"Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях."
статья по зож

Майорова Елена Валерьевна

XIV Международная научно-практическая конференция "Ребенок в современном мире".

 

Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особенности психоэмоциональной сферы логопатов. Благоприятный психологический климат на занятии, положительный эмоциональный фон, спокойный, уравновешенный тон логопеда – показатель успешности его проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_1.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции
здоровьесбережения на коррекционных занятиях.


ГБУ ГППЦ ДОгМ

учитель-логопед

Майорова Е.В

 «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».

Томас Карлейль.

Используя терминологию В.Д. Сонькина, М.М. Безруких: «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся». По мнению авторов, создавая и существуя в условиях здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, можно добиться укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Особое внимание следует уделить детям, оказавшимся в «группе риска». Это часто болеющие, соматически ослабленные дети, дети с различными речевыми нарушениями. К этой категории учащихся, относятся дети, имеющие отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

  • повышенная утомляемость
  • возможное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости
  • недостаточная сформированность двигательных навыков, нарушения общей и мелкой моторики, сложности автоматизации движений
  • нарушение дыхания и голосообразования
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
  • нарушение темпо-ритмической организации движений

Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями:

  • неуравновешенность процессов ЦНС торможения и возбуждения, обуславливает краткосрочность активности и быструю утомляемость
  • возможны нарушения оптико-пространственного праксиса
  • неустойчивость внимания
  • особенности формирования психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, целенаправленного поведения

Внешние признаки проявления утомления:

  • потеря интереса
  • неустойчивость внимания
  • учащение отвлечений
  • нарушение почерка
  • ослабление памяти
  • снижение работоспособности

В структуре любого занятия заложен оздоровительный компонент. Это -  динамические паузы, физкультминутки. К.Д. Ушинский писал: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного».

Спектр функциональной направленности физкультминуток должен быть продуман.

  • упражнения для снятия напряжения мышц туловища
  • упражнения для кистей рук
  • упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
  • дыхательная гимнастика
  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения
  • гимнастика для глаз
  • упражнения для коррекции осанки

Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Различают динамические паузы (непродолжительные) и полные физкультминутки. Динамическая пауза состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.д.) и эффективна во время письменных работ.

Физкультминутка, как правило, состоит из одного упражнения типа потягивания, нескольких упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

  • выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
  • упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);
  • упражнения для туловища (наклоны, повороты);
  • упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Во время проведения группового логопедического занятия со школьников, физкультминутку можно запланировать через 20 –25 минут. Но в ряде случаев количество физкультурных пауз можно увеличить до двух на одном занятии. Чаще это применяется в работе с первоклассниками, и с группами школьников, у которых из-за их психофизиологических особенностей утомление наступает раньше и чаще.

Для детей с речевыми нарушениями разучивание и закрепление движений желательно проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает согласовывать движения тела с рекомендуемым темпом. Важно, что «речь в движении» стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, а это   является отличительной и необходимой составляющей в работе с учащимися, посещающими логопедические занятия.

Упражнения для улучшения осанки. 

1) Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.

Упражнения для мышц рук.

«Капуста»

«Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём».

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

 «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех».
        Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения для глаз.
Некоторые элементы этой гимнастики:

• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особенности психоэмоциональной сферы логопатов.         Благоприятный психологический климат на занятии, положительный эмоциональный фон, спокойный, уравновешенный тон логопеда – показатель успешности его проведения.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...

Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.

Данный материал может помочь как студентам-дефектологам, так и учителям начальной школы. В данной статье описываются особенности устной и письменной речи умственно отсталых детей, место логопедической...

Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуал...