления здоровья детей. Проведены собрания «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». «Всем известно, что режим в жизни всем необходим» и др. На собрания приглашаются ведущие специалисты социума.( психолог ,социальный педагог). Для присутствующих оформляются памятки – рекомендации.

  Подводя итог выше сказанному, очевидно:

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе в начальных классах позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. 

   В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, постараемся сохранить и преумножить его здоровье».