Программа На пути к здоровью
рабочая программа по зож

Бальчугова Алена Иннокентьевна

Программа по здоровьесбережению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа На пути к здоровью108 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Армакская средняя общеобразовательная школа»

Программа

«На пути к здоровью»

Составила: Бальчугова А.И.,

учитель начальных классов

2017 уч.год

Пояснительная записка.

     Наука о здоровье – валеология, помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. Именно в системе работы ОУ важен валеологический аспект.

      Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель и обучения, и воспитания. Для понимания роли педагога в валеолгическом воспитании вспомним легенду: «У древнего бога Эскулапа было две дочери: Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили обе по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей учить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной».

     Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о здоровье.

Краткое обоснование создания программы.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70 % его времени связано со школой. При переходе нашей школы в режим «Полного дня» возникает вопрос о грамотном построении учебно-педагогического и воспитательно-оздоровительного блоков учебно-воспитательного процесса.

  Здоровье ребенка – понятие не только медицинское, но и социальное – оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией досуга.

   По наблюдениям педагогов нашей школы, внеклассные и общешкольные мероприятия проходят успешно и эффективно, если учащиеся имеют возможность общаться друг с другом и с аудиторией в непринужденной обстановке, так сказать «за чаем». Поэтому было решено создать программу «На пути к здоровью», нацеленную не только на пропаганду и профилактику здорового образа жизни, но и с целью организации досуга и активного отдыха. Ведь именно в общении дети усваивают нравственные нормы, именно в общении формируются их поведенческие качества.

  Следовательно, одна из задач программы – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, своему здоровью, к окружающему миру.

                       

              Программа предусматривает решение школой следующих задач:

  1. Создание оптимальных гигиенических и валеологических условий для образовательного процесса (для повышения качества образования).
  2. Организация  образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся переутомления, гиподинамии, стрессовых ситуаций.
  3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
  4. Включение в план воспитательной работы занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
  5. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий позволяющих им укрепить свое здоровье.
  6. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на выработку отношения активной позиции к школе, на формирование в семьях здоровьесберегающих условий и профилактику вредных привычек.

Участники: учащиеся, родители, педагоги, общественность.

Ожидаемый результат:

- создание эффективно-действующей системы социально-педагогической поддержки учащихся;

- повышение уровня осознанной мотивации желания укрепить свое здоровье и вести здоровый образ жизни;

 - рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей и поддержка деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

В рамках программы реально решаются серьезные проблемы:

- грамотная организация учебного и воспитательно-оздоровительного процессов (режимные моменты);

- создание в школе благоприятного психологического климата и формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью;

- сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Методы реализации программы:

- фитотерапия,

- витаминотерапия,

- профилактическая деятельность (беседы, валеопаузы, валеопрактикумы);

- оптимальный двигательный режим и физкультура;

- правильное рациональное питание.

Средства: - спортивный зал, спортивная площадка;

- медицинский кабинет;

- валеологический кабинет,

- школьная столовая,

- Фито-кафе.

Программа реализуется в 5 направлениях:

- пирамида здорового питания,

- Фито-кафе,

-  общешкольные мероприятия,

- работа с родителями,

- работа с педагогами.

Программа рассчитана на 2017-2019 гг.

Содержание программы.

  1. Пирамида здорового питания.

     Благосостояние и материальный достаток семей учащихся нашей школы находится на уровне ниже-среднего, ведь работающих родителей всего – 43% от общего числа. Люди не имеют постоянного дохода, живут на пособия, поэтому обеспечить своих детей разнообразным полноценным питанием не могут. По данным опроса учащихся наблюдается:

- дефицит потребления основных продуктов питания,

- йодосодержащих продуктов, витаминов,

- фруктов,

- отсутствие возможности своевременно питаться, что неблагоприятно сказывается на  здоровье ребенка. А здоровье ребенка влияет на усвоение им учебной программы. Если у ребенка существуют пробелы в знаниях, то он получает плохие отметки и идти в школу  уже и не хочет. Уровень мотивации к учению снижается. Чтобы повысить качество обучения, наша школа переходит в режим «полного дня».  

  В соответствии с СанПин от 01.10.08 г. при длительном пребывании детей  в ОУ должно быть организовано 2-х разовое питание (завтрак и обед). Наша школьная столовая, организует свою работу,  опираясь на составленную нами Пирамиду здорового питания.

Ребенку необходимо употреблять в пищу:    -1 раз в 2-3 дня – рыбу, яйца, сыр, творог,  кисломолочные продукты,

                                                                           - ежедневно – мясо, молоко, сливочное и  растительное масло, хлеб.

Следовательно, при составлении ежедневного меню, необходимо пользоваться Пирамидой здорового питания.

Завтрак: салат, горячее блюдо, горячий напиток (фрукты, овощи).

Обед: салат, первое блюдо, второе блюдо (мясо, рыба, птица), сладкое блюдо.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов:

Наименование продуктов

            Количество в зависимости от возраста в г., мл.

                  7-10 лет

                    11-18 лет

Хлеб ржаной

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

Мука

15

20

Крупы

45

50

Макаронные изделия

15

20

Картофель

250

250

Овощи свежие

350

400

Фрукты

200

200

Мясо

77

86

Мясо птицы

40

60

Рыба

60

80

Молоко

300

300

Творог

50

60

Сыр

10

12

Масло сливочное

30

35

Масло растительное

15

18

Яйца

1 шт.

1 шт.

Сахар

40

45

Чай

0,4

0,4

соль

5

7

Меню следует составлять с учетом потребности в пищевых веществах и энергии обучающихся школы:

Название пищевых веществ

           Усредненная потребность в пищевых веществах

                  7-11 лет

                    11-18 лет

Белки (г)

77

90

Жиры (г)

79

92

Углеводы (г)

335

383

Энергетическая ценность (в Ккал)

2350

2713

Витамин В1 (мг)

1,2

1,4

Витамин В2 (мг)

1,4

1,6

Витамин С (мг)

60

70

Витамин А (мгрет.экв))

0,7

0,9

Витамин Е ( мгток.экв)

10

12

Кальций (мг)

1100

1200

Фосфор (мг)

1650

1800

Магний (мг)

250

300

Железо (мг)

12

17

Цинк (мг)

10

14

Йод (мг)

0,1

0,12

Оплата за питание в нашей столовой не повышается уже 4 года – 40 рублей в месяц. Это объясняется тем, что мы используем продукцию с пришкольного участка, выращенную во время пятой трудовой четверти. Наша продукция экологически чистая, а значит, соответствует здоровому питанию. Планируем увеличить площадь пришкольного участка, для организации работы не только ученических, но и родительских бригад.

  1. Фито-кафе.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, в школе необходимо организовать двухразовое горячее питание. Поэтому, решение данного вопроса частично «ложится» на работу Фито-кафе.

Детям нужно для правильного роста и функционирования органов правильное и своевременное потребление жидкости.

Необходимо учитывать что, суточная норма потребления жидкости составляет:

 у девочек – 9 стаканов,

 у  мальчиков – 12,5 стаканов.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, необходимых для приготовления напитков.

Наименование продуктов

7-10 лет

11-18 лет

Фрукты (плоды)сухие, в том числе -шиповник

15

20

Соки плодово-ягодные

200

200

Напитки витаминизированные

200

200

кисели

200

200

Использование Фито- кафе для : 1) создания и поддержки в школе валеологической среды, 2) проведения родительских лекториев, часов отдыха и релаксации педагогов,

3) проведения внеклассных и общешкольных мероприятий и праздников с культурной программой и чаепитием, 4) развития самостоятельности и ответственности у учащихся (организация отдельных мероприятий, дежурство и поддержание порядка в кафе),

5) взаимодействия с родителями (организация полдника).

                                                                    Например,   меню полдника:

Облепиховый кисель(большое содержание витамина С)

Сухарики (полезны для правильного формирования и роста зубов)

Витаминный чай (шиповник, яблоко)

Бутерброд с маслом

Зеленый чай

Яблоко

Витаминизированный напиток

сухарики

   Решая проблему здорового питания, наше кафе, в том числе занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактикой заболеваний (используя в своей работе фитобар, витаминотерапию, валеопрактикумы) а также организует активный отдых и досуг учащихся.

                 Мероприятия

                                               

Фито-бар

витаминотерапия

валеопрактикумы

«Лекарственные растения нашего края» -  2 ч.

«Наши друзья- витамины» - 2 ч.

«Питание и здоровье» -2 ч.

«Лечебная сила зеленого чая» - 2 ч.

«Витамины в саду и на грядке» - 2 ч.

«Красивая улыбка» - 2 ч.

«Лечебные свойства лука и чеснока» - 2 ч.

«Витаминизированные напитки и их польза для здоровья» - 2 ч.

«Гигиена тела» - 2 ч..

Формы проведения: беседы, круглые столы, конференции, презентации, защита мини-проектов.

  1. Общешкольные мероприятия.

Цель: просвещение учащихся в области физического здоровья, формирование ЗОЖ.

Месяц           год

2017

2018

2019

2020

сентябрь

Медицинское обследование уч-ся

Составление валеокарты уч-ся

Продолжение составления валеокарты

Продолжение составления валеокарты

Октябрь

«Валеологические потребности личности», беседа

«Основные критерии здоровья», беседа.

