Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по зож

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Программа внеурочной деятельности по курсу "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvd_puteshestvie_v_mir_ekologii.docx64.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Путешествие в мир экологии»

(начальное общее образование)

(направление: экологическое )

срок реализации рабочей программы  4 года

Автор-составитель: Петрашкевич И.В.,

учитель начальных классов

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

  1. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения экологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать основные группы живых организмов;

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл экологических терминов;

– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

Предполагаемые результаты  работы по программе:

Образовательные:

эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и местности;

возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

активизации познавательной деятельности учащихся;

вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса; 

Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах села.

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей междурастениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

В четвертом классе дети изучают природные и культурные республики, местности.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события,

устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Формирование ИКТ­компетентностиобучающихся (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • вводить информацию в компьютер с использованием различныхтехнических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке, набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера, составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– готовить и использовать презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации,
  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося:

5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером:

 – умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

5.2. Обработка и поиск информации:

  • умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования;
  • умение редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;
  • умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

5.3. Создание, представление и передача сообщений:

  • умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

Объём рабочей программы курса составляет 135 часов и рассчитан на 4 года обучения (1 класс – 33 часа, 2–4 класс – 34 часа в год).

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Путешествие в мир экологии» органично связан с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.

Особая актуальность связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Челябинской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

Цели данной программы соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.

Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.

Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.

Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Челябинской области, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.

Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Челябинской области.

Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Цель: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи:

освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем;

 предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 

Формы организации учебной деятельности учащихся

Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:

на природоохранные объекты;

на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;

на природные комплексы;

на объекты системы мониторинга;

на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.

Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.

На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного  выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей внеурочной деятельности. 

Формы и виды контроля

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

1 -2 год обучения

Введение 1ч.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Тайны за горизонтом 4ч.

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Загадка смены времен года 6ч.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

Загадки круговорота воды в природе 5ч.

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака

Загадки под водой и под землей 3ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

Загадки растений 3ч.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

Планета насекомых 4ч.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Что такое НЛО? 1ч.

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.

3 –й год обучения

Изучение природы 3ч.

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем 6ч.

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами 15ч.

Многообразие цветущих и не цветущих растений Челябинской области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Челябинской области. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Челябинской области. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках Челябинской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.

Человек и природа 10ч.

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках Челябинской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.

Обобщение пройденного. Обобщение знаний.

4-й год обучения

Выясняем, что такое экология 2ч.

Организм иокружающая среда.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

Изучаем способы охраны природы 2 ч.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествиепо заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 ч.

Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостаткавлаги.

Открываем жизнь в почве 1 ч.

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 ч.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы,скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

Изучаем экологические связи в живой природе 4 ч.

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных какпроявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-осовидоки ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 ч.

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.

История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).

Мастерим домики для птиц 1ч.
Практическая работа по изготовлению искусственныхгнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 ч.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 ч.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).

Обсуждаем примеры экологических катастроф 1 ч.Загрязнение природы.

Подводим итоги работы за год 1ч. Обобщение основных теоретических знаний.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения ( 1 класс) – 33 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

 

Введение

1

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

 

Тайны за горизонтом

4

2

Географические открытия в древности.

 

3

Перемещение солнца на небосводе.

 

4

Представление о форме Земли в древности.

 

5

Глобус - модель Земли.

 

Загадка смены времен года

6

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

 

7

Движение солнца над горизонтом.

 

8

Сутки.

 

9

Загадки. Год и времена года.

 

10

Названия месяцев на Руси.

 

11

Дни недели.

 

Тайны круговорота веществ в природе

4

12

Круговорот веществ в природе.

 

13

Живая и неживая природа.

 

14

Цепи питания.

 

15

Обитатели почвы.

 

Загадки круговорота воды в природе

4

16

Загадки о состояниях воды.

 

17

Наблюдение в природе за водой

 

18

Природа дождевого облака

 

19

Природа снежного облака

 

Загадки под водой и под землей

5

20

Как изучают подводный мир.

 

21

Киты, дельфины, акулы.

 

22

История открытия гигантского кальмара.

 

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

 

24

Жизнь в темных глубинах океана.

 

Загадки растений

3

25

Родина комнатных растений.

 

26

Сказка о цветах.

 

27

Образование плода. Многообразие плодов.

