«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Корнилова Надежда Анатольевна

Об  Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе для учителей и воспитателей ГПД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ГБОУ СОШ №588

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Подготовили: учащиеся 4 Б класса

Классный руководитель:

Корнилова Надежда Анатольевна

Педагогический  проект

 «Использование здоровьесберегающих технологий

 в начальной школе»

(из опыта работы)

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога. 
 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                                      А.В. Сухомлинский

Актуальность проекта

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

          Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

   С введением Федеральных государственных образовательных стандартов

идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления, это красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Проблема

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.

  Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

    Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся, как важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

    Основная проблема, по-моему,  в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение.

      Цель: создание условий для  сохранения и укрепления здоровья  обучающихся в период возрастания психологической и физической нагрузки на детский организм.

Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе:

  • обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • сохранять работоспособность обучающихся  на уроках;
  • формировать у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

  • повышение интереса к занятиям спортом, мотивация к двигательной деятельности;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Ресурсы

 В ходе реализации проекта  привлекаю  учителя физической культуры, медицинских работников школы, родителей. Дети ежегодно проходят медицинский осмотр в школе. На  своих занятиях  придерживаюсь рекомендаций врачей. Занятия провожу в учебном кабинете,  спортивном зале школы, на пришкольной спортивной площадке. В ходе занятий использую мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь. На уроках и внеклассных занятиях использую интерактивную доску, ноутбуки, мультимедийные ресурсы.

Участники проекта 

Ученики, учитель начальных классов,  родители учеников, учитель 

        физической культуры, медицинские работники школы психолог.

Возрастная категория: дети 9-10 лет

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2019г. – май 2020г.

План реализации проекта

      Организационный этап

  Для достижения цели  и решения поставленных задач я изучала  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

  • Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
  • Игровые оздоровительные технологии.
  • Утренняя зарядка перед уроками
  • Физминутки на уроках в начальной школе.
  • Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Формирование навыков здорового образа жизни.
  • Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
  • Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Основной этап

     Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды в классе, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия. (Приложение 1)

1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций. (Приложение 2)

 3.Классные часы и беседы. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса,  главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

     Большую роль в предупреждении ряда заболеваний  играет привитие школьникам навыков личной гигиены. По привитию этих навыков у своих учеников я работаю систематически . Перед обедом дети моют руки с мылом. Также соблюдается питьевой режим. В классе имеется одноразовые стаканчики. Дети пьют воду из кулера.

   Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. При рассадке детей в классе я учитывала результаты медосмотра и рекомендации врача.

Была проведена беседа на тему «Как сохранить хорошее зрение?», «Что ухудшает зрение человека».

        Следующая, по-моему, важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

    Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разно уровневые задания.

    Я провожу уроки с использованием ИКТ.  Уроки стали более интересными, а ребята - самостоятельнее, активнее. но применение ИКТ-оборудования дает большую нагрузку на глаза, поэтому соблюдаю нормы СанПиНа. Работаем с интерактивной доской  на уроке 15 минут, обязательно выполняем гимнастику для глаз.

     От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. (Приложение 3)

    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки на уроках. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую под музыку . (Приложение 4)

  Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

   Здоровьесберегающее обучение направлено также на обеспечение психического здоровья учащихся. По возможности  я поощряю детей взглядом, улыбкой, словом, оценкой. Дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; росту учебных достижений.

      Нельзя не упомянуть, что к работе по здоровьесбережению привлекаю и  родителей. Это совместные классные мероприятия. Среди них  можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья». На родительских собраниях провела курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.  Были затронуты такие темы, как «О режиме дня ребенка в семье», «Личная гигиена»,  «О пользе горячего питания в школе», «Родителям о здоровье школьника».

