Работа с детьми с ОВЗ
материал по зож (4 класс)

Панченко Елена Викторовна

Несколько лет подряд работала в классе, где учился мальчик - инвалид. Пришлось учиться работать с такими детьми . Находить методы и приемы в работе. Конечно было трудно но очень интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_deti_s_ovz.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках подготовки к участию в конкурсах 

Как-то раз Бог остановился поговорить с маленьким ангелом, у которого не было крыльев. Бескрылый ангел удивился и спросил: «Господи, зачем я тебе? Ведь я совсем не похож на других ангелов и во мне нет ничего чудесного! Я не стану ни красивым, ни умным… Неужели мне найдется место в чьем-то сердце? Чтобы обрадоваться мне, человек сам должен быть особенным. Большинство людей при виде меня просто расстроились бы и не дали мне приюта». И тогда Бог сказал: «Твоему маленькому сердцу я дал больше любви, чем другим сердцам. И найдется семья, где будут любить и заботиться о тебе. А теперь иди, мой маленький ангел, и возьми самый главный дар, которым я мог тебя наградить. Ты Особенный, и быть знакомыми с тобой – честь для людей».  

Ангелы без крыльев – это особенные дети, для которых жизнь с рождения началась с преодоления: тяжелых недугов и болезней, отверженности, потери связи с окружающим миром из-за невозможности жить так, как живут обычные здоровые дети.

В современной школе как никогда актуальны программы социализации детей с ОВЗ.

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. 

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

1

Существуют 3 формы социализации:

Первичная социализация.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах поведения.

Вторичная социализация.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации ребенок  приобщается уже не к малой группе, а к средней.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.

Хочу поделиться своим личным опытом работы по адаптации и социализации детей  с ОВЗ в школьном коллективе.

 С такими особенными детьми  я работаю шестой  год.    2 ребенка.  Один ребенок с ДЦП, а другой с черепно – мозговой травмой. Первое время они  были замкнуты , нелюдимы , сторонились сверстников, чувствовали  себя  не таким как все. У ребят  наблюдались признаки психоза и агрессивного состояния. Им  с большим трудом давалась учебная программа. К тому же дети часто болели.

Самой главной проблемой для меня стало отсутствие достаточной информации о методах психологического изучения детей с ОВЗ.Я поставила перед собой цель: изучить методы психологического изучения детей  с ограниченными возможностями здоровья.

А также следующие задачи:

1. Познакомиться с особенностями методики работы с детьми с ОВЗ.

2. Выявить наиболее успешные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.

3. Составить индивидуальный план работы.                                  

                                                                                                                2

Изучив  методики   знаменитых  психологов  Льва Семеновича  Выготского, Сергея  Леонидовича  Рубинштейна, Петра Яковлевич  Гальперина   поняла для себя, что необходимо таких детей  как можно быстрее  ввести в учебную и трудовую деятельность. К своей работе подключила психолога школы, логопеда, родителей. Очень важен для ребенка с ОВЗ  и контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. 

С чего же мы начали  свою  работу с «особенными детьми»?  Ну конечно же  с проведения ряда диагностик:

- Во первых, это медицинская диагностика, которая выявила физическое и психическое состояние детей.  

Школьным психологом  была проведена диагностическая работа:

Целью которой было преодоление  страха  этих детей  перед недоступной средой, раскрепощая их  и высвобождая их духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

- Психолого-педагогическая диагностика   в виде анкетирования родителей и бесед с педагогами школы.  В своей работе я делаю большой акцент на то, чтобы вовлекать детей и родителей в совместную деятельность. 

  - Ну и наконец социально – педагогическая диагностика, в которую входило наблюдение за ребенком во время занятий, посещение семьи и составление характеристики.

При работе с детьми с ОВЗ я использовала следующие виды деятельности :

познавательная

     разнообразные занятия по интересам

коллективная

групповая

        индивидуально-творческая деятельность.

                                                                                                           3                

Ну и конечно же внеурочная деятельность – где дети могли  реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников.

Важным для меня и всех педагогов школыявляется положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки и внеклассные занятия должны проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждый урок и занятие был для них маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.

