Материалы из опыта работы учителя-логопеда
материал по зож

Харламова Ольга Ивановна

В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все занятия направлены на развитие и совершенствование физических и психических нарушений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советский"

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции дисграфии учащихся 2-х классов, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитие речи, задержкой психического развития.

                                                                                                                                                             Составила: учитель-логопед Харламова О.И.

г. Советский 2019 г.

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Тема:                                                                                                                                                                                                                    Логопедическая: Буквы и звуки  Д-Т.                                                                                                                                                                               Лексическая: Зимующие птицы.                                                                                                                                                                                        Цель: Закреплять умения дифференцировать звуки и буквы Д-Т устно и на письме.

                                                                                            Планируемый результат:

                  Личностные умения

             Метапредметные умения

                     Предметные умения

Чувство необходимости учения,              оценка, самооценка.

Познавательные умения:             определение алгоритма звукового и слогововго анализа и синтеза  слов, сравнения объектов, классификация, постоение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели, использование знаково-символические  средств.                                                    Регулятивные умения:                               умение контролировать свою готовность к уроку; освоение способов дифференциации  согласных, способов выделения согласных. Анализирование своей работы: находить  ошибки, устанавливать их  причину,   контролировать свои действия, умение планировать и выполнять действия, соотносить свои действия с известным  алгоритмом.                                                        Коммуникативные умения: умение слушать и слышать друг друга, вступать  в диалог с учителем и сверстниками, принимать и сохранять учебную цель и задачи, выражать свои мысли  в  соответствии с поставленными учебными  задачами.

Дифференцировать согласные по звонкости-глухости, по акустическим признакам, по   твёрдости-мягкости, среди слов, словосочетаний, предложений.                                     Оосуществлять  звуко-буквенный  и  слоговой анализ и синтез слов;                                                                 - соотносить  звуки и буквы,  которым  они  соответствуют,                                                                      - слышать и выделять  твёрдое  и мягкое  звучание  согласных,                                                        -выделять  согласные  звуки  и  давать  им  характеристику,                                                                              - соотносить  звуки  с  символами,                                 -образовывать  новые  слова.

ИСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи учебного занятия:                                                                                                                                                                                                                       1.Закреплять умения дифференцировать звуки и буквы Д-Т устно и на письме в различных единицах  речи  (словах, словосочетаниях, предложениях).                                                                                                                                                                                                                        2. Закреплять умение соотносить звуки с буквами и символами.                                                                                                                                                                                                  3. Совершенствовать фонематический слух и восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.                                                                                           4. Уточнять о обогащать словарный запас обучающихся  по теме: «Зима», «Птицы».                                                                                                                 5. Развивать навыки словообразования, словоизменения.                                                                                                                                               6.Развивать внимание, различные виды памяти (слуховая, зрительная).                                                                                                                                                                  7. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.                                                                                                                                         Тип учебного занятия: закрепления знаний.                                                                                                                                                                Средства обучения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Дидактический материал: карточки-буквы, макеты птиц, деревьев на магнитах, тетради, профиль артикуляции звуков, снежки из ваты, корзинка, карточки для  самостоятельной  работы, картинка солнышка, полоски-лучики (на  каждого обучающегося), смайлики для рефлексии.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Орг. момент.

Создает  эмоциональный  настрой.

Загадывает загадку:

Снег на полях,                                                                    Лёд на реках,                                                         Вьюга гуляет,                                                        Когда  это  бывает?                                                                                  

Организует игру «Снежки»

Отгадывают  загадку.

Называют  временные  представления и  названия зимних  месяцев.

Участвуют  в  игре, отвечая на  вопрос учителя, называют  слова-признаки.

Выделять  существенную  информацию  из  текста загадки.

Осуществлять  актуализацию  жизненного  опыта.

Взаимодействуют с учителем во  время  опроса.

По очереди называют слова.

Умение слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Выражать свои мысли в соответствии  с  задачей.

Контролируют  правильность  ответов  своих  сверстников.

Умение  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой.

Принимать  и сохранять  учебную  цель и  задачи.

Актуализация  знаний.

Проводит  беседу, выявляющую  представления  детей  о  зимующих птицах.

Предлагает  прочитать  стихотворение «Кормушка»

Уточняет знание  учащихся  о том, как  нужно заботится  о  птицах зимой.

Предлагает  составить  слова-анаграммы, названия  птиц.

Выдвигает  проблему по  поиску  слов  с  двумя  мягкими  согласными  звуками.  Предлагает задание  на характеристику звуков

Подводит детей к  самостоятельному  формулированию темы  занятия.

Отвечают  на  вопросы учителя.