Анкетирование «ЗОЖ»

Анкетирование «Социальная адаптивность уч-ся»

Ноябрь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Веселые старты

Фольклорные игры

Диагностика состояния физического здоровья уч-ся

Декабрь

«Красота, здоровье, гармония», беседа.

«Правильное питание», беседа.

Беседа «природа и здоровье человека»

Кл.часы «СПИД –чума века».

Январь

Кл.часы «Гигиена и здоровье человека»

Ключасы «Как надо правильно дышать»

«Резервы богатырского здоровья», беседа.

«Движение – это жизнь», беседа

Февраль

«Нет наркотикам!», кл.часы.

«Если хочешь быть здоров-закаляйся!»,беседа

«Чистая вода для хвори беда», беседа.

Викторина «Лечебные силы природы»

Март

Кл.часы «Я и сигарета».

«Гигиена –страж здоровья», кл.часы

Лекция «Болезни любви»

Умники и умницы «Формула совершенства»

Апрель

                                      Валеометрия учащихся

май

                                                  День здоровья

  1. Работа с родителями.

Цель: рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей и поддержка деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Формы: лекторий, диспуты, круглые столы.

месяц

2017

2018

2019

2020

Октябрь

«Вредные привычки. Их влияние на здоровье детей»

«Здоровый образ жизни в семье-счастливое будущее детей»

«Здоровье как мудрость и мера жизни»

«Мой дом-моя крепость»

Декабрь

«Отцы и дети»

Психологические особенности внутрисемейных отношений.

«Наши дети и стресс»

«Гигиена и здоровье»

Февраль

«Моя семья, моя радость»

Профилактика и предупреждение «школьных» болезней.

Воспитание неприязни к алкоголю, курению, наркотикам.

Наркомания- знак беды.

апрель

«Питание и здоровье»

«В здоровом теле-здоровый дух», о правилах закаливания.

Здоровье – богатство на все времена.

Здоровые потребности и потребность в здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 % зависит от индивидуального образа жизни, на 25 % - от влияния окружающей среды, на 10 % - от своевременной и полноценной медицинской помощи и на 15 % - от генетической предрасположенности. Это свидетельствует о том, что большой резерв в сохранении здоровья заложен не только в школе по созданию здоровьесберегающей среды, но и в организации здорового образа жизни в семье.

  1. Работа с педагогами.

Цель: охрана здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им укрепить сове здоровье.

месяц

2017

2018

2019

2020

Сентябрь

Психологические особенности учителя.

Проблема профессиональных деформаций.

Ноябрь

Питание для мозга.

АРТ-терапия.

Советы учителю, помогающие избежать стресса и получить больше радости от жизни.

Как носить тяжести, облегчая свою жизнь.

Февраль

Здоровье и самосовершенствование учителя.

Учитель и стрессы.

Как уберечь свой позвоночник от деформации.

Учитель и компьютер.

май

Отпуск-время больших возможностей.

Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем.

Гигиена труда

Формы: беседы, круглые столы.

Заключение.

Наша программа представляет собой гибкую структуру, рассчитанную на валеологическую, воспитательно-оздоровительную работу через весь учебно-воспитательный процесс, и соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к ОУ и условиям его деятельности.

Используемая литература:

     1. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5,2007.

2. «Биология, экология, здоровый образ жизни», изд. «Учитель», Волгоград, 2002.

3. Журнал “Биология в школе” № 2, 2000.

4. Журнал “Воспитание школьников” № 6, 2000.

5. “Учительская газета” № 43, 2000.

6. “Управление школой” № 22, 2000.

7. Журнал “Завуч” №4, № 6, 2000.

8. Журнал “Начальная школа” № 12,1999; № 7, № 9, 2000.

9. Учительская газета “Сто друзей”, № 8, 2000.

10. “Спорт в школе”, № 45, № 46, 1999.

11. “Педагогический вестник”, № 6,1999.

12. Журнал “Основы безопасности жизни”, № 10,1998; № 1, 1999.

13. Журнал “Дидакт учитель”, № 5,1999.

14. Журнал “Школа здоровья”, № 2, № 3, № 4,1999.

15. Журнал “Народное образование”, № 10, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Доклад " Внеурочная деятельность. Программа: " Путь к здоровью""

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на но...

Программа "Путь к здоровью, силе, бодрости"

Программа рассчитана на 4 года начальной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Программа внеурочной деятельности "Путь к здоровью"

Программа "Путь к здоровью" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к здоровью"

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к здоровью» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных  психических...