Урок ручного труда «Мир живой природы» в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Урок ручного труда в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема урока:  «Мир живой природы»

«Живая и неживая природа», «Царства живой природы», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manuylova_o.v._uch.zanyatie_mir_zhivoy_prirody.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ручного труда в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема урока:  «Живая природа»

Мануйлова Ольга Викторовна

Учитель трудового обучения

Муниципального казённого общеобразовательного

 учреждения Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: «Учить видеть и беречь природу»

Задачи:         

Образовательная:

  • повторить свойства живой и неживой природы;
  • расширить знания детей о живой природе Земли и природе Новосибирской области;

Коррекционно - развивающая:

  • развивать логическое мышления и речь учащихся;
  • закреплять умения работать стекой и пластилином;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;

Воспитательная:

  • способствовать формированию бережного отношения к природе;
  • прививать любовь к родному краю.

Тип урока

Комбинированный урок 

Структура урока: 

организационная часть,

сообщение темы и цели урока,

опрос учащихся по изученному материалу,

изложение нового учебного материала и его закрепление,

вводный инструктаж,

пробное выполнение приемов практической работы,

самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя,

итоговая часть.

Межпредметные связи:

·       с литературным чтением, обществознанием. 

Оборудования и материалы:

компьютер, мультимедийная установка, доска, плакаты «Живая и неживая природа», «Царства живой природы», опорный конспект, раздаточный материал, музыка

Ход урока

1.        Организационный момент. Сообщение темы урока.

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

2.        Основная часть.

2.1 Беседа.

Учитель: Сейчас немного поиграем в игру «Вопрос - ответ», и вспомним всё, что мы уже изучали про живую природу. Кто первый отвечает, получает жетон, в конце урока подсчитаем, у кого боше. Итак, поехали.

Учитель: что входит в наш ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Ученики:  - Живая    природа , Неживая    природа, Рукотворный мир

Учитель: Что подразумевается под словом жизнь? Или кто относится к царству живой природы?

Ученики: Ответы.

Учитель:   Звезда, благодаря, которой существует жизнь на Земле?

Ученики:  Солнце.

Учитель: Какие 4 большие группы царства живой природы существуют? Ученики: Животных, растений, грибы и бактерии.

Учитель: Какое царство природы появилось первым?

Ученики: Бактерии.

Учитель: Как называется наука, которая изучает растения?

Ученики:  Ботаника.

Учитель: Какие растения самые простейшие?

Ученики: Водоросли.

Учитель: Самая многочисленная и широко распространённая группа растений?

Ученики: Цветковые растения.

Учитель. Как называется наука, которая изучает животных?

Ученики: Зоология.

Учитель:  Отличительная черта пауков?

Ученики. 8 лап.

Учитель: Отличительная черта насекомых?

Ученики: 6 лап.

Учитель: Отличительная черта земноводных (амфибии)?

Ученики: Живут и в воде, и на суше

Учитель: Отличительная черта пресмыкающихся (рептилии)?

Ученики:  Сухие чешуйки и они смыкаются с землёй

Учитель: Отличительная черта рыб?

Ученики: Мокрая чешуя

Учитель: Отличительная черта птиц?

Ученики:  Перья

Учитель: Отличительная черта млекопитающих (звери)?

Ученики:  Шерсть

3. Учитель:  а теперь подсчитаем ваши баллы и запишем на доске, а теперь отдохнём и проведём физминутку, встали

 На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять, головой покрутить)

 Открывай скорее книжку! (как буд-то открывают)
В книжке мошка, мышка, мишка, (изображают всех по очереди)
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг=скок. (присев, попрыгали)
В книжке зонт, открой и пой, (движения открывание зонта, и любование им)
Лупит дождь, а ты сухой! (изображают дождь)
Киска в книжке близко-близко. (изображают кошку)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой- (изображают, как гладят кошку)
Ведь у киски мех такой!    

4. Учитель: кто расскажет правила работы и технику безопасности?

