Доклад «Формирование здорового образа жизни через подвижные игры младших школьников»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Пригоркина Ксения Сергеевна

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работо­способность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.  Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как  двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Сейчас же перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким, полноценным членом общества. Решая традиционные задачи по формированию двигательных на­выков, воспитанию физических качеств и координационных способ­ностей, не следует забывать о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражне­ниями и урокам физической культуры. Одной из глав­ных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ сегодня является задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все дос­тупные средства и методы.. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Во время игры учащиеся действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования. Развитие ловкости и точности движений – одно из фундаментальных условий решения данной задачи.  Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения, специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры.  Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых учащиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. Игры, используемые для физической культуры, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных, едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания учащихся любого возраста. Характерная особенность подвижных игр это — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры помогают расширять и углублять представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, учащиеся практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д. и недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственной этому возрасту. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность обучающегося, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции на различные сигналы: «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры, прежде всего средство физической культуры учащихся. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность, в нашей школе в рамках ДОИ(длительная образовательная игра) которая проходит на протяжение долгого времени существует  этнокультурная направленность, где мы педагоги и обучающиеся нашей школы изучаем и познаем традиции народов мира, а в частности именно населения нашего района и области , каждому народу присущи национальные материальные и  духовные ценности  (родной язык, устное народное творчество, литература, обычаи, традиции, обряды, а так же народные подвижные игры), мне как учителю физической культуры это просто необходимо, так как работая с детьми начальной школы основной направленностью являются подвижные игры и игры эстафеты которые в современных условиях теряются, поэтому необходимо их сохранить и преумножить. Значение подвижных игр в формировании личности человека, ребёнка остается важным во все времена,  через них сохраняются корни народа и не разрывается связь времен и поколений.  Игровая методика является эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации волевых качеств учащихся. Применение игровой методики в учебном процессе путём включения специализированных подвижных игр ведёт к оптимизации тренировочного процесса. Подвижные игры активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние, благоприятно влияют на восстановление работоспособности. Они выступают как вспомогательное, дополнительное средство в системе здоровьясбережения обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)

В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей мл...

проект по формированию здорового образа жизни во 2-ой младшей группе "Что такое здоровье?"

Дети 4-го года жизни не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и то, как его сохранить и укрепить....

Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.Одной из задач системы начального школьного образования является ...

«Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания»

Материал будет полезен педагогам и учителям в урочной и внеурочной деятельности...

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...