Читают  стихотворение.

Составляют  слова  из  букв.

Делят  слова  на  слоги.

Сравнивают  звуковой  состав  слова  с  буквенным составом.

Осуществлять  синтез, анализ  объектов, сравнивать,

доказывать и  обосновывать  своё  мнение.

Использовать  знаково-символические  средства.

Осуществлять  поиск и  выделение необходимой  информации.

Отвечают  на  вопросы  учителя.

Читают  стихотворение.

Слушают  других обучающихся.

Взаимодействует  с  учителем  во  время  опроса.

Строить  понятные  для  собеседника  высказывания.

Умение  слушать  собеседника.

Выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачей.

Слушать  и вступать  в  диалог с  учителем.

Контролируют  правильность  ответов.

По  мере  необходимости  уточняют, исправляют, дополняют.

Осуществлять  самоконтроль и контроль.

Дополнять, уточнять  высказанные мнения  по существу  полученного   задания.

Постановка  учебной  задачи.

Ставит перед детьми  проблему  написания слов с буквами  Д-Т.

(Зачем нужно учиться  различать эти звуки и буквы?)

Находят слово "дятел", выделяют  звуки  Д-Т

Выдвигают  версии  по  написанию  букв Д-Т в  словах.

Формулируют  тему  занятия:

«Звуки и буквы Д-Т», формулируют цель:  различать  звуки и буквы Д-Т устно и на  письме.

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель и задачи.

Называют тему и цели занятия.

Взаимодействуют с учителем, отвечая на  вопрос.

Умение  слушать вступать  в  диалог  с  учителем.

Формулировать  свои  высказывания.

Контролируют  правильность  ответов  обучающихся.

Производят  самоконтроль.

Принимать   и сохранять  учебную  цель  и задачу.

Повторение.

Предлагает доказать чем схожи и различны звуки и буквы Д-Т.

Уточняет зрительный образ  букв, обозначающих звуки.

Сравнивают  звуки  Д-Т ( по  артикуляции и по  произношению)

Читают  четверостишия  про буквы Д и Т.

Соотнося  звуки  с  буквами.

Осуществлять  синтез, анализ  объектов, сравнивать,

доказывать и  обосновывать  своё  мнение.

Взаимодействуют с учителем во  время  опроса.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Выражать свои мысли в соответствии  с  задачей.

Контролируют  правильность  ответов.

По  мере  необходимости  уточняют, исправляют, дополняют.

Осуществлять  самоконтроль и контроль.

Умение  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой.

Принимать  и сохранять  учебную  цель и  задачи.

Дифференциация  звуков  и букв Д-Т в  словах.

Предлагает ответить на вопрос  о птицах.

Организует игру «Покажи букву» (соответствующую  звукам Д- или Т, в словах: добыча, хвост, дерево,

полёт, когти, дупло,

птенцы, гнездо, стая)

Побуждает к высказыванию  своего мнения о понимании  значения слова «стая»

Уточняет понимание  учащимися значения  слова  «стая»

Оценивает работу  обучающихся полосками-лучиками.

Чтение слов на доске

(клёст, тетерев,

 кедровка, свиристель, дрозд, куропатка)

Задает  вопросы:

-Каких  птиц  можно  встретить  в нащей  местности?

-Какая  птица  залетела  по  ошибке?

Проводит  игру  у  доски «Рассели  птиц»

Контролирует  выполнение  работы.

Уточняет у каждого обучающегося, какой птице  он помог.

Предлагает уточнить знания про незнакомых птиц (клест, кедровка).

Оценивает работу.

Отвечают на  вопрос  учителя.

Участвуют  в  игре, заменяя  услышанный  звук  на  соответствующую  букву, используя  карточки-буквы Д-Т.

Высказывают  свои  мнения.

Приводят  свои примеры.

Обучающиеся  читают  слова  на  индивидуальных  макетах- карточках.

Называют не  известных  им  птиц.

Читают предложения про птиц.

Отвечают на  вопросы.

Высказывают  свои мнения.

Выходят парами  к доске, выбирают  макет с  названием птицы, читают, определяют, букву Д или Т, расселяют  пернатых на свои  деревья.

Осуществлять  анализ, сравнивать, использовать   знаково-символические  средства.

Построение  высказывания  в  устной  форме,

построение  логической  цепи  рассуждения.

Формирование  смыслового  чтения.

Умения  извлекать  необходимую  информацию  из

текста, иллюстрации.

Отвечают  на  вопрос  учителя.

Слушают  других  обучающихся.

Участвуют в  обсуждении  значения слова.

Читают  слова.

Слушают  текст.

Выполняют  задание у  доски.

