[22] Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" 3.1
рабочая программа по зож

Балабанова Таисия Валентиновна

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровячок"  включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,  обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyachok.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе примерных программ внеурочной деятельности  А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова, В.А.Горского. Москва. «Просвещение»2011г.              Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на уровне начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06. 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от   8.07. 2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.08. 2010 №5161 «О рекомендации по разработке экологической образовательной составляющей основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4695/12 «О разработке учебного плана»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования

здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложная, многоуровневая система, включающая в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, устраняя и уменьшая негативное воздействие социального окружения, а также школьных страхов, больших учебных нагрузок и трудностей в усвоении школьной программы, интенсификации учебного процесса, адаптации первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранит здоровье обучающегося в дальнейшем. Программа ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» рассматривается как один из уровней формирования культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Главная цель курса «Здоровячок»: формирование здорового образа жизни младших школьников через раскрытие основ здорового образа жизни.

Исходя из главной цели, были сформулированы задачи программы:

  • формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично-мотивированного

отношения школьников к проблеме здорового образа жизни;

  • обучение учащихся различным методам эмоционально-сенсорного восприятия

и оценки себя и окружающего мира;

  • обучение учащихся практическим универсальным учебным действиям, необходимым

для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;

  • побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание

собственных форм здоровой жизнедеятельности;

  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • содействовать оздоровлению учащихся.

В соответствии с ФГОС на уровне начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее

принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Формы, методы и приёмы организации внеурочной деятельности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия носят научно-образовательный характер. Они содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, физ. минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.

Работа в клубе «Здоровячок» предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и приёмы. Методы проведения занятий: беседа, игра,

дискуссии, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, уроки – путешествия, ролевые и деловые игры, практические работы, праздники. Приёмы проведения занятий: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Методы контроля: выступление, выставка, презентация, участие в мини – спектаклях, сценках.

Технологии и методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Основные виды деятельности учащихся:

  • чтение стихов, сказок, рассказов; 
  • обсуждение детских книг по теме занятия;
  • дискуссионное и диалоговое общение;
  • постановка сценок, посещение спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию

внимания, развитие воображения.

Актуальность программы заключается в мотивации обучающихся, в ведение здорового образа жизни, в формировании навыка организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Практическая значимость. 

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на уровне начального общего образования с учётом уменьшения и устранения вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Также программа направлена на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга, на обеспечение мотивации быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни, на присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через осознание своего места в нем, через социальную позицию.

Связь с другими программами. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. А в разделе «Питание и здоровье» информация базируется на программе «Разговор о правильном питании» авторы: Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г.

Тип программы: образовательный.

Место программы внеурочной деятельности «Здоровячок» в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направлению «Здоровячок» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 на внеурочную деятельность в 1-4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 135 часов при проведении 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2 - 4 классы - 34 часа в год, в 1 классе – продолжительность 30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Новизна программы: воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. А также в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных, зрительно-моторных и эмоциональных ощущений. В программе содержится информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии, которая служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения.

Отличительные особенности программы

Программы различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся во внеурочной работе, отражаются на страницах учебников и хрестоматий, тетрадей для самостоятельных работ.

Многие темы данной программы касаются отдельных качеств человека: физические свойства ребенка, физиологические особенности, эмоциональные стороны восприятия. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. А также наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. 

Данная программа строится на принципах:

  • научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских

исследований по состоянию здоровья школьников.

  • доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными

особенностями младших школьников.

  • системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и

принципов предлагаемого курса.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» состоит из следующих разделов:

  1. «Введение. Вот мы снова в школе» – значение ЗОЖ в жизни человека (учащихся),

режим учащихся.

  1. «Моё здоровье в моих руках» - влияние окружающей среды на здоровье человека,

чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, а также различных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, кишечных), личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

  1. «Мои отношения в семье, в школе, во дворе» - развитие познавательных

процессов, информация о вредных привычках, настроение в школе и дома, взаимоотношения в семье, с одноклассниками, друзьями.

  1. «Питание и здоровье» - основы правильного питания, гигиенические навыки

культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.

  1. «Что опасно и безопасно вокруг нас» - опасные и безопасные предметы и

ситуации вокруг нас, социально – одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, на улице и дома.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает планируемые достижения следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные УУД.

 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Ожидаемые результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм

поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта в правилах здорового образа жизни.  Результат выражается в понимании детьми сути норм и правил здорового образа жизни.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, к самопознанию, к заботе о собственном здоровье. Результат проявляется в активном использовании школьниками правил и норм здорового образа жизни через осознание собственного «я»,  отношения в семье, в школьном коллективе, через позитивное и ценностное отношение к Родине, природе, культуре, через приобретение опыта взаимодействия с окружающей средой.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных заданий и проектов, используя самостоятельный выбор. Итоги реализации программы могут быть представлены через выставки, конференции, фестивали, презентации, участие в конкурсах по разным направлениям.

Итоги реализации программы.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Итоги могут быть представлены в виде презентаций, через участие в конкурсах, выставках конференциях, фестивалях здоровье сберегающих направлений.

Оценка эффективности программы.

Эффективностью программы «Здоровячок» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников осознанного отношения к самому себе, ответственности за своё здоровье. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие и поддержка способностей обучающихся.

Содержание курса

Тематическое распределение часов

1 класс

№ п/п

Разделы

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Давайте познакомимся. Режим дня – это важно для меня.

5

 игра,

беседа, практикум

2.

Моя семья.

3

беседа, игра

3.

Я, ты, он, она – все мы школьная семья.

2

беседа,

ролевая игра

4.

Моё здоровье в моих руках

12

беседа, игра, практикум

5.

Разговор о правильном питании.

6

беседа,

ролевая игра, практикум

6.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

4

беседа,

ролевая игра, практикум

7.

Обобщающие уроки.

1

игра, практикум

Всего:

33

                                                                                           Учебно – тематический план

1 класс

п/п

Разделы

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуника-тивные

Личностные

1.

Введение.

Давайте познакомимся.

Режим дня – это важно для меня.

5

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Сравнивать и  анализировать ситуации предложенные учителем и одноклассниками.

Отвечать на простые вопросы учителя, одноклассников. Находить необходимую информацию в разных источниках.

Участвовать в диалоге на занятиях и предложенных жизнен-ных ситуа-циях. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Учиться осознавать свою индивидуаль-ность, основы правильного питания, а также учиться заботиться о своём здоровье.

2.

Моя семья.

3

3.

Я, ты, он, она – все мы школьная семья.

2

4.

Моё здоровье в моих руках.

12

5.

Разговор о правильном питании

6

6.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

4

7.

Обобщающие  уроки.

1

Календарно – тематическое планирование

1 класс

п.п.

Раздел. Тема

К-во час.

Дата

Содержание

Перечень информационно-методического обеспечивания

1.

Введение. Режим дня – это важно для меня.

1.Давайте познакомимся (игра).

2.В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся. Безопасный путь: дом-школа-дом

3.Знайте, дети, что режим людям всем необходим.

4.Чтоб веселым утром встать, надо ночью крепко спать.

5.Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет. Практическое занятие – комплекс утренней зарядки.

5 ч.

Игра в кругу «Знакомство» научит детей знакомиться друг с другом, поможет учащимся быть ближе друг к другу. Создаётся обстановка психологического комфорта. Используется  раскраска «Радуга с настроением».

Познакомить с понятием «здоровье»

Информация о режиме. Его значение.

Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Создать условия для формирования понятий: режим дня, сон, утренняя гимнастика. Развивать валеологические навыки детей, учить заботится о своем здоровье. Прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации.

2.

Моя семья

1.Вот, ребята, я какой. Почему же я такой? Зря хвалить себя не буду - я для папы с мамой – чудо!

2.Вот смотрите, это я, а вот и вся моя семья. (Рисунок семьи – тест).

3.Дома маме помогаю и с сестренкою гуляю (обязанности). Отношения между родственниками.

3 ч.

Показать значение семьи в жизни человека. Показать отличие ребенка от взрослого человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. На примерах показать, что все живое изменяется. Начать составление исследовательской карты.

Радуга настроений, альбомы, карточки, тетради, презентации

3.

Я, ты, он, она – все мы школьная семья.

1.Если с другом вышел в путь – веселей дорога.

2.Ты с соседом не дерись, а со всеми подружись.Социометрия. (Практическое занятие).

2 ч.

Показать, как формируется авторитет. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких – нет.

Провести социометрию.

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

4.

Моё здоровье в моих руках.

Моя кожа. (3ч.)

1.Солнце, воздух и вода закаляют нас всегда.

2.От простой воды, и мыла у микробов тают силы. Практическое занятие «Как правильно мыть руки».

3.Если буду, осторожен, не пораню себе кожу.

Мои глаза.(3ч.)

4.Для чего у всех у нас на лице есть пара глаз.

5.Практическое занятие «Гимнастика для глаз».

Знайте, каждому из вас нужна пара зорких глаз (охрана зрения).

Мои уши, нос и горло. (2ч.)

6.Я хочу предостеречь, уши, нос и горло  надо нам беречь.

7.Гигиена полости носа, горла, ушей.

Моя осанка. (3ч.)

8.Понятие «осанка».

9.Сам себе не навреди, за осанкою следи. Упражнения для осанки.

10.Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Моя  улыбка – мои здоровые  зубки.(2ч.)

11.У ребятишек зубы есть для того, чтоб ими есть. . Практическое занятие «Встреча со стоматологом»

12. Сам себе я помогу – свои зубы сберегу. Практическое занятие – учимся чистить зубы.

12ч.

Дать понятие о закаливании. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Научить детей правильно мыть руки.

Дать рекомендации по борьбе с инфекцией.

Первая помощь при повреждениях кожи.

Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению.

Дать понятие об органах слуха, обоняния и вкуса. Дать учащимся понятие о строении уха, носа и горла. Провести опыты. Выучить правила бережного отношения к органам слуха, обоняния и вкуса.

Показать, как важна для человека красивая осанка. Упражнения для осанки. Правила для поддержания правильной осанки.

Рассказать о строении зуба. Научить, правильно чистить зубы, показать разнообразие зубных паст. Познакомиться со школьным стоматологом.

Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации

5.

Разговор о правильном питании

1.Самые полезные продукты

2.Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

3. Плох обед, если хлеба нет.

4.Где найти витамины зимой.

5.Как питались на Руси.

6.Вкусные традиции моей семьи

6ч.

Беседа о полезных продуктах; сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»; знакомство с видами круп – названиями каш; слушание рассказа Н. Носова «Мишкина каша», обсуждение. Игра «Золушка»; чтение стихов о хлебе; игра «Угадай-ка»; сервировка стола, правила этикета за столом. Изготовление плаката «Береги хлеб!» Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека; дидактическая игра «Морские продукты»; игра «Отгадай мелодию»; настольная игра «Путешествие по улице Правильного питания»

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

6.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

1.Поведение в школе.

2.Домашние опасности.

3.Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица.

4. Что мешает видеть проезжую часть улицы?

4 ч.

Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Правила поведения при пожаре в доме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения.

Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации

7.

Обобщающие  уроки.

2.Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тест).

1ч.

Подвести итоги проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных в течение года. Наградить самых здоровых, помочь составить индивидуальную «программу здоровья».

Тест, презентация.

Тематическое распределение часов

2 класс

№ п/п

Разделы

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятелтности

1.

Введение. Вот мы снова в школе.

2

беседа, игра

2.

Моё здоровье в моих руках.

11

беседа,

ролевая игра, практикум

3.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

8

беседа,

ролевая игра, практикум

4.

Питание и здоровье.

11

беседа,

ролевая игра, практикум

5.

Обобщающие уроки.

2

беседа,

игра, практикум

Всего:

34

Календарно – тематический  план 2 класс

п/п

Разделы

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

2

Организовывать своё рабочее место как самостоятельно, так и под руководством учителя. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществ-ления.

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовы--вать учебное взаимодейст-вие в группе.