Не скрою – были и проблемы. Мы столкнулись со следующими   трудностями при  работе с учащимся с ОВЗ:

- из-за частых пропусков  уроков из-за болезни,  процесс обучения и усвоения им материала затягивается, это приводит к противоречию между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки.  

-не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя  каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

-занятия по началу давались с трудом из-за быстрой утомляемости и провалах в памяти. Приходилось часто делать перерывы и преподносить учебный материал небольшими дозами.  Ребята очень старательные, целеустремленные.  А еще им  катастрофически не хватало общения со сверстниками. Постепенно после учебного процесса я стала привлекать их к участию в различных проектах, конкурсах, викторинах разного характера. При этом участие в данных мероприятиях проходят сначала в обсуждениях. Мы совместно решаем исходя из возможностей  здоровья детей, на каком уровне и как можем показать свои умения.                                                                                                     4

Пусть у них получалось не сразу и не всегда. Но они  старались «удивить»  своих одноклассников и доказать им, что они такие же как и все. Один сочинял небольшие стихи, другой готовил доклады и  презентации.

В результате проведённой нами работы с данными  детьми  мы увидели положительные результаты включения детей  в социальную среду. Доброта и участие нашего класса и коллектива школы помогли им  адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, поверить в свои силы. Постепенно  к ним  изменилось отношение со стороны  окружающих, включая детей и их родителей как  к ребёнку с ОВЗ, что способствовало развитию учебных навыков, в особенности умения работать в команде, учиться в ограниченных временных рамках и  преодолению низкой мотивации к учёбе и внеклассным занятиям.

       За время учёбы в школе ребята  достигли неплохих результатов: на классных, школьных и городских  мероприятиях они занимают призовые места.В 2015 году один ребенок получил сертификат за участие в конкурсе проектных работ  среди обучающихся  городских школ.. Другой ученик имеет грамоту за участие в конкурсе чтецов,  диплом в конкурсе « Человек и природа».

Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу.

Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем           многое.                                                                                                 5

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа и  трудоустройство выпускников. В настоящее время один из них обучается в ПТУ №5 и осваивает профессию программиста. На мой взгляд, большой плюс, в том, что таких ребят не изолировали в специализированные учреждения, а дали возможность быть полноценными  членами общества.

Да, им трудно, надо бороться и идти до конца, чтобы доказать всем окружающим  и прежде всего самим себе, что они справятся, достигнут, добьются всего, что задумали. Такие дети  являются для нас лучшим воспитательным примером

Ожидаемые  результаты к которым я и  мои коллеги  стремились:

 1. Проведенная нами работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

 2. У детей с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы и развиты такие личностные качества, которые помогут им адаптироваться к социуму и позволят реализовать свой потенциал в обществе и в будущей профессиональной деятельности.

 3. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов, улучшит качество социализации школьников.

 4. Мы, педагоги получили пусть и небольшой  опыт работы с учащимися с ОВЗ.

 5. Также общество получит полноценно развитые личности из числа детей с ОВЗ, максимально адаптированные к жизни в социуме.                                                                                                6

 6. Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ, возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.

 7. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития.

Мне кажется, мы избрали правильный путь: не делать никаких разграничений между обычными здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но при этом быть всегда рядом, чтобы помочь, поддержать в трудную минуту, вселить веру в себя. Все дети инвалиды, обучающиеся в школе, имеют различную степень физических ограничений. Все они при помощи учителей, благодаря индивидуальному подходу успешно овладевают общеобразовательными программами.

Хочется сказать, что работа с детьми-инвалидами - это очень ответственный и кропотливый труд со многими особенностями. Иногда даже малейшая диагностическая или методическая ошибка может перечеркнуть многодневные усилия. Поэтому очень важно уделять особое внимание диагностике и подбору коррекционных методов и приемов, которые будут эффективны  для той или иной категории детей с ОВЗ.

И закончить своё выступление я хочу словами Льва Семёновича Выготского: «Человечество победит детскую дефективность не биологически и медицински, а педагогически и социально».

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....