«Жизнь - бесценный дар»
методическая разработка по зож

Адышкина Валентина Степановна

Материал мероприятия о профилактике опасных современных подростковых увлечений.

Показаны последствия опасных увлечений для жизни и здоровья подростков.

О формировании правильного жизненного ориентира, ценностного отношения к собственному здоровью и жизни;

 о юридической ответственности за отдельные виды экстремальных увлечений;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Жизнь - бесценный дар»38.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 Жизнь - бесценный дар ” .

(открытая беседа)

        Подготовила и провела: Адышкина В.С

        

Апрель 2022 г.

«Жизнь - бесценный дар»

Цель: профилактика опасных современных подростковых увлечений.

Задачи:

1. Показать последствия опасных увлечений для жизни и здоровья подростков.

2. Формировать правильные жизненные ориентиры, ценностного отношения к собственному здоровью и жизни;

3. Формирование представлений о юридической ответственности за

отдельные виды экстремальных увлечений;

4. Развивать мышление, логику, делать выводы на основе полученной информации, прививать культуру поведения в обществе.

Оборудование: презентация,  листы белой бумаги.

Ход занятия:

Слайд 1

Как хорошо на свете жить:              
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,


Вдыхать сиреневый дурман            
И верить в дружеский обман, 
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…


Не сетовать и не брюзжать,          
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

 «Жизнь - бесценный дар»

Воспитатель: Всем добрый день! Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь ладони соедините с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядим друг друга энергией неба и земли.

А теперь возьмите эту энергию и прижмите ее к груди. И со словами «Благо-дарю!» дальше разводим руки в стороны.

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят: «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит: «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».

     Мыслители говорили, что человек — это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.

       Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.

Воспитатель: В жизни мы часто слышим выражения: как удачно сложилась жизнь»,

 «Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?

Слайд 2

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ»

Какое определение вам ближе и почему?

Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

Воспитатель: для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно. 

В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление. 

Слайд 3

Стихотворение написано и на английском языке.

Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это долг, исполни его. 
Жизнь – это игра, сыграй в нее. 
Жизнь бесценна, береги ее. 
Жизнь – это богатство, храни его. 
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. 
Жизнь – это обещание, исполни его. 
Жизнь – это скорбь, преодолей ее. 
Жизнь – это песня, спой ее. 
Жизнь – это борьба, прими ее. 
Жизнь – это трагедия, перебори ее. 
Жизнь – это возможность, не упусти ее. 
Жизнь – это красота, восхищайся ею. 
Жизнь – это блаженство, вкуси его. 
Жизнь – это мечта, реализуй ее. 
Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это приключение, испытай его. 
Жизнь – это удача, поймай ее. 
Жизнь драгоценна, не разрушай ее. 
Жизнь – это борьба, борись за нее. 

Выберите понравившуюся строчку из стихотворения.

Вывод: Мы живем среди людей, и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь. Которую мы с вами должны прожить так, чтобы потом нам не было больно за прожитые годы. Сегодня в мире много интересного, много техники, где мы можем многое узнать, многому учиться, но есть много опасных увлечений, которыми увлекаются подростки, бессмысленно рискуют своей жизнью. И которые опасны для жизни и здоровья. Ведь важнее жизни и здоровья нет на свете ничего.

  Слайд 4

Воспитатель: Я прочитаю вам одну притчу. Послушайте ее очень внимательно, чтобы потом дать ответ на мой вопрос.

Притча.

Дружба с медведем

Один охотник, поймав как-то маленького медвежонка, воспитал его как своего любимца, заботливо и с любовью. Медведь отвечал ему любовью на любовь и вёл себя как добрый друг в течение многих лет. Однажды охотник, пробираясь сквозь джунгли вместе со своим питомцем, ставшим уже огромным медведем, почувствовал, что его неодолимо тянет в сон. Он улёгся на траву и велел медведю следить, чтобы его никто не потревожил. Медведь охранял охотника очень бдительно. Но вот он заметил муху, которая назойливо кружила над головой хозяина и вдруг села ему на нос! Он вспугнул её, махнув своей тяжёлой мохнатой лапой, но вскоре она прилетела вновь и опять опустилась на нос! Так повторялось несколько раз, и медведь пришёл в ярость от того, что его уроки ничему не научили муху, и она как ни в чём ни бывало отдыхает на носу у его хозяина. Медведь не мог больше терпеть эту наглость. Он с размаху опустил огромную лапу на нос. Сокрушительный удар! Хозяин мгновенно испустил дух…
-  
Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет данная притча к нашему сегодняшнему разговору?