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

    Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране.  Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

    Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо 



Предварительный просмотр:

 

ГБОУ СОШ №588

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Подготовили: учащиеся 4 Б класса

Классный руководитель:

Корнилова Надежда Анатольевна

Педагогический  проект

 «Использование здоровьесберегающих технологий

 в начальной школе»

(из опыта работы)

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога. 
 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                                      А.В. Сухомлинский

Актуальность проекта

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

          Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

   С введением Федеральных государственных образовательных стандартов

идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления, это красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Проблема

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.

  Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

    Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся, как важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

    Основная проблема, по-моему,  в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение.

      Цель: создание условий для  сохранения и укрепления здоровья  обучающихся в период возрастания психологической и физической нагрузки на детский организм.

Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе:

  • обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • сохранять работоспособность обучающихся  на уроках;
  • формировать у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

  • повышение интереса к занятиям спортом, мотивация к двигательной деятельности;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Ресурсы

 В ходе реализации проекта  привлекаю  учителя физической культуры, медицинских работников школы, родителей. Дети ежегодно проходят медицинский осмотр в школе. На  своих занятиях  придерживаюсь рекомендаций врачей. Занятия провожу в учебном кабинете,  спортивном зале школы, на пришкольной спортивной площадке. В ходе занятий использую мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь. На уроках и внеклассных занятиях использую интерактивную доску, ноутбуки, мультимедийные ресурсы.

Участники проекта 

Ученики, учитель начальных классов,  родители учеников, учитель 

        физической культуры, медицинские работники школы психолог.

Возрастная категория: дети 9-10 лет

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2019г. – май 2020г.

План реализации проекта

      Организационный этап

  Для достижения цели  и решения поставленных задач я изучала  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

  • Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
  • Игровые оздоровительные технологии.
  • Утренняя зарядка перед уроками
  • Физминутки на уроках в начальной школе.
  • Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Формирование навыков здорового образа жизни.
  • Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
  • Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Основной этап

     Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды в классе, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия. (Приложение 1)

1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций. (Приложение 2)

 3.Классные часы и беседы. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса,  главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

     Большую роль в предупреждении ряда заболеваний  играет привитие школьникам навыков личной гигиены. По привитию этих навыков у своих учеников я работаю систематически . Перед обедом дети моют руки с мылом. Также соблюдается питьевой режим. В классе имеется одноразовые стаканчики. Дети пьют воду из кулера.

   Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. При рассадке детей в классе я учитывала результаты медосмотра и рекомендации врача.

Была проведена беседа на тему «Как сохранить хорошее зрение?», «Что ухудшает зрение человека».

        Следующая, по-моему, важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

    Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разно уровневые задания.

    Я провожу уроки с использованием ИКТ.  Уроки стали более интересными, а ребята - самостоятельнее, активнее. но применение ИКТ-оборудования дает большую нагрузку на глаза, поэтому соблюдаю нормы СанПиНа. Работаем с интерактивной доской  на уроке 15 минут, обязательно выполняем гимнастику для глаз.

     От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. (Приложение 3)

    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки на уроках. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую под музыку . (Приложение 4)

  Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

   Здоровьесберегающее обучение направлено также на обеспечение психического здоровья учащихся. По возможности  я поощряю детей взглядом, улыбкой, словом, оценкой. Дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; росту учебных достижений.

      Нельзя не упомянуть, что к работе по здоровьесбережению привлекаю и  родителей. Это совместные классные мероприятия. Среди них  можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья». На родительских собраниях провела курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.  Были затронуты такие темы, как «О режиме дня ребенка в семье», «Личная гигиена»,  «О пользе горячего питания в школе», «Родителям о здоровье школьника».

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

    Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране.  Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

    Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ - ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

Оздоровительные физкультминуты, включающие общеразвивающие упражнения, массаж биологически активных зон, зрительную и дыхательную гимнастику, игровые паузы, музыкальное сопровождение - это часть систе...

Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО

          Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...

Подвижные игры на уроках английского языка как элемент здоровьесберегающих технологий (начальная школа).

Статья освещает различные виды подвижных игр которые могут быть использованы на уроках английского языка в младшей школе....

Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Использование здоровьесберегающих технологий в школе...