Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Для чего нам нужна экономика?"
методическая разработка по зож (3 класс)

Свалова Ксения Павловна

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы различные формы работы. В прикрепленных ниже файлах представлена презентация и все допольнительные задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  3

Тема:  Для чего нужна экономика 

Цель:  - способствовать формированию  понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика»,  составные   части экономики.

   Задачи:  - образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных           понятий экономики;

                   - воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, чувство взаимопомощи;

                   - развивающая: создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных              операций: анализа, синтеза,  обобщения, конкретизации.                                          

                                           

Тип урока: открытие новых знаний

Формы:   - фронтальная;

  - коллективная;

  - парная;

  - групповая.

Методы:  - словесные;

  - наглядные;

  - практические;

  - объяснительно-иллюстративный;

  - проблемного изложения;

  - исследовательский.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению, тест, учебник ( А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3класс.Часть 2), рабочая тетрадь А.А Плешаков «Мир вокруг нас».3 класс

Ход и содержание урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

1мин.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

- И начнем мы наш урок вот с такого задания.

Подготовка к восприятию нового.

4мин.

Обеспечение мотивации к изучению нового материала.

Рефлексия

  1. Найди лишнее слово:

Удача, везение, товар, успех.

Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.

Потребность, солнце, лестница, местность.

-Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями.

Сообщение темы урока, постановка учебной проблемы

- Для чего нужна экономика?

Дети делают обобщение и находят лишнее слово

Проводят рефлексию собственной деятельности

Формулируют цель и задачи урока

Изучение нового материала.

20мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.

  1. Потребности.

       -Как вы понимаете слово «потребности»?

       -Потребность – это нужда.

  • ВСЁ ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ НАЗЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

- Скажите, а какие ваши потребности?

( учитель пишет на доске потребности ребят, распределяя их в три   столбика )

   

 ЕСТЕСТВЕННЫЕ    ОБЩЕСТВЕННЫЕ     ЭКОНОМИЧЕС.

(природные)        (отношения м/у людьми)   (материал. потр.)

       ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

- Все потребности можно разбить на три группы. Естественные - это потребности природные, то что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.

  1. Экономика.

- А откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

-Всё это дает нам экономика.

Рассказ учителя о понятии «экономика».

-Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос».  «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».

А «номос» -означает «правило», «закон».  Получается , что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.

А сейчас:

  • ЭКОНОМИКА – ЭТО СПОСОБЫ  О РАЗУМНОМ (рациональном) ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА. Ну а потом и наука ведения хозяйства.

-Какова же главная задача экономики?

  • ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ.

  1. Игра «Отгадай потребности».
  • Я лежу болею

Сам себя жалею.

  • Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.

Выучи, Алёшенька, таблицу умножения.

  • Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

       - Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей?

-Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.

Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами.

4)  Работа по учебнику.

-Что такое товары и услуги прочитайте в учебнике на стр. 38.

– товары

– услуги.

- В чём отличие  товара от услуги?

5)   Игра «Товар - Услуга».

( отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, дети  отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение называет свой пример и т.д.)

- Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
  • Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.
  • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
  • Вы едете в  автобусе в город.
  • Вам доставили почту.
  • Вы зашли в магазин и купили продукты.

- Назовите еще вам известные услуги.  

 

 ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

7)  Работа в тетради.

  • Стр. 24 №7.

-Назови несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

    -Проверим.

    - ………………………………………………………………..

8)  Составные части экономики.

-Что включает в себя экономика?

  • ЭКОНОМИКА-ТОРГОВЛЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ТРАНСПОРТ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СТРОИТЕЛЬСТВО.

- Что можно отнести к этой отрасли?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

   - Как вы думаете, все отрасли экономики тесно взаимосвязаны? Докажите.

9) Практическая работа в группах.

Задание:  установите связь.

1 – строительство и промышленность

2 – торговля и транспорт

3 – с/х и транспорт.

- Давайте выслушаем мнение каждой группы.

- Молодцы, вы доказали тесную взаимосвязь между отраслями.

  1.  Краеведческий материал.

-Участвует ли наша область в экономической жизни страны?

-Какие продукты дает наша область стране?

( заводы и фабрики области производящие товары и услуги )

-Участвует ли наш район в экономическом развитии?

(….)

- Хорошо, но давайте мы с вами обобщим то, что сегодня на уроке узнали. Я предлагаю вам тест.

 ( ответы детей)

Обучающиеся называют свои потребности.

Предположения детей.

Слушают рассказ учителя об экономике.

Предположения детей.

Потребность в медицине.

Потребность в обучении.

Потребность в покупке посуды.

Предположения детей.

Читают в учебнике.

Ответы детей.

Услуга

Товар

Товар

Услуга

Услуга

Товар

Ответы детей.

Выполнение работы.

Дети называют составные части данной отрасли.

Работают в группах, рассуждают, доказывают.

Дети объясняют к какой отрасли относится то или иное предприятие.

Дети объясняют к какой отрасли относится то или иное предприятие

Закрепление изученного.

5мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

(Работа в парах)

Тест:

-Выпиши букву с правильным ответом.

  1. . Закончи определение: экономика- это….

С) наука

Е) возможность заработать деньги

М) искусство ведения хозяйства

  1. . Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

У) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность

Н) с/х

А) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность

Х) с/х

О) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля

Д) транспорт

Ю) строительство.

  1. . Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

Г) торговля

И) транспорт.

  1. . Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

Я) иногда пересекаются

Ж) самостоятельны

Ы) тесно взаимосвязаны.

-Какое слово у вас получилось?

-Вы действительно молодцы…..

Работают два ученика на одном тесте.

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

МОЛОДЦЫ

Итог урока, рефлексия

и д/з.

5мин.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

Дома: У – стр. 36-39

       

 *Творческое задание:    нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).

 *А кто то может выполнить рисунок или сообщение – как экономика касается вашей семьи, использовав дома ПК.

                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»!

Слайд 2

Найди лишнее слово: Удача, везение, товар, успех. Здоровье, экономика, гигиена, физкультура. Потребность, солнце, лестница, местность. товар экономика Потребность

Слайд 3

Тема нашего урока: Для чего нужна экономика?

Слайд 4

Потребности Что нужно человеку для жизни? Что нужно человеку для жизни? Любовь и внимание Дружба Воздух Одежда Продукты Тепло и Свет солнца Музыка Вода

Слайд 5

Природа Общение Экономика Как удовлетворяются потребности человека?

Слайд 6

Что такое экономика? Слово «экономика» происходит от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом». «Номос» означает «правило», «закон» Экономика – правила, законы ведения хозяйства.

Слайд 7

Главная задача экономики удовлетворение разнообразных потребностей людей

Слайд 8

Игра «Отгадай потребности» Я лежу болею Сам себя жалею. Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение. Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар.

Слайд 9

Для достижения главной задачи экономики люди производят различные товары услуги Одежда, Обувь, Мебель, Посуда, Автомобили, Дома и др Ремонт автомобилей, Стрижка в парикмахерской, Экскурсии в музеях, Пошив одежды и др

Слайд 10

Работа в тетрадях стр.22, задание 4. Товары - это Услуги - это вещи, предметы с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности работа , которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей

Слайд 11

Игра «Товар-услуга» Вы сходили в парикмахерскую, сделали прическу. Вы зашли в аптеку и купили лекарство. Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо. Вам доставили почту. Вы зашли в магазин и купили продукты.

Слайд 12

Тест «Проверь себя» Что такое потребности людей? т Все, что требуется людям для жизни Производство товаров и услуг Это предметы, которые человек производит Добыча поваренной соли и нефти Умение видеть красивое вокруг себя Удовлетворение разнообразных потребностей людей Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности Проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей л а т м р у д Главная задача экономики Что такое товары? Что такое услуги? Для чего нужен труд?

Слайд 13

Запиши слова в словарик: Потребность Экономика Товар Услуга

Слайд 14

Домашнее задание: Учебник стр.36-39, прочитать Тетрадь стр.24, № 7, 8



Предварительный просмотр:

                       Дополнительное задание.

Игра   «Назови одним словом».

  • Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки- … (пища)
  • Книга, школа, библиотека, институт-…..(образование)
  • Прививка, таблетки, градусник, бинт- …(здоровье)
  • Сок, вода, чай- …    (жажда)
  • Печь, камин, батарея, костёр- …(тепло)
  • Спасибо, пожалуйста, простите- … (вежливые слова)
  • Огнетушитель, сейф, каска, решетки- …(безопасность)

                                Тест – рифмы.

Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому перепродать.

Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи……. (товар).

Деньги взяты в долг, на срок

 Возможно под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят …… (кредит).

Обязан деньги ты вложить,

Чтоб производство запустить,

И чтоб ты прибыль получал

Начальный нужен … (капитал).

Получил купец доход,

Увеличил оборот,

Все расходы оплатил,

Свою …..(прибыль).. получил.



Предварительный просмотр:

Игра «Товары-услуги»

Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.

Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.

Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.

Вы едете в  автобусе в город.

Вам доставили почту.

Вы зашли в магазин и купили продукты.



Предварительный просмотр:

СТРОИТЕЛЬСТВО – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

   Защищает ответ один ученик.

              ТОРГОВЛЯ – ТРАНСПОРТ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

    Защищает ответ один ученик.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ТРАНСПОРТ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

   Защищает ответ один ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Транспорт"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс«Транспорт. Кто работает на транспорте» Цель урока: Познакомиться с разными видами и функциями транспорта, а также с  профессиями, связанными с...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....

Методическая разработка по окружающему миру по теме "Организация и проведение простейших опытов с природными объектами".

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РАМКАХ ТЕМЫОСОБЕННОСТИ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИКРАТКИЙ ОБЗОР ПРОГРАММЫ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»Т...

Методическая разработка по окружающему миру по теме "Про кошек и собак"

Цель урока: познакомить обучающихся с некоторыми породами кошек и собак, их           ролью в жизни человека;воспитывать чуткость, любовь к животным, ...