ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
статья по зож

Чемёркина Елена Вячеславовна

в статье представлен практический опыт работы по данной теме.

С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.

Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе стоит особенно остро в последнее время, так как по результатам исследований в школу приходят 81% детей с ослабленным иммунитетом,  по  оценкам  отечественных  и  зарубежных  специалистов,  отмечается  замедление развития  по  сравнению  с  данными  10-20- летней  давности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Е.В.Чемёркина,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

с. Александровского Ставропольского края

С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.

Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе стоит особенно остро в последнее время, так как по результатам исследований в школу приходят 81% детей с ослабленным иммунитетом,  по  оценкам  отечественных  и  зарубежных  специалистов,  отмечается  замедление развития  по  сравнению  с  данными  10-20- летней  давности.

Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью,  определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться.  Но нельзя достигнуть результатов, научить ребенка учиться, если он не будет здоров. Быть здоровым – это естественное стремление человека.

С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования ситуация кардинально изменилась, и это направление здоровьесберегающей работы школы с использованием педагогических средств,  стало одним из центральных. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения. В пакет документов ФГОС впервые входит Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая  обеспечивает:

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного  отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей.[1]

Поэтому главная моя  цель, как  учителя,  сохранять  и  укреплять  здоровье  детей. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Поэтому, задачами моей  работы я считаю:

  • «создание» и воспитание активного, здорового человека;
  • человека, не позволяющего «душе» лениться;
  •  создание  благоприятного  эмоционально  -  психологического  климата.

Решение поставленных задач я осуществляю в двух направлениях:

  • на уроках,
  • во внеурочной деятельности.                                              

При  построении  своих  уроков  учитываю  такие  требования:   

  • гигиенические условия в классе;
  • смену видов деятельности;
  • использование различных методов преподавания (словесные, наглядные, проблемные) активизирующих познавательную активность,  инициативы  и  творческое   самовыражение  самих  учащихся;
  • на уроке должны присутствовать элементы оздоровительных технологий.

Остановлюсь подробнее на использовании элементов оздоровительных технологий. Каждый  день  мы  начинаем с утренней  зарядки.  Провожу  зарядку  сама  и  привлекаю  к проведению  учащихся,  которые  сами  составляют  свои  комплексы упражнений.                                                                                

Очень нравятся ребятам игровые упражнения на дыхание.  Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

  • соблюдать профилактику простудных заболеваний;
  • проводить закаливание детей;
  • подводить детей к сознательному умению быть здоровым;
  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
  • прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Для создания здоровьесберегающего образовательного пространства  провожу работу по следующим направлениям:

  • гимнастика;
  • психогимнастика;
  • звуковая гимнастика;
  • игры «лечимся сами».

Направление гимнастика включает в себя элементы самомассажа. Например, при массаже пальцев рук активизируется работа важнейших органов. Мизинец связан с деятельностью сердца, массаж безымянного пальца - нормализует функцию печени, среднего, указательного пальцев – работу желудочно-кишечного тракта, большого – деятельность головного мозга. В этой связи я использую пальчиковые игры для развития моторики, памяти, внимания у детей. Для снятия утомляемости я использую древний массаж языка, при котором  язык медленно движется сначала в одну, потом в другую сторону. Массаж ушной раковины снимает усталость, устраняет головную боль. Я провожу с детьми игру «Сделай ушки Чебурашке». Игра «Буратино» дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. Дети вначале «лепят» носик Буратино, а потом «рисуют» солнышко, морковку и другие предметы.  В это направление я включаю упражнения для глаз: движение зрачков вправо, влево, поглаживание век, созерцание предметов, находящихся на различном расстоянии и другие.

Направление психогимнастика учит детей направлять дыхание на определенный участок тела. Например, это игры «Веселая пчелка», «Холодно – жарко», «Шарик».

Направление звуковая гимнастика помогает мне научить детей дышать через нос, при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Это игры «Гудок паровоза» (вдох с шумом через нос, выдох через рот), «Полет самолета» (звук «у» направляется попеременно к голове и в туловище) и другие.

Работа в направлении «лечимся сами» предполагает  представить  себя доктором, который с твердым убеждением приказывает органам:

  • сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым;
  • животик будь мягким, мой кишечник, работай точно в нужное время и другие.

Особое место на уроках занимают физминутки, которые представляют собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения подбираю так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физминутки я подразделяю на несколько видов:

  • физминутки – игры;
  • общеразвивающие физминутки;
  • тематические физминутки;
  • пальчиковая гимнастика;
  • аутотренинги – релаксации.

Физминутки первого вида представляют собой чаще всего подражательные

движения, сопровождаемые стихами. Например: «Веселые мартышки»

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком

Мы в ладони хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик - на  макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим

Как скажу я цифру «3» -

Все с гримасами замри!

Раз, два, три!

Движения выполняются по содержанию текста

Или игра «Это я, это я, это все мои друзья»»

  • кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов;
  • кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым;
  • кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру;
  • кто мороза не боится, на коньках летит, как птица;
  • ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет;
  • кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны;
  • кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки;
  • кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей;
  • кто согласно распорядку выполняет физзарядку;
  • кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать

Очень часто мы с детьми во время физминутки исполняет песню-танец «Если нравится тебе, то делай так…» Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества.

Общеразвивающие физминутки чаще всего направлены не только на расслабление отдельных групп мышц, но из них дети узнают, что-то новое.

Например: «Вот так бабушка прядет»

Текст

Описание движения

Вот так бабушка прядет

Мама так пирог печет

Я на липу влез с утра

Колет дед вот так дрова

Я несу их в глубь двора

Так отец рубанком – струг

Все умею я мой друг!

Перебирающие движения пальцами сверху - вниз и снизу – вверх

Левая ладошка «лодочкой» вытянута вперед; правая ладошка «лодочкой» накрывает левую

Имитация движения подъема по канату

Взмахи соединенными руками перед собой

Движения выполняют по содержанию текста.

Руки развести в сторону

Проведя эту  физминутку я предлагаю детям задание:

-Вспомните, названия каких инструментов встретилось?

-Значение каких слов вам непонятно?

Такими физминутками я решаю две задачи: помогаю детям расслабиться и обогащаю словарный запас. Задания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от изучаемой темы.

Тематические физминутки помогают мысленно перенестись в то место, о котором идет речь.

Например: цикл физминуток «Путешествие в лес».

Здравствуй, лес – необычный лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь –

Мы свои.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику руки, что особенно важно для детей младшего школьного возраста, проводится самомассаж, тем самым проводится профилактика различных заболеваний. Например:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Аутотренинги – релаксации по-другому называют «этюдами для души». Название происходит от латинского – ослабление, греческого само и английского – тренинг.

Эти упражнения направлены на расслабление тонуса скелетной мускулатуры и умение не только расслабляться, но и собраться. Например: Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и здоровья.

Во внеклассной работе я применяю такие виды занятий:

  • беседы;
  • экскурсии;
  • дискуссии;
  • консультации;
  • театральные зарисовки;
  • соревнования;
  • деловые игры.

Все виды внеклассных мероприятий направлены на сохранение и укрепление здоровья детей. Назову лишь некоторые из них:

  • беседы: «Что значит быть здоровым», «Помоги себе сам» - дети подготавливают интересные факты о народных способах лечения, возможностях организма;
  • виртуальная экскурсии: «Как я появился», «По венам и артериям»;
  • дискуссии: «Вредные привычки?», «Кто он, пассивный курильщик»;
  • консультации: «Основы самомассажа», «Фитотерапия»;
  • театральные зарисовки: «Что я хочу вам рассказать…» - дети, подготавливают сценку их жизни какого – либо органа;
  • соревнования, как спортивные, так и интеллектуальные.

Кроме этого мы проводим конкурсы рецептов различных блюд, знакомимся с правилами оказания первой помощи, проводим практические занятия.

В целом,  эффективность  использования элементов оздоровительных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, а систематическая работа  помогает сохранять здоровье детей,  активизирует их  внимание, снимает  психическое  и  физическое  напряжение,  способствует успешному  освоению учебного  материала  в  начальной школе.

Литература:

  1. Бирюков А.А. Самомассаж для всей семьи. «Физкультура и спорт»,  М.,2002
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
  3. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  4. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  6. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
  7. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.shkolnymir.info/.
  2. www.nsportal.ru
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/, п.19.7, стр.18-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание

Разработка классного родительского собрания во 2 классе  «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...

Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»

Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»

Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся....

«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...