Урок ручного труда как помощник в сохранении здоровья учащихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по зож

Оксана Николаевна Туманова

Урок ручного труда как помощник в сохранении здоровья учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Новомосковский областной центр образования»

Урок ручного труда как помощник в сохранении здоровья учащихся с

интеллектуальными нарушениями.

2019-2020

      Формирование здорового образа жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста, особенно с нарушениями развития. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей ребенка, но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Существует множество методических приемов, способствующих здоровьесбережению учащихся, но педагоги продолжают искать новые способы, как можно увлечь своих учащихся работой по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья.

       В своей работе на уроках мы используем тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические паузы. Ученики делают эти тренажеры сами на уроках ручного труда. Способы изготовления и применения тренажеров следующие:

  1. Самое простое пособие, которое мы делаем на одном из первых уроках ручного труда, — палочка - выручалочка. Она проста в изготовлении, но многогранна в использовании. Берем альбомный лист и скручиваем его трубочкой, накручивая на карандаш. Приклеиваем край листа. Палочку украшаем цветной бумагой. Палочку можно перебирать пальчиками одной руки от одного конца до другого, катать между ладонями, удерживать в равновесии на голове, носу, ладошке. С ней можно также прыгать, зажав между коленями. Безусловным достоинством палочки является, что:

            а) она не может травмировать учеников;

            б) с ней можно выполнять разные упражнения. http://babyben.ru/images/babyben/2018/07/screenshot_3.jpg

  1.  Развитие мелкой моторики рук является основой для овладения первоклассниками письмом. Кроме того, развитие мышц руки тесно связано с развитием мышления и речи детей с ОВЗ, поэтому учителями широко используется пальчиковая гимнастика. На уроке технологии мы делаем тренажер для пальчиков: на листе бумаги  приклеиваются 5 разноцветных геометрических фигур. Учитель называет цвета фигур в любой последовательности, например: красный квадрат, желтый треугольник, синий круг, зеленый овал, коричневый прямоугольник. Ученики ставят на круги пальцы, начиная с большого. Учитель может менять последовательность цветов, а ученики могут обмениваться карточками.

  1. На уроках обучения грамоте и в дальнейшем на минутках чистописания по русскому языку мы используем карточки с буквами, выполненными из бархатной или наждачной бумаги, что позволяет развивать тактильные ощущения. К тому же дети с большим удовольствием играют в игру «Узнай букву с закрытыми глазами», что помогает лучше запомнить ее образ.

https://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2012/12/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D1%89%D1%83%D0%BF%D1%8C.jpg

  1. Помощь в улучшении самочувствия оказывают также массаж и самомассаж, особенно полезно воздействовать на активные точки стопы, так как здесь находится проекция всех частей тела. С этой целью мы изготавливаем тренажер для массажа стоп. На лист картона каждый ученик приклеивает маленькую крышечку от бутылки в произвольном порядке. Теперь можно снять обувь и потоптаться на коврике или сделать дорожку. Кстати, учитель это делает вместе с детьми с большим удовольствием.

https://ratatum.com/wp-content/uploads/2018/02/s1200-18.jpg

  1.  С целью проведения дыхательной гимнастики мы приготовили несколько       тренажеров. Из квадрата бумаги делаем вертушку, которая крепится к полоске карто

на тонкой  проволочкой. Если на вертушку подуть, она начинает вращаться, или из тонкого картона или альбомного листа можно сделать шарик и дуть его наперегонки.   https://i.ytimg.com/vi/zDa1d2Heffk/maxresdefault.jpg

Машинка, изготовленная методом оригами, легко скользит по парте, если подуть на задний бампер. На перемене ученики с удовольствием соревнуются в том, чья машинка дальше уедет.

  1. Из кусочков ткани размером 14 × 15 см мы сшили мешочки и наполнили их песком. Получились отличные тренажеры для развития различных групп мышц. Это гантели для рук, утяжелители для плеч (вовремя наклонов), груз на голову (для формирования осанки), снаряд для метания в корзину; замена мячу (при бросании и ловле) и др.


https://cs1.livemaster.ru/storage/75/9a/1517c943fba45d6de4f215d9c7l6--kukly-i-igrushki-sensornye-meshochki-montessori-s-krupami.jpg

     Таким образом, научив детей с младшего школьного возраста заботиться о своем здоровье, мы формируем личность ребенка как носителя здоровой культуры. Сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ТЕХНОЛОГИИ – ПОМОЩНИК В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

Большое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающихся детей. Ведь дети - наше будущее. Наша задача вырастить для страны здоровое поколение. На уроках технологии мы изготовили разные поделки, спосо...

Развитие мелкой моторики учащихся начальной школы на уроках ручного труда как один из видов коррекции личности.

Статья об особенностях развитие мелкой моторики учащихся с  ОВЗ в начальной школе...

Урок ручного труда «Мир живой природы» в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок ручного труда в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровьяТема урока:  «Мир живой природы»«Живая и неживая природа», «Царства живой природы»,...

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...

Конспект урока ручного труда для учащихся начальных классов "Аппликация из листьев "Мальчик"

Конспект урока разрабатывался для учащихся с умеренной умственной отсталостью. С детьми во время экскурсии были собраны и  заранее  отобраны листья, в дальнейшем засушены  для последующ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ c ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития бл...

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....