Учиться слу-шать однок-лассников, учителя. Принимать их точку зрения.

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близ-кими, однокласс-никами, друзь-ями. Формули-ровать самому простые правила поведения в природе, дома, в школе. Проявлять интерес и заботу к собственному здоровью.

2.

Моё здоровье в моих руках.

11

3.

Что опасно и безопасно вокруг нас

8

4.

Питание и здоровье.

11

5.

Обобщающие уроки.

2


Календарно – тематическое планирование

 2 класс

п.п.

Раздел. Тема

Количество часов.

Дата

Содержание

Перечень информационно-методического обеспечивания

1.

Введение.  Мы снова в школе.

1.Здравствуй школа.

2.Режим дня – это важно для меня.

2ч.

03.09 – 10.09

Создаётся обстановка психологического комфорта. Помощь учащимся стать ближе друг к другу.  Используется  раскраска «Радуга с настроением». Беседа о режиме дня и понятии «здоровье».

Цветик – семицветик (содержание здоровья),  режим дня альбомы, карточки, тетради, презентации

2.

Моё здоровье в моих руках.

1.Почему мы болеем.

2. Кто и как предохраняет нас от болезней.

3. Кто нас лечит.

4.Закаливание в домашних условиях.

5. Прививки от болезней.

6. Что нужно знать о лекарствах.

7. Как избежать отравлений.

8. Сон и его значение для здоровья человека

9.Иммунитет

10.Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

11.Спорт в жизни ребёнка.

11 ч.

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

12.11

19.11

26.11

03.12

10.12

Выяснение причин заболеваний. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп».

Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» Выбор медицинских услуг. Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка».

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. Первая помощь при отравлениях.

Беседы о сне и его значении для человека. Виды закаливания. Как закаливаться в домашних условиях. Что такое иммунитет. Как укреплять своё здоровье.

Важность физических упражнений и спортивных секций в жизни человека. Подвижные игры. Игры народов мира и России.

Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации

3.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

1.Безопасность при любой погоде.

2. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

3. Правила безопасного поведения на воде.

4. Правила общения с огнем.

5. Как защититься от насекомых.

6. Предосторожности при обращении с животными.

7. Как уберечься от мороза.

8. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

8 ч.

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Игра «Светофор здоровья». Правила безопасности поведения в транспорте. Повторение правил ПДД.

Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Правила поведения на воде.

Беседа «Чем опасен огонь?»

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Игра «Полезно – вредно».

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо.

Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации

4.

Питание и здоровье.

1.Правильное питание – залог здоровья.

2.Культура питания. Этикет.

3. Правила гигиены во время, до и после еды.

4. Разнообразие и польза молочных продуктов.

5. О пользе мясных и рыбных блюд.

6. Хлеб и мучные изделия.

7. Всякому овощу своё время.

8. Фрукты – самые вкусные продукты.

9. На вкус и цвет товарища нет.

10. Что надо есть, если хочешь стать сильнее и здоровее.

11.Питание и индивидуальное здоровье.

 

11 ч.

25.02

04.03

11.03

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04

27.04

29.04

06.05

Правильное питание – важная составная часть  здорового образа жизни. Беседа о полезных продуктах; сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»; динамичная игра «Поезд». Режим питания; соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина». Гигиена во время, до и после еды. Игра обсуждение «Законы питания»; игра «Чем не стоит делиться». Беседа; конкурс-викторина «Знатоки молока», интересная информация о молоке, слушание песни «Кто пасётся на лугу?»; меню полдника. Что относится к молочным продуктам, кроссворд «Молоко»; подбор пословиц и поговорок о продуктах из теста. Польза мясных и рыбных блюд, их разнообразие. Знакомство с разнообразием овощей; инсценировка песни «Овощи».

«Витаминная радуга» сочинение стихов, посвящённых фруктам  разного цвета, создание книжки-малышки. Беседа «Почему мы можем ощущать различные вкусы»; практическая беседа «Определи вкус продукта»; опыт по определению вкуса знакомых продуктов. Спорт и питание; игра «Меню чемпионов».

