Педагогический опыт "Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы"
материал по зож

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,

то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Педагогический опыт

"Использование современных

здоровьесберегающих технологий

в системе оздоровительной работы"

Разработчики:

учителя начальных

классов  МАОУ СОШ №5

Лабытнанги, 2021 г.

Оглавление

1.Актуальность педагогического опыта

2.Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование

3.Технология опыта

4.Этапы накопления и систематизации опыта

5.Результативность опыта, соответствие целям и критериям

6.Описание  здоровьесберегающих  технологий

7.Литература

Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы с учащимися I ступени

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,

то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"
Академик, хирург Н. М. Амосов

  1. Актуальность педагогического опыта

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. И педагогическая общественность понимает, что учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

За последние годы в нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Здоровье - самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, наблюдаемое в последние годы, стало большой проблемой для России. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве. По этой причине основная образовательная программа начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и нацелена на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  1. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия».

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса.

Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • интенсификация учебного процесса;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • нерациональная организация учебной деятельности;
  • низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, являются:

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий;
  • организация и проведение двигательных перемен.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих правил:

ПРАВИЛО 1. Правильная организация урока.

Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.  Формирование интереса, мотивации к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задавать вопросы. Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1) учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2) ученики формулируют и задают вопросы;

3) учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление                                                                                                                                                                                                                                                      

ПРАВИЛО 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух  полушарий мозга:

  • левополушарные люди – при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди – доминирование правого полушария. У данного типа развито конкретнообразное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

ПРАВИЛО 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Для учащихся 1-4 классов – пик работоспособности – вторник, четверг. Средний уровень работоспособности – среда. Низкий уровень работоспособности – понедельник, пятница.

Работоспособность в течение учебного дня.

Наиболее низкие значения – на 1, 5  уроках. Среднее значение – 3, 4 уроки. Наиболее высокая работоспособность – на 2 уроке.

ПРАВИЛО 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап.

Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2 этап.

Максимальная работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15-ой минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3 этап.

Конечный порыв

10-15 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

  • 5-25 минута – 80%;
  • 25-35 минута – 60-40%;
  • 35-40 минута – 10%

                                 Механизмы реализации выдвинутых идей:  

 Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
  1. Технология опыта

Постановка цели и задач педагогической деятельности

        Целью педагогической деятельности является создание системы работы для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения мотивации учения, используя здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • выявление основных факторов образовательной среды, отрицательно влияющих на здоровье детей;
  • создание условий для введения системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий, корректируя содержание учебно-воспитательного процесса с учетом здоровья школьников;
  • рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;
  • использование современных образовательных технологий для достижения поставленной цели;
  •  создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся;
  •  обеспечение системы динамического контроля за состоянием здоровья учеников.

Организация учебно-воспитательного процесса

         Главная задача учителя – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации учебно-познавательного процесса. Поэтому старались предусмотреть следующее:

- строгое соблюдение режима школьных занятий;

- построение урока с учетом работоспособности детей;

- использование средств наглядности;

- обязательное выполнение гигиенических требований;

- благоприятный эмоциональный настрой.

        При организации учебно-воспитательного процесса учитываем такие требования:

1) обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей);

2) однообразность видов деятельности способствуют утомлению школьников  (стараемся разнообразить до 4-7 видов за урок);

3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;

4) количество видов преподавания не менее трех (словесный, наглядный, самостоятельная работа); чередование видов преподавания не позже чем 10-15 минут;

5) выбираем такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;

6) смена поз учащимися соответствует видам деятельности;

7) присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

8) оценка, похвала, поддержка, соревнование – внешняя мотивация; стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу, радость от активности – стимуляция внутренней мотивации;

9) на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Содержание образования

I. Образовательный процесс  носит творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Для этого в своей практике мы используем:

- игровые ситуации на уроках,                                                                              

 - разные формы уроков ( викторина, сказка, игра, путешествие, экскурсия),                                                                                                                 - драматизации диалогов с движением, разыгрывание сценок литературных сюжетов,                                                                                                                     - подвижные игры на переменах,                                                            

 - наглядность,                                                                                                        

 - занимательные упражнения,                                                                              

- фантазирование,                                                                                                

- домашние задания творческого характера (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).             

        Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому большое внимание  во время урока уделяем:        

а) чередованию различных видов учебной деятельности:

- опрос учащихся

- письмо

- чтение

- слушание

- рассказ

- рассматривание наглядных пособий

- ответы на вопросы

- решение задач

        Норма 4-7 видов за урок.

Наряду с тем, что мы осуществляю контроль за дозировкой учебных заданий, за посадкой детей, осанкой, на двадцатой минуте каждого урока проводим физкультминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность. Комбинирую физкультминутки, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, стоп. Этим способствую укреплению позвоночника, формированию красивой осанки, снятию усталости, обретению спокойствия, равновесия. Предпочтение отдаем и упражнениям для утомленных групп мышц. В зависимости от особенностей урока, стараемся подбирать нужные упражнения.

б) Проведению физкультурных минуток.

- расслабление кистей рук

- массаж пальцев перед письмом

- дыхательная гимнастика

- предупреждение утомления глаз

        Требования:

- физкультминутки должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес),

- проводятся на начальном этапе утомления,

- предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Работе по предупреждению утомления глаз:

- созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10 – 20 секунд

- поглаживание пальцами легкими движениями по векам, бровям, вокруг глаз

- зрительно- двигательные траектории по плану-схеме

(по методике В.Ф. Базарного)

 Дыхательной гимнастике, которая повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

III. Экологическое пространство:

-  проветривание помещений;

-  озеленение кабинета;

-  освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения.

IV. Воспитание культуры:

- воспитание культуры труда на каждом уроке;

- час здоровья;

- уроки ИЗО и технологии.

V. Социализация личности ребенка.

То есть развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит:

- экскурсии;

- уроки основ безопасности жизнедеятельности;

- уроки  по правилам дорожного движения;

- беседы медицинских работников;

- «Час здоровья».  

Проведение экскурсий, праздников и внеклассных занятий.

        У детей младшего школьного возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо или косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, спортивные часы, дни здоровья, занятия в секциях.

        Очень важны уроки физической культуры. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, умственной и физической работоспособности.

        Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

        Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. На классных часах в игровой форме или через практические действия изучаем основы гигиенического, нравственного воспитания. Такие мероприятия проводим в сотрудничестве с медицинскими работниками. Доводим до сведения родителей о предстоящих медосмотрах детей, профилактических прививках, затем результаты их также сообщаем.

Медицинские показания из листка здоровья учитываем при организации и проведении учебно-воспитательных мероприятий.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используем разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

В своей практике применяем методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия,        выбор способа действия);

- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

- методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Создавая благоприятный психологический климат, применяя индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбора видов учебной деятельности – этими методами раскрепощаем ребенка, повышаем уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуем эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, то есть нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Приемы  классифицируем следующим образом:

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, пальчиковая, дыхательная и другая гимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

профилактика простудных заболеваний, как правило, в осенне-весенний период включает витаминизацию (выращиваем в классе и употребляем зеленый лук).

        Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяем  следующие группы средств:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические факторы.

        С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.                Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися, поэтому на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые заданияразноуровневые. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

  1. Этапы накопления и систематизации опыта

1-й этап — подготовительный.

Цель: 

Изучение имеющегося состояния работы по сохранению здоровья  учащихся.

2-й этап — внедренческий.

Цель:        

Формирование  целостной  системы  сохранения  и  укрепления здоровья  учащихся.

  1. Результативность опыта, соответствие целям и критериям

Использование  здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышает мотивацию учения.

  1. Описание здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • Медико-гигиенические технологии.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
  • Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса.
  • Здоровьесберегающее сопровождение воспитательного процесса.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Медико-психолого-педагогические принципы:

учет возрастно-половых особенностей детей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);

использование здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

К ним относятся:

- оптимальная плотность урока;

- рациональное чередование видов учебной деятельности;

- уважительный стиль общения;

- эмоциональная разрядка;

- физкультурная пауза;

- правильная рабочая поза;

- положительные эмоции.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

· использование проблемных творческих заданий;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

· применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

· рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения. Предполагает построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использование трехуровневых заданий, в том числе и контрольных работ. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

   Технология сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения).

Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).

Гимнастика дыхательная (обеспечивать проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры).

Динамические перемены, паузы (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления).

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

  • почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
  • что? – отбор и структура содержания;
  • как? – оптимальная организация учебного процесса;
  • с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
  • кто? – реальный уровень квалификации учителя;
  • так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

7. Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

2.Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : метод. пