Статья на тему "Воспитание ЗОЖ и сохранение устойчивости к асоциальным явлениям у обучающихся начальных классов".
статья по зож

Елена Борисовна Маркова

Статья на тему "Воспитание ЗОЖ и сохранение устойчивости к асоциальным явлениям у обучающихся начальных классов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание здорового образа жизни и сохранение устойчивости к асоциальным явлениям у обучающихся начальных классов

Е.Б.Маркова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 57 г. Екатеринбурга

     В современной педагогике проблема формирования здорового образа жизни обучающихся занимает одно из приоритетных мест.  Актуальность вызвана возрастанием нагрузок на организм человека с самого раннего детства в связи с усложнением общественной жизни, неблагополучной экологической обстановкой. Усyгyбляют положение окружающие ребенка жестокость, насилие, социальная нестабильность в обществе, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей. Все это привело к росту числа детей, склонных к асоциальному поведению. Асоциальное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм (агрессивность, сквернословие, воровство, хулиганство, бродяжничество, гиперактивность, употребление алкоголя, курение и т. д.), приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. 

      Решить данную проблему в системе образования помогает комплексный подход, ориентированный на воспитание и развитие личности, при грамотном воздействии на все сферы ее сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную.  Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.

     Здоровый образ жизни – это образ жизни, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. К компонентам здорового образа жизни относятся: двигательная активность и закаливание, обеспечение психического здоровья, рациональное питание, отказ от вредных привычек, выполнение гигиенических требований, умение избегать социальных конфликтов и быть толерантным к окружающим. Учитывая вышесказанное и требования ФГОС второго поколения, а также возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, провожу в своем классе целый ряд мероприятий по воспитанию ЗОЖ, способствующих сохранению устойчивости к асоциальным явлениям у обучающихся.

  1. Мероприятия, направленные на двигательную активность и закаливание обучающихся:
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе (Веселые старты, подвижные игры, соревнования);
  • утренняя зарядка;
  • подвижные игры во время перемен;
  • физминутки на уроках;
  • вовлечение обучающихся в спортивные секции;
  • классный час «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
  1. Мероприятия, обеспечивающие психическое здоровье младших школьников:
  • классные часы: «Безопасность в сети Интернет»; «Правила учи – себя береги»;
  • привлечение психолога для работы с обучающимися в адаптационный период в первом классе и с целью сплочения детского коллектива;
  • родительские собрания с привлечением психолога, инспектора ПДН по проблемам девиантного поведения младших школьников;
  • посещение родителями общегородских родительских собраний;
  • индивидуальные беседы с родителями трудных детей.
  1. Мероприятия, направленные на рациональное питание детей:
  • классный час «Правильное питание – залог здоровья»;
  • конкурс рисунков и плакатов о правильном питании;
  • беседы школьного медика с родителями и детьми о необходимости правильного питания;
  • проведение Дней открытых дверей в школьной столовой.
  1. Мероприятия, предотвращающие вредные привычки:
  • участие агитбригад в школьных и районных конкурсах по профилактике вредных привычек;
  • участие обучающихся в конкурсах по ЗОЖ;
  • конкурс рисунков и плакатов «Вредным привычкам – нет!»
  • классные часы: «Здоровым быть здорово!»; «Курить – здоровью вредить».

  1. Мероприятия, способствующие выполнению гигиенических требований:
  • классные часы: «Гигиена и ее значение»; «Верные друзья здоровья»; «Режим дня в жизни школьника»;
  • акция «Наш чистый класс»;
  • проведение на письменных уроках пальчиковой гимнастики;
  • проведение гимнастики для глаз с целью снятия зрительного напряжения;
  • выступление на методическом объединении и педагогическом совете школы с целью деления опытом работы в данном направлении;
  • беседы школьного медика с детьми о необходимости соблюдения гигиенических норм и правил ЗОЖ.
  1. Мероприятия, направленные на воспитание толерантности к окружающим:
  • творческие и практические игры с обучающимися: «Как лучше поступить?»; «Учимся выигрывать и проигрывать»;
  • классные часы: «Что такое толерантное отношение к окружающим?»; «Учимся правильно жить и дружить»;
  • проведение тематических бесед, круглых столов на родительских собраниях по данной теме.

     Таким образом, использование в учебном процессе вышеперечисленных мероприятий, направленных на воспитание ЗОЖ, позволило учащимся моего класса успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности и способствовало профилактике асоциального поведения. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, физически, а также будут более устойчивы к асоциальным явлениям.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое во...

Мастер класс "О самом главном" направление "Укрепление и сохранение здоровья обучающихся начальных классов"

Применение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный,...

Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.

Показан опыт в сфере деятельности  педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...