Ученики:  

Общие требования безопасности

  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
  2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета по указанию учителя.
  3. Выполнять только работу, предусмотренную учителем.
  4. Соблюдать все инструкции по технике безопасности.
  5. Запрещается загромождать проходы сумками и портфелями.
  6. Запрещается включать электроосвещение и электроприборы самим.
  7. Запрещается открывать форточки и окна.
  8. Запрещается передвигать учебные столы и стулья.
  9. Запрещается трогать руками электрические розетки, кабельные соединения.
  10. Травмоопасность в кабинете:

-при включении электроосвещения

-при включении электроприборов.

11. Запрещается приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.

12.Бережно относиться к оснащению кабинета. Запрещается вставать на стулья, столы, подоконники.

13. Запрещается открывать шкафы, Запрещается брать что-либо с рабочего стола учителя без разрешения.

14. Запрещается играть в кабинете на переменах мячом и другими подвижными играми.

15. Запрещается садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

II. Требования безопасности перед началом занятий

  1. Запрещается входить в помещение кабинета без разрешения учителя.
  2. Запрещается открывать ключом дверь кабинета самостоятельно.
  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  4. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
  5. Убрать со стола всё лишнее.
  6. Получить и раздать материалы и инструменты.
  7. Проверить безопасность рабочего места.
  8. Запрещается менять рабочее место без разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения, указания и инструктаж учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

3. Запрещается включать самостоятельно электроприборы.

4. Приступить к работе с разрешения учителя.

5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.

6.  Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

7. На рабочем месте должны находиться предметы, только предназначенные для работы.

8. При работе с острыми, режущими инструментами на уроках трудового обучения соблюдать инструкции учителя по технике безопасности.

9. Во время учебных экскурсий соблюдать дисциплину и порядок, не отходить от группы без разрешения учителя.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Запрещается покидать рабочее место без разрешения учителя.

3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

5. Покидайте рабочее место только с разрешения учителя.

Правила рабочего человека

  1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
  2. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
  3. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  4. Береги инструменты, экономь материалы.
  5. Всегда думай, как сделать работу лучше.
  6. Работать дружно - главное правило рабочего человека.
  7. Закончил работу, убери рабочее место  быстро  и аккуратно.

Правильная посадка во время работы

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Свет должен падать слева или спереди.
  3. Запрещается опираться грудью на стол.
  4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  5. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть
  1. м.
  1. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Правила техники безопасности при работе с пластилином, тестом, глиной.

  1. Во время работы быть внимательным.
  2. Запрещается отвлекаться и отвлекать других.
  3. Пластилин, глина, тесто – это не еда, в рот брать нельзя.
  4. Брать пластилин, глину, тесто можно только с разрешения учителя.
  5. Пользоваться пластилином, глиной, тестом нужно только по назначению и только сидя за столом.
  6. Работай на клеёнке или на дощечке, не клади пластилин, глину, тесто на парту.
  7.  Бери для работы нужный цвет пластилина.
  8. Отрежь стекой нужное количество пластилина, глины, теста, остатки положи обратно.
  9. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  10. Хранить пластилин в коробке, тесто, глину – в мешочке.
  11. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
  12. Запрещается разбрасывать пластилин, глину, тесто.

Учитель:  А теперь займёмся лепкой из пластилина. Лепим лес и лесных жителей, то есть живую природу.

5.Итог урока.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: Тема для всех одна – жизнь на Земле, царства живой природы, но...

Любителям математики – найти данные: сколько на Земле животных, сколько растений, сколько бактерий, сколько грибов;
Знатокам природы - придумать и нарисовать жизнь на земле;
Любителям литературы, поэзии - найти пословицы о природе или сочинить стихи, отражающие тему сегодняшнего урока.

Любителям ручного труда – слепить или склеить аппликацию.

Всем спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Мой Петербург», воспитательное занятие в 1 классе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «В гранит оделася Нева»

Юное поколение петербуржцев, растущее в городских окраинах, зачастую видит свой город лишь из окна хрущевки…Надо ли говорить о необходимост...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» Урок математики. Тема: Запись и решение примеров на сложение в пределах двух.

Цель урока: закрепить умение составлять, записывать и решать пример на сложение в пределах 2-х.Задачи:- тренировать умение считать в прямом и обратном порядке в пределе двух; отрабатывать  навык ...

Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дис...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...