(Очень часто люди совершают необдуманные поступки, за которые потом приходится дорого расплачиваться ценой своего здоровья, а иногда и ценой жизни.)

 Воспитатель:   В СМИ все чаще появляются новости о гибели подростков. На что только они не идут, чтобы доказать свою крутость и получить острые ощущения!

Молодые люди, полагая, что обладают достаточной степенью свободы и чрезмерной уверенностью в своих силах, идут на необдуманный риск, поднимаясь на крыши зданий, спускаясь в подземные городские коммуникации, путешествуют на рельсовом транспорте с внешней стороны и совершают другие действия, которые могут привести к печальным результатам. В лучшем случае ребенок может провести некоторое время в больнице с последующим восстановлением здоровья. А в худшем – стать инвалидом или даже погибнуть.

    Благодаря сегодняшнему занятию мы должны разобраться в небезопасности и в причинах увлечения современных подростков такими опасными играми.

Слайд 5

 Воспитатель: Сейчас существует очень популярное опасное хобби — зацепинг.

Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке).

Это экстремальное увлечение возникло в начале прошлого века, когда ездить вне салона поезда людей заставляла нужда: переполненные трамваи и поезда, а также высокие цены на билеты превращали обычных людей в зацеперов. Сейчас ситуация изменилась, однако подростки упорно испытывают судьбу, цепляясь за выступающие части электрички, забираясь на подножки и даже на крышу. Так называемые современные зацеперы цепляются к последнему вагону поезда, карабкаются на крышу, а весь процесс снимается на телефон.

       Среди зацеперов особенно престижным считается езда на крыше поезда через тоннель. Конечно, такое увлечение оборачивается огромным количеством несчастных случаев. Подростки падают с крыш вагонов, умирают в результате ударов током. Смельчаки пытаются зацепиться за скоростной «Сапсан». Однако для большинства эта поездка становится последней.

    Основная опасность, которая подстерегает зацеперов, это, конечно, падение на рельсы под колеса движущегося состава. Соскользнут руки или ноги, оторвется поручень - и все может закончиться очень трагично. Ежегодно в России фиксируется несколько десятков таких несчастных случаев. Также беспечные подростки гибнут от удара током. В основном эта участь ожидает тех, кто любит ездить на крыше.

   Каждый месяц в поисках новых ощущений на крыши вагонов лезут десятки молодых парней и девчонок. И если кому-то удача сопутствует, то других она оставляет навсегда.

Воспитатель: Как вы думаете, в чем причина увлечения зацепингом?

- У подростков нет страха смерти, осознание смертности формируется лишь к 21 году. Они полны здоровья и энергии и считают, что будут жить вечно. Отсутствует и жизненный опыт: живы и здоровы родители и близкие люди, поэтому смерть мыслится как нечто мистическое и запретное. Это и бросает подростка в опасные увлечения.

Ответственность: ст. 18.4 АК РБ

Самовольный проезд в грузовом поезде либо посадка в поезд или высадка из него во время движения, либо проезд на подножке или крыше вагона, либо самовольная остановка поезда без необходимости

-влекут наложение штрафа в размере от шести десятых до трех базовых величин.

 Слайд 6

Воспитатель: Руфинг - прогулки по крышам.

- Руферы - эдакие Карлсоны нашего времени, которых со страшной силой тянет на крыши. Вооружившись фотоаппаратом или обычным телефоном с камерой, руферы готовы сутками бродить по чердакам, крышам городских многоэтажек, башенным кранам и снимать виды, открывающиеся с высоты. Здесь они якобы ищут красоту, покой и вдохновение. Но руфинг заслуженно относится к самым опасным развлечениям подростков. Во-первых, проникновение на крышу незаконно, а значит, в случае чего вам придется иметь дело с полицией. Во-вторых, даже самые мирные развлечения на высоте пятиэтажного (и более) дома безобидными не назовешь. Соскользнула нога, споткнулся, испугался громкого звука и неудачно отшатнулся в сторону...

 Ответственность:

если будет доказана вина за взлом замка, то данное деяние будет квалифицироваться как мелкое хулиганство (ст. 17.1 АК РБ).

Влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин

или административный арест.

Слайд 7

Воспитатель: Сталкеры исследуют разрушенные дома, заводы.  Опасность заключается в риске случайного обрушения пола и потолка, обвала лестницы. А порой некоторые объекты могут оказаться вполне обитаемыми: в подвалах нередко можно встретить бомжей или преступников, а заброшенные объекты могут находиться под охраной, которая в случае проникновения может не разобраться в том, что на ее территорию попал любопытный молодой человек, и применить оружие.

Ответственность:

если сталкерам еще нет 14 лет, штраф налагается на родителей, а если есть, то данные нарушителя заносят в базу данных об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что привлечь к ответственности согласно законодательству просто мирно бродящих по заброшенному зданию молодых людей нельзя. Если они ничего не украли и не сломали, то и закон не нарушили.

Но если они распивали здесь спиртные напитки, нецензурно выражались, справляли нужду, то за это можно понести наказание.

Слайд 8

Воспитатель: Большую опасность представляют доступные для подростков способы пощекотать нервы и продемонстрировать сверстникам свою смелость. Так, среди подростков популярен паркур. Термин «паркур» имеет французские корни и означает «полоса препятствий, сложная дистанция».
Подростки преодолевают различные препятствия: залезают на стены без страховки, перепрыгивают через заборы, перила лестниц.

Паркур - травматичный и опасный вид увлечения, особенно если подросток экспериментирует в одиночку или с друзьями-дилетантами. Паркур может «обеспечить» вам любую травму: можно сломать любую кость, но чаще всего это кости рук, ног, ключицы. При неправильной опоре на руки ломаются лучезапястные суставы, а при прыжках и беге страдают колени и голени. Последние повреждаются особенно часто, если препятствие не удалось перепрыгнуть. Нередки травмы, растяжения и даже разрывы сухожилий, которые требуют безусловного хирургического вмешательства. Часто травмируются пятки – при акробатике и приземлении после прыжка с высоты. Но наиболее опасными являются черепно-мозговые и травмы позвоночника или любые падения с большой высоты. В связи с этим даже удивительно, что известно не так много смертельных случаев, связанных с паркуром. Тем не менее, они есть, как и очень серьёзные повреждения. При этом следует подчеркнуть, что с такими травмами связан, в основном, не сам экстремальный паркур, а насмотревшиеся фильмов про него подростки, которые «на спор» решают перепрыгнуть с одной крыши на другую.

Слайд 9
Селфи

Воспитатель:  Мода на селфи (в переводе означает «сам себя», разновидность автопортрета в фотографировании) вспыхнула в 2011 году и актуальна до сих пор. В погоне за удачным кадром себя любимого люди порой не задумываются о собственной безопасности и подстерегающих психологических проблемах. Особую опасность представляют экстремальные фото. Именно трагические последствия от необузданного желания получить уникальный кадр заставили современное общество посмотреть на селфи совершенно с другой стороны. Рассматривая красивые посты, мало кто задумывается о вреде селфи. Но всё это до тех пор, пока в очередных новостях не прозвучит информация о том, что очередному подростку заветная фотография стоила жизни. Стремясь вызвать ошеломляющие комментарии аудитории и побить всевозможные рекорды соперников по степени опасности сделанного селфи, юные пользователи соцсетей бьют все рекорды.

В зону риска попадают дети и подростки, так как у них энергии хоть отбавляй, а чувство самосохранения ещё срабатывает слабо. Да к тому же они – активные жители виртуальной планеты и видят в интернете простой способ самоутвердиться без особых трудозатрат.

А количество мест, где ещё не ступала нога адекватного человека, постепенно уменьшается, вдруг не успею?! Поэтому они лезут на крыши высотных зданий, встают на кромки высокогорий и опоры мостов, приставляют к виску оружие, бегут перед надвигающимися поездами, испытывают терпение опасных диких животных.

Воспитатель:  Ребята, в каких местах небезопасно делать селфи?

-  Наше государство серьёзно озаботилось необходимостью контролировать селфизм – у российского Министерства внутренних дел разработана памятка «Делай безопасные селфи», которую активно распространяют в учебных заведениях среди молодёжи. Материал содержит примеры самых опасных способов получения фотографии

Компьютерные игры

Воспитатель: Даже взрослые часто попадают в зависимость от компьютерных игр. В глазах подростка это хобби выглядит еще более привлекательным. Ведь в игре можно стать отважным героем. Виртуальная реальность всегда насыщена яркими событиями, приключениями, авантюрами, которые не происходят в жизни.

Однако подростки легко теряют самоконтроль, поэтому начинают пропадать в виртуальной реальности круглые сутки. Это быстро приводит к проблемам в их настоящей жизни. Ученые установили, что компьютерные игры вызывают зависимость той же силы, что и алкоголь с наркотиками.

Компьютер заменяет собой все — общение с друзьями, учебу, развитие интеллектуальных способностей и талантов. Фактически виртуальная реальность лишает подростка будущего. Он рискует вырасти замкнутым, закомплексованным и необразованным человеком, который будет испытывать трудности с поиском работы и устройством личной жизни.

Однако чрезмерная увлеченность компьютерными играми чревата развитием не только рядом психологических проблем, но и ухудшением физического самочувствия. Для подростков, которые много времени проводят в виртуальной реальности, характерны заболевания позвоночника:

  • остеохондроз;
  • сколиоз;
  • защемление нервов;
  • межпозвоночная грыжа.

Игры так затягивают, что подростки нередко забывают о еде. Они доводят себя до истощения и голодных обмороков. Бывает и обратная ситуация: некоторые подростки, сидя за компьютером, постоянно жуют чипсы, бутерброды, сладости. В результате они набирают лишний вес. В обоих случаях наносится непоправимый вред желудку.

Поскольку подросток-игроман практически не бывает на свежем воздухе, у него возникает дефицит витамина D. В результате ослабляется иммунитет, ребенок начинает часто болеть. Во время игр по ночам высокая контрастность монитора усиливает нагрузку на зрение. Нарушение режима дня и отдыха вызывает проблемы со сном.

Воспитатель: Я представила вашему вниманию информацию о наиболее распространенных опасных увлечениях в среде подростков. И сейчас мы с вами попытаемся ответить на вопросы:

1. «В чем причина увлеченности подростков такими играми?»,

2. « Как уберечься от опасности таких игр?»  (обсуждение с подростками)

 Воспитатель: Итак, можно сделать вывод, что причиной увлечения такими опасными для жизни и здоровья играми являются заниженная самооценка, потеря авторитета в своей компании, боязнь быть не принятым в то или иное сообщество, не понравится противоположному полу, непризнание своими сверстниками, отсутствие их одобрения и высокой оценки. Бывает и так, что с помощью рискованных поступков подросток стремится подавить какие-то сильные эмоции, сильные переживания – неудачную первую любовь, непонимание родителей, предательство друзей, одиночество.

-  Человеческая жизнь подобна пламени свечи, которую, когда переносишь с одного места в другое, иногда пламя свечи потухнет. Вот так же происходит и с человеческой жизнью – если с ней обращаться неосторожно, то она может в одно мгновение погаснуть.

- Ребята, пренебрежительное отношение к жизни, которая дана нам природой, Богом, это никакая не смелость, а свидетельство ограниченности мышления.

В реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивайте её попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Слайд 10

Воспитатель: Наша с вами цель- научиться говорить «НЕТ» и сопротивляться давлению преступных сообществ.

-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?

- Что значит жизненная цель?

 (Ответы учащихся.)

(Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. 

Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит)

 Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека. 

 Воспитатель: Что же самое главное для человека?

«А в жизни самое главное,
Наверное, жизнь сама».
                             Эдуард Межелайтис (литовский поэт)

Воспитатель:  Согласны ли вы с этим?

 «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.
Я хотела бы, чтобы сегодня тема  нашей беседы у каждого из вас нашла отклик в сердце, чтобы каждый обратился к своим чувствам, потому что очень часто для человека самым трудным бывает работа над самим собой».

И возвращаясь к началу нашей беседы, к тому белому листу бумаги, с которым каждый из вас поступил по-разному. Сегодня я могу вам выдать новый лист, и вы уже сможете поступить с ним совсем иначе. Однако в реальности никто не подарит вам новую жизнь, она у вас одна, как с ней поступить решаете вы сами: порвать ли, скомкать ли, подарить себя другому или же сделать ее яркой и интересной при помощи, наполнить смыслом, чтобы она не казалась пустой и трудной чередой препятствий.

Воспитатель: Нашу беседу мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”?

Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”?

Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

Слайд 11

И помните:  

Мы – рядом!

Мы – вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой первый друг, мой друг бесценный

Внеклассное занятие о дружбе....

Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."

Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...

Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".

         Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...

Классный час "Здоровье-бесценное богатство"

Методическая разработка  классного часа посвящена теме формирования здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста...

Классный час "Жизнь моя бесценна"

Классный час  в 3 класса из цикла "Уроки нравственности"...

Жизнь - это бесценный дар.

Классный час направлени на профилактику суицидального поведения школьников....