Радуга настроений, альбомы, карточки, тетради, презентации

5.

Обобщающие уроки.

1.Чтоб я ни делал, никогда не причиню себе вреда (беседа).

2.Наши успехи и достижения.

2 ч.

13.05

20.05

 

Обобщение изученного. Подведение итогов. Выставка работ и рисунков.

Тест, презентация.

Тематическое распределение часов

3 класс

№ п/п

Разделы

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

1

беседа, игра

2.

Моё здоровье в моих руках.

7

беседа,

ролевая игра, практикум

3.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

7

беседа,

ролевая игра, практикум

4.

Питание и здоровье

11

беседа,

ролевая игра, практикум

5.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

6

беседа,

ролевая игра, практикум

6.

Обобщающие уроки.

2

беседа,

практикум

Всего:

34

Учебно – тематический  план 3класс

п/п

Разделы

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуника-тивные

Личностные

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

1

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Совместно договари-ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Слушать и понимать речь других.

Умение донести свою позицию до других. Проявлять интерес и заботу к собственному здоровью.

Объяснять, что связывает тебя с твоими близ-кими, однокласс-никами, друзь-ями. Формули-ровать самому простые правила поведения в природе, дома, в школе.

2.

Моё здоровье в моих руках.

7

3.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

7

4.

Питание и здоровье

11

5.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

6

6.

Обобщающие уроки.

2


Календарно – тематическое планирование  3  класс  2019-2020г

п.п.

Раздел. Тема

К-во час.

Дата

Содержание

Перечень информационно-методического обеспечивания

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

1.Здравствуй школа. Режим дня – это важно для меня.

1

03.09

Создаётся обстановка психологического комфорта. Помощь учащимся стать ближе друг к другу.  Используется  раскраска «Радуга с настроением». Беседа о режиме дня и понятии «здоровье».

Цветик – семицветик (содержание здоровья),  режим дня альбомы, карточки, тетради, презентации

2.

Моё здоровье в моих руках.

1.«Здоровый образ жизни, что это?».

2.Личная гигиена.

3.В гостях у Мойдодыра.

4.«Остров здоровья»

5.Вредные привычки

6.Чистота – залог здоровья.

7.Одни - дома.

7

10.09

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

Объяснять значение ЗОЖ для человека, забота о здоровье – это забота о личной гигиене, чистоте одежды, жилья и помещений, где мы чаще всего находимся. Помнить о таких вредных привычках как пальцы, карандаши и ручки во рту,  пальцы в носу, отсутствие носовых платков, шмыганье носом и т.д. Правила поведения в домашних условиях, когда одни без взрослых. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!».

Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации

3.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

1.Я познаю себя

2.Я познаю себя

3.Мы все похожие и разные. Я познаю других. (Семейный альбом)

4.Мы все похожие и разные. Я познаю других.

5.Человек в мире людей.

6.Как выбрать друзей.

7.Почему мы говорим не правду

7

05.11

12.11

19.11

26.11

03.12

10.12

17.12

Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Поможет ли нам обман. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

4.

Питание и здоровье.

1.Питание- необходимое условие для жизни человека.

2.Из чего состоит наша пища.

3.Что нужно есть в разное время года.

4.Питание и эмоциональное состояние

5.Пищеварение: как это происходит?

6.Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

7. Где и как готовят пищу? Где и как её хранят?

8.Бутербродная страна.

9.Конкурс «Забавных бутербродов».

10.Как правильно накрыть стол.

11.Конкурс «Салфеточка»

11

24.12

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

03.03

10.03

17.03

Объяснить значение питания для жизни человека. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Производство, хранение и распространение продуктов питания. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Знакомство с традиционными семейными блюдами, с правилами накрывать столы у разных народов России, с назначением салфетки.

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

5.

Что опасно и безопасно вокруг нас.

1.Опасные предметы у нас дома.

2.Чем можно заниматься после школы и чем нельзя.

3.Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственных препаратов на организм человека.

4.Как вести себя с незнакомыми людьми

5.Дорога и мы.

