ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по зож

Рукша Анастасия Алексеевна

Статья посвящена актуальной теме медико-гигиеническим аспектам здорового образа жизни подрастающего поколения. Рассматривается здоровьесберегающий компонент, как часть урока. Предлагается правильный режим дня  обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_ruksha_statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Мальцева И.Л., Рукша А.А., учителя начальных классов

МОУ «Майская гимназия»

г. Белгород, Россия

           Аннотация. Статья посвящена актуальной теме медико-гигиеническим аспектам здорового образа жизни подрастающего поколения. Рассматривается здоровьесберегающий компонент, как часть урока. Предлагается правильный режим дня  обучающегося.

  В современном обществе проблема здоровья человека, по своей актуальности, считается чуть ли не самой важной и сложной. Как гласит истина – что только здоровый человек с высокой умственной и физической работоспособностью, психической устойчивостью, оптимизмом, а также хорошим самочувствием, способен жить активной жизнью, успешно преодолевать трудности, возникающие при образовании и трудности бытовые. Если не соблюдать организацию труда и отдыха, регулярные занятия физическими упражнениями, также несоблюдение простых правил личной гигиены и соответственно психогигиены, все это рано или поздно приведет к перенапряжению, неврозу, простудным и инфекционным заболеваниям. Возможность сохранить здоровье у здоровых людей – главная задача медицинской науки из раздела – гигиены.

Правила её отработаны и хорошо всем известны:

-заниматься физической культурой;

-соблюдать режим труда и отдыха;

-полноценно и рационально питаться;

-содержать свое тело в чистоте.

Несомненно, самым важным является соблюдение режима дня, т.к. это значительно для любой деятельности человека, а также позволяет по максимуму использовать возможности человеческого организма.

Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа, вследствие длительного, а лучше постоянного следования определенному распорядку дня, эта система закрепляется и дает положительные результаты, а при беспорядочном чередовании занятий у человека разрушаются стереотипы и негативно сказывается на состоянии всего организма [1, с. 98].

Отсюда следует вывод о необходимости организации суточного режима:

-стараться не допускать беспорядочное и частое изменение режима дня;

-необходимо осуществлять постепенный переход к новому режиму, объему и характеру двигательной активности.

На современном этапе развития общества важнейшее значение уделяется двигательной активности подрастающего поколения. С высоким ростом интеллектуальной составляющей, а также механизацией и компьютеризацией обычной жизни, с насыщением повседневного быта телевизорами, компьютерами, понизилась двигательная активность всего общества в целом.

Для того чтобы сохранить свое здоровье, а также высокий уровень физических качеств учащихся, необходим двигательный режим. Совершенно очевидно, что при получении физической нагрузки человеческий организм реагирует на нагрузку ответной реакцией, такой как активизацией деятельности всех органов и систем, в результате которых происходит расход энергетических ресурсов, возрастают положительные изменения в крови, повышается активность нервных процессов, укрепляются мышцы всего организма и костная система [3, с. 58].

Наибольшую часть времени обучающихся занимает учеба, из этого следует, что периоды бодрствования должны быть организованы с учетом гигиенических требований. Достигнув высокого уровня в течение учебного дня, работоспособность закономерно начинает снижаться, вследствие, возникает утомление. В периоды утомления нужны регламентированные перерывы, которые способствуют восстановлению организма. Активно повышают работоспособность учащихся кратковременные физические упражнения.

Для того, чтобы сохранить здоровье обучающихся, во время образовательного процесса необходимо включать здоровьесберегающий компонент  в часть урока.

-Физкультурные минутки. Относятся к малым формам активного отдыха. Они необходимы для снятия локального утомления, возникающего вследствие продолжительного  сидения в фиксированной позе.

- Физические паузы. Длительность физкультурной паузы составляет 5-7 минут, и проводятся за 1,5 -2 часа до окончания первой половины учебы. Такие паузы эффективны для повышения умственной работоспособности.

- Подвижные перемены. После второго урока проводится обязательная организация активного отдыха обучающихся, в ее состав входят подвижные и спортивные игры, физические упражнения.

Для повышения сопротивляемости организма отрицательным факторам, улучшения приспособления организма к внешней среде, требуется правильный режим питания. Разработанная Алексеем Алексеевичем Покровским концепция о сбалансированном (рациональном) питании является общепризнанной. Она предполагает включение в рацион питания определенное количество всех необходимых организму человека питательных веществ шести основных типов: углеводов, витаминов, белков, жиров, минеральных элементов и воды. Очень важно, чтобы в рационе содержались животные белки – не менее 60% пищи. В рацион для этого необходимо включать рыбу, мясо, молоко и молочные продукты.

Также в жизнедеятельности организм большую роль играют витамины. В свежих овощах, фруктах витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимнее-весенний период дефицит естественных витаминов, поэтому обучающему следует принимать поливитаминные препараты, кроме витаминов необходим кальций, фосфор, магний.

Для поддержания высокой работоспособности важно соблюдать питьевой режим. Общее количество жидкости в рационе обучающегося, включая чай, компот, жидкие блюда, должно составлять не более 2-2,5 литров. Полноценное питание подразумевает правильный режим питания:

-время приема пищи должно быть строго определено и приходиться, как правило, на одно и то же время;

-небольшой объем принимаемой пищи. Старайтесь не перегружать желудок и кишечник;

-вкусовые качества пищи и ее оформление. Вид красивой пищи, обладающей приятным ароматом, вызывает усиленное выделение пищеварительного сока, повышает аппетит [5, с. 64].

Из основных аспектов гигиены является соблюдение личной гигиены: ухоженные волосы, чистка зубов, а также содержание в чистоте нижнего белья, верхней одежды и обуви, чистота дома и соблюдение режима проветривания.

Подводя итог, необходимо отметить важную деталь: организм человека – единое целое, в котором нет второстепенных и главных частей. Здоровье – бесценный дар, который нужно разумно сохранять и приумножать!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном  пространстве. – Новокузнецк: Издательство ИПК, 2002 – 186 с.
  2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: - М.: Издательский  центр «Академия», 2001.-238с.
  3. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие под общ.ред. Д.Н. Давыденко, СПбГТУ, БПА.СПб, 2001.
  4. Чечельницкая С.М., Косарецкий С.Г., Шалаева Д.А. Теория и практика обучения жизненными навыками/ Школа здоровья – 2002. № 1-е.
  5. Юровский С.Ю. Гармония здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа по формированию здорового образа жизни обучающихся....