Здоровьесберегающие технологии
статья по зож

Мусаева Елена Аркадьевна

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._zdorovesberezhenie_-_vystuplenie.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих

технологий на уроках в начальной школе

(выступление на заседании предметной кафедры учителей начальной школы)

Учитель:Останина О.В.

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”.

Еще А. Шопенгауэр  говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и начальная школа. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Перед учителем начальных классов остро стоит вопрос, как помочь малышам получить образование без ущерба для здоровья? Поступление ребенка в школу – первая большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. Мы стремимся, чтобы наши ученики  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который дает человеку природа. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.   Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”  

Учитываем следующие  требования при построении своих уроков:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме.  Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, учебники, соответствующие необходимым требованиям полиграфии, регламентированное время пребывания у мониторов, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и другое.          
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).  Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  3. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут. На уроках стараемся максимально активизировать дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использовать разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Фронтальная форма организации деятельности требует от ребенка серьезного напряжения и концентрации, так как протекает под внешним давлением учителя. А это ведет к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлеченности в совместную деятельность, работают только сильные ученики. Индивидуальная работа ведется на каждом уроке, как с сильными, так и со слабыми учениками.

Так, на уроке  математики при решении составных задач после самостоятельного прочтения условия задачи ученики, которые смогут решить эту задачу самостоятельно, решают ее. Остальные разбирают условие задачи вместе с учителем. После первоначального  разбора задачи, ученики которые поняли, как решается задача, записывают решение. И, наконец, ученикам, которые не до конца поняли решение, учитель объясняет в третий раз. Один из них записывает решение у доски. Вместе с тем предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных методик и приемов, положительно влияющих, прежде всего, на зрение и позвоночник.

 Немаловажную роль в решении этой проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительные, так и двигательные функции организма за счет активной работы в микрогруппах. Так на уроке чтения вовремя словарной работы дети, распределившись по группам, находят значения непонятных слов в словарях, затем объясняют это слово всему классу.  Часто на уроках составляем  диафильмы по прочитанному произведению.

На уроке здоровья по ОБЖ по теме «Что влияет на здоровье» класс разделили на группы, где каждая группа подготовила свои советы для здорового образа жизни. Дети играют роли врачей, советчиков, физкультурников, практиков. Стимулирует двигательные функции организма и работа в парах сменного состава. У каждого ученика имеется карточка с текстом. Он должен прочитать свою карточку соседу и задать вопрос по тексту. Такое же задание выполняет его сосед по парте. Пара распадается, тот же текст читает ученик другому партнеру и т. д.

На уроках используем различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно;  заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает, участвуя в игре «Хорошо – плохо». Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки фантазии, уроки-экскурсии.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. В классе часто занимаемся в режиме динамических поз: дети сидят, выполняя письменную работу, выполнили – встают, чтобы дождаться остальных. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. На уроках математики  сравниваем  количество девочек и мальчиков в классе, путем построения парами и нахождения лишних, т.е. без пары  Карточки с дидактическими заданиями располагаются в классе везде: на книжных полках, на окне, даже рядом с выключателем.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения обязательно на каждом уроке  проводим оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, танцевальные минутки (произвольные) под музыку, подражательные «Попыхтим, как паровоз».   Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

У первоклассников повышенная утомляемость, поэтому на  уроке часто меняем  вид деятельности, предлагаем  разные задания, используем  интересный материал, вводим  в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запоминают лучше то, что интересно. Например, чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаем  им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, вырезать ее из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы, найти в кассе букв, а затем и среди других, разнообразных или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно», «Полубуковка».

Можно использовать игры малой и средней подвижности. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Животный мир» проводим игру «Мышеловка», «Хитрая лиса» и т.д.

Танцевальные минутки  проводим  под популярную детскую мелодию или используем  классические произведения. Например, предлагаем  учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима») и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащие листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т.п.                                                                        

Кроме того, определяем  и фиксируем психологический климат на уроке, проводим  эмоциональную разрядку.

Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики и окружающего мира. Рассмотрим несколько задач для 4 класса:

  1.  Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 грамм каши. Через 15 минут Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Попутно задаем  вопрос: какое значение имеет каша для растущего организма?
  2. Человек  за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10 000 л молока, а воды  –    

50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Дети находят ответ на вопрос: какое значение имеет вода для организма человека?                                                                                                

  1. В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные методы лечения гриппа вам известны?    

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие   укреплению здоровья  детей в школе:

  • оптимальная учебная нагрузка;
  • сбалансированное питание;
  • рациональный режим обучения;
  • рациональный двигательный режим;
  • использование технологии обучения, содействующие здоровью;
  • обучение в условиях, соответствующих СанПиНам;
  • оказание  психологической и социальной поддержки;
  • своевременные медицинские услуги;
  • охрана психического здоровья.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

  • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,                                 выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого  результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев  перед письмом).
  • гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
  • гимнастика для слуха;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения на релаксацию.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

В беседах с родителями рекомендую  им упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...