6

31.03

04.04

14.04

21.04

28.04

12.05

Учиться определять опасные предметы и безопасные у себя дома. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Запомнить правила о лекарствах, хранящихся дома. Для запоминания о правилах поведения с незнакомыми людьми,  составить памятку «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Правила поведения во дворе и на проезжей части дороги.

Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации

6.

Обобщающие уроки.

1.Урок - соревнование.

2.Культура здорового образа жизни.

2

19.05

26.05

Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям. Подведение итогов за весь год.

Тест, презентация.

Тематическое распределение часов

4  класс

№ п/п

Разделы

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

1

беседа, игра

2.

Моё здоровье в моих руках.

14

беседа,

ролевая игра, практикум

3.

Питание и здоровье

6

беседа,

ролевая игра

4.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

9

беседа,

ролевая игра, практикум

5.

Моя безопасность.

3

беседа,

практикум

6

Обобщающий урок.

1

практикум

Всего:

34

Учебно – тематический  план 4 класс

п/п

Разделы

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуника-тивные

Личностные

1.

Введение. Вот  мы снова в школе.

1

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознавать необходи-мость заботы о своём здоровье и вырабатывать правила поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

2.

Моё здоровье в моих руках.

14

3.

Питание и здоровье

6

4.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

9

5.

Моя безопасность.

3

6.

Обобщающий урок.

1

Учебно – тематическое планирование

 4 класс

п.п.

Раздел. Тема

К-во час.

Дата

Содержание

Перечень информационно-методического обеспечивания

1.

Введение «Вот мы и в школе».

1.Здравствуй школа. Режим дня – это важно для меня.

1

Создаётся обстановка психологического комфорта. Помощь учащимся стать ближе друг к другу.  Используется  раскраска «Радуга с настроением». Беседа о режиме дня и понятии «здоровье».

Цветик – семицветик (содержание здоровья), режим дня альбомы, карточки, тетради, презентации

2.

Моё здоровье в моих руках.

1. «Мы за здоровый образ жизни»

 2. Правила личной гигиены.

3.Физическая активность и здоровье.

4. «Береги зрение смолоду».

5. Как избежать искривления позвоночника.

6. Какие упражнения нам нужны для сохранения здоровья.

7. Отдых для здоровья.

8. Почему некоторые привычки называются вредными.

9.Зависимость – что это такое.

10.Злой волшебник – алкоголь.

11. Злой волшебник – табак.

12. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

13.Умей сказать «НЕТ».

14. Движение это жизнь

14

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Цветик – семицветик (содержание здоровья), альбомы, карточки, тетради, презентации

3.

Питание и здоровье

1.Превращения пирожка в нашем организме.

2.Секреты здорового питания. Рацион питания.

3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. (Проект)

4. Здоровая пища для всей семьи.

5. Витамины зимой.

6. Как утолить жажду.

6

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

4.

Мои отношения в семье, в школе, во дворе.

1. Как познать себя?

2. Что такое эмоции?

3.Чувства и поступки.

4.Что зависит от моего решения.

5. Принимаю решение.

6. Я отвечаю за своё решение.

7.«Класс не улица, ребята,

И запомнить это надо!»

8. Что такое дружба? Как дружить в школе?

9. Мода и школьные будни.

9

Развитие познавательных процессов на настроение в школе и дома. Моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

Радуга настроений альбомы, карточки, тетради, презентации

5.

Моя безопасность.

1.Травмы.

2.Оказание первой медицинской помощи.

3.«Не зная броду, не суйся в воду».

3

Виды бытовых травм. Первая доврачебная помощь в каникулярный период, опасности отдыха на природе.

 

Плакаты о безопасности движения, домашних опасностей, тетради, презентации

6.

Обобщающий урок.

1.Будьте здоровы.

1

Подведение итогов. Выставка работ.

Тест, презентация.

Ресурсное обеспечение программы.

Кадры: методист, педагоги.

Для осуществления образовательного процесса по программе «Здоровячок» необходимы следующие материально-технические принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.

Литература

Для учителя:

  1.  Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  10. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
  11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.
  12. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  13. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  14. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  15. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  16. Физкультура для всей семьи/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  17. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

Для учащихся:

  1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...