Обосновывают  свой   выбор  картинки.

Умение  слушать и вступать  в  диалог.

Планировать сотрудничество  с  учителем.

Контролироватькоррегировать, оценивать  действия  партнёра.

Планирование  сотрудничества с  учителем и  сверстниками.

Принятие  самостоятельного

решения.

Умение  учитывать  разные  мнения.

Умение  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  поставленными  задачами и  условиями  коммуникации.

Самоконтроль  выполнения  задания.

Контролирует  правильность  ответов  обучающихся.

Планировать  и составлять  план,     последовательность  действий.

Дополнять, уточнять  высказанные мнения  по существу  полученного   задания.

Динамическая  пауза.

Выполняет движение вместе  с  детьми.

Самоконтроль  выполнения  задания.

 Дифференциация звуков и букв    Д-Т в  словосочетаниях.

Предлагает выполнить  упражнение «Закончи  предложение» (составление  сложных слов)

Читает начало предложения.

Наводящими вопросами  помогает выполнить задание (индивидуально).

Уточняет, в каких словах встретились буквы Д- Т.

Обращает внимание на  правописание этих слов.

Дает задание прочитать  словосочетания хором, индивидуально.

Слушают начало предложение и договаривают  его.

Выделяют слова  с буквами  Д-Т.

Прочитывают словосочетания  хором,

индивидуально.

Осознанное  построение  речевого  высказывания.

Извлечение  необходимой  информации.

Установление  причинно-следственных  связей.

Построение  логической цепи  рассуждения.

Отвечают  на  вопрос учителя.

Слушают  других  обучающихся.

Проговаривают словосочетания, слова.

Умение слушать  и вступать в диалог.

Умение  выражать  свои мысли в  соответствии с поставленными задачами.

Контролирует  правильность  ответов  обучающихся.

По мере  необходимости  уточняют, исправляют, дополняют.

Уметь слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой.

Принимать и сохранять  учебную  цель и задачу.

Дополнять, уточнять

Самостоятельная  работа  в  тетради.

Организует самостоятельную  работу в тетради.

Осуществляет  индивидуальный контроль.

Оказывает индивидуальную  помощь.

Оценивает результаты  полосками-лучиками.

Слушают  учителя.

Пишут  в тетради.

Осуществляют  самопроверку.

Осознанное  построение письменного задания.

Выполняют письменную работу.

Умение планировать и контролировать свои действия.

Самоконтроль выполнения  задания.

Умение работать  по предложенному

алгоритму.

Анализ и самоконтроль, оценивание

своей  деятельности.

Гимнастика  для  глаз.

Организует игру «Найди  птицу»

Дает инструкции  обучающимся.

Предлагает вспомнить, каких  птиц  увидели.

По заданию  учителя  дети, не поворачивая  головы,  находят на  доске  глазами  названных  птиц.

Закрывают   глаза и  называют  птиц  по памяти.

Планирует сотрудничество с учителем..

Умение контролировать свои действия.

Самоконтроль выполнения  задания.

Уметь слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой.

Дифференциация звуков  и  букв  Д-Т в тексте.

Формулирует задание.

Организует самостоятельную  работу по карточкам.

Напоминает обучающимся о  соответствии символа звука -букве (колокольчики).

Организует самостоятельную  работу по карточкам.

Контролирует выполнение  задания.

Оказывает индивидуальную  помощь.

Организует проверку, используя, текст на экране.

Организует оценочные  высказывания обучающихся.

Оценивает результаты полосками-лучиками.

Дети  самостоятельно  работают по  карточкам.

Проверяют  работу по  предложенному тексту.

Использовать и преобразовывать  знаково-символические модели.

Осуществлять  анализ и  сравнение  объекта.

Слушают  других  обучающихся.

Взаимодействуют  с  учителем.

Участвуют  в  обсуждении.

Умение  слушать  собеседника.

Строить  понятные для  собеседника  высказывания.

Выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачей.

Планирование  учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самоконтроль выполнения  задания.

Принимать   и сохранять  учебную  цель  и задачу.

Итог. Рефлексия.

Подводит итог по выполнению  поставленных задач. Предлагает оценить свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют и  оценивают свою  деятельность.

Осознанное  построение  речевого  высказывания.

Слушают  других  обучающихся.

Взаимодействуют  с  учителем.

Умение строить  монологические высказывания.

По мере  необходимости  уточняют, исправляют, дополняют.

Умение давать  оценку своей  деятельности на  занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда

Обобщение опыта работы учителя-логопеда МОБУ СОШ с.Ермекеево  Ханнановой З.А....

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...

Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации

В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...