 

Планета насекомых

4

28

Разнообразие и многочисленность насекомых.

 

29

Жуки. Крупные жуки Урала

 

30

Бабочки. Бабочки Южного Урала

 

31

Охрана насекомых.

 

Что такое НЛО?

1

32

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

 

 

Заключение. Игра-соревнование.

1

33

Что мы узнали и чему научились за год.

 

 

Итого

33

2 год обучения (2 класс) – 34 часа

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

 

Введение

1

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

 

Тайны за горизонтом

4

2

Географические открытия в древности. Небосвод.

 

3

Перемещение солнца на небосводе.

 

4

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

 

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

 

Загадка смены времен года

6

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

 

7

Движение солнца над горизонтом.

 

8

Сутки, определение частей суток по разной деятельности.

 

9

Загадки. Год и времена года.

 

10

Названия месяцев на Руси.

 

11

История происхождения названий дней недели.

 

Тайны круговорота веществ в природе

4

12

Круговорот веществ в природе.

 

13

Живая и неживая природа.

 

14

Цепи питания.

 

15

Обитатели почвы.

 

Загадки круговорота воды в природе

4

16

Загадки о состояниях воды.

 

17

Наблюдение в природе за водой

 

18

Природа дождевого облака

 

19

Природа снежного облака

 

Загадки под водой и под землей

5

20

Как изучают подводный мир.

 

21

Киты, дельфины, акулы.

 

22

История открытия гигантского кальмара.

 

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

 

24

Жизнь в темных глубинах океана.

 

Загадки растений

3

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

 

26

Сказка о цветке-недотроге.

 

27

Образование плода. Многообразие плодов.

 

Планета насекомых

5

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека.

 

29

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.

 

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

 

31

Охрана насекомых.

 

32

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

 

Что такое НЛО?

1

33

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

 

 

Заключение

1

34

Что мы узнали и чему научились за год.

Защитим природу.

 

 

Итого

34

3 год обучения (3 класс) – 34 часа

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Изучение природы

3

1.

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

 

2.

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

 

3.

Наблюдения в природе, описание живых объектов.

 

Условия, в которых мы живем

6

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

 

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.

 

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.

 

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

 

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.

 

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

 

 

Мир растений и человек

5

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений.

 

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.

 

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Вологодского края.

 

13

Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Вологодском крае.

 

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

 

 

Мир животных и человек

10

15

Многообразие животных родного края

 

16

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

 

17

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.

 

18

Древние ящеры и современные ящерицы.

 

19

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края.

 

20

Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц

 

21

Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

 

22

Млекопитающие родного края. Редкие животные Вологодского края.

 

23

Домашние животные. Кормление и уход за ними.

 

24

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

 

Человек и природа

10

25

Зависимость человека от природы.

 

26

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

 

27

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера.

 

28

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.

 

29

Отрицательное воздействие человека на природу.

 

30

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.

 

31

Почему надо соблюдать правила поведения в природе.

 

32

Что охраняют в заповедниках и заказниках Челябинской области.

 

33

Охранять природу - значит охранять здоровье. Защита проекта.

 

34

Обобщение знаний.

 

 

Итого

34

4 – й год обучения (4 класс) - 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Выясняем, что такое экология

2

1

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

 

2

Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

 

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

3

3

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

 

4

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.

 

5

Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

 

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

1

6

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

 

Изучаем способы охраны природы

2

7

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы.

 

8

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

 

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

3

9

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.

 

10

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

 

11

Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка

влаги.

 

Открываем жизнь в почве

1

12

Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

 

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы

4

13

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений

 

14

Знакомство с хвощами и плаунами.

 

15

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные

 

16

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

 

Изучаем экологические связи в живой природе

4

17

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

 

18

Сеть питания, или пищевая сеть

 

19

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

 

20

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

 

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными

5

21

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

 

22

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

 

23

Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.

 

24

История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

 

25

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам

 

Мастерим домики для птиц

1

26

Мастерим домики для птиц.

 

Учимся передавать свои знания другим ребятам

3

27

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

 

28

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания.

 

29

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

 

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

2

30

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека

 

31

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье

 

Обсуждаем примеры экологических катастроф

1

32

Загрязнение природы.

 

Подводим итоги работы за год

2

33

Обобщение основных теоретических знаний. Диагностическая работа.

 

34

Экскурсия в природу совместно с родителями.

 

 

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...