Ритмика
рабочая программа по зож (4 класс)

Станинец Евгения Алексеевна

 

адаптированная рабочая программа

 коррекционного курса «Ритмика»

 для детей

с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ritmika_7.1.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»

 для детей

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

 Составитель: Станинец Евгения Алексеевна.

                                                                                                г. Нижневартовск 2019г.

ПОяСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Это учащиеся, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика»

1-4 класс разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

          Авторской программы под редакцией Р. Д. Тригер (Издательство М.: Парадигма) 

  • Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  • Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).

Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности учащихся с ЗПР в процессе восприятия музыки.

Общие задачи коррекционного курса «Ритмика»:

  • - развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
  • - развитие выразительности движений и самовыражения;
  • - развитие мобильности;
  • - коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
  • - развитие общей и речевой моторики;
  • - развитие ориентировки в пространстве;
  • - формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса «Ритмика»

Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень - ориентировки в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава учащихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.

Программа содержит  5 разделов:

  • Упражнения на ориентировку в пространстве.
  • Ритмико-гимнастические упражнения.
  • Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
  • Игры под музыку.
  • Танцевальные упражнения.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.

Обучению детей с ЗПР танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего  с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

В соответствии со спецификой  региона дополнены следующие разделы: танцевальные упражнения: народные танцевальные традиции Урала.

 Особенности реализации программы.

Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике.

В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

-коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

-коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации;

-коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

-развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

Методы и формы обучении:

  • Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
  • Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся,
  • Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
  • Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
  • Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.

Формы занятий:

  • ритмопластика и ритмическая гимнастика;
  • логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
  • психогимнастика под музыку;
  • корригирующие игры с пением;
  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
  • коммуникативные танцы;
  • хореографические этюды с предметами и без предметов;
  • элементы музицирования;
  • импровизация;
  • ритмический диктант;

Основные направления:

  • - восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа;
  •  различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
  • - упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);
  • - ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
  • - упражнения с детскими музыкальными инструментами.
  • - игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности);
  • - танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев);

Место курса «Ритмика» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия».

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у учащихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Ритмико-гимнастические упражнения, способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков у учащихся с ЗПР. Необходимы задания на выработку координированных движений, основная цель которых - научить детей с ЗПР согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Место курса «Ритмика» в учебном плане

В учебном плане в части внеурочной деятельности  выделен 1 недельный час для коррекционного курса    «Ритмика»

Планируемые результаты изучения учебного курса «Ритмика»:

Личностные результаты

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты

- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

- накопление представлений о ритме, синхронном движении;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций;

- научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.

Предметные результаты

- умение под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться;

- умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности;

- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой.   Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – А.А. Айдарбекова). -  М., «Просвещение», 2009 г.

Материально-техническое   обеспечение:

технические средства обучения (магнитофон, компьютер,);

музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),

детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;

дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.

Методическая литература:        

Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.

Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.

Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000

Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.

Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.

Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.

Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.

Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.

Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.

Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites 

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по ритмике на 2019-2020 учебный год

 (34часа)

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

Дата проведения

Примечание.

Причина корректировки

план

факт

план

факт

Носоченко  И.

Рамаева Р.

1

Введение. Что такое ритмика.                 

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.    

03.09

06.09

2

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.        Начать приучать учащихся к танцевальной технологии.        

10.09

13.09

3

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).        Научить ритмично исполнять различные мелодии.

17.09

20.09

4

Понятия оправой, левой руке, правой, левой стороне.

Повороты и наклоны корпуса.        

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

24.09

27.09

5

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.        

Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя.        

01.10

04.10

6

Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.        

Познакомить с танцами народов РФ.

08.10

11.10

7

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

15.10

18.10

8

Ритмические игры.

 Небольшие танцевальные композиции.

22.10

25.10

9

Ритмические упражнения с предметами (мяч, обруч, платок)

Развитие ритмичности с предметами.

Подвижные игры.

29.10

01.11

10

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

Подвижные игры

12.11

15.11

11

Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе.

19.11

22.11

12

Упражнения для развития плавности и мягкости движений.

Пластичная гимнастика.

Развить пластичность и мягкость движений под музыку.

26.11

29.11

13

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.

Использование на уроках флажков, мячей. Формирование навыков правильной осанки.

03.12

06.12

14

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия.

10.12

13.12

15

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

17.12

20.12

16

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

24.12

27.12

17

Упражнения для суставов. Разминка «Буратино».        

Провести небольшую профилактику суставов.                

Подвижные игры.

14.01

18

Упражнения для суставов. Разминка «Буратино».        

Провести небольшую профилактику суставов.        

Подвижные игры.

21.01

19

Упражнения на расслабление мышц.        

Научить учащихся расслаблять мышцы.        

Подвижные игры.

21.01

20

Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

Игры, связанные с этюдной работой.

28.01

21

Музыкальные, танцевальные темы.

Научить определять: медленно, быстро, умеренно.

Подвижные игры.

04.02

22

Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».        Разучить новые танцевальные элементы.        

Подвижные игры.

11.02

23

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.        

Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.        

18.02

24

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.        

Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца.        

25.02

25

Правила танцевального этикета.        

Объяснить основные правила танцевального этикета.        

Подвижные игры.

03.03

26

Аэробика.

Увлечь детей занятиями аэробики.

Подвижные игры.

10.03

27

Аэробика.

Увлечь детей занятиями аэробики.

Подвижные игры.

17.03

28

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями.

31.03

29

Разучивание  базовых шагов под музыку, составление небольших связок из движений.

Подвижные игры.

07.04

30

Закрепление изученных базовых шагов, разучивание следующих. Предложить детям составить самостоятельно движения на основе изученных.

14.04

31

Ритмические упражнения.

Научить ритмично исполнять различные упражнения.

Подвижные игры.

21.04

32

Познакомить с партерной гимнастикой.

Подвижные игры.

28.04

33

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, воротца, змейка.

Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце.

Подвижные игры.

05.05

34

Подведение итогов.

Отметить лучших учащихся.

Подвижные игры по желанию детей.

12.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ритмики для 4 класса.

Данная разработка предназначена для проведения  итогового урока по теме "Элементы русского лирического танца" в 4 классе....

Программа по ритмике 1 класс

Программа разработана для  работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)...

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа "Ритмика "

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-8 лет из расчета 2 часа в неделю....

Урок ритмики в коррекционном классе VII вида

Как научить детей  чувствовать ритм,  помочь развить координацию движений?  И все это с помощью танцевальных движений.  Этому посвящен урок в 3  коррекционном классе VII...

Конспекты по ритмики

План- конспект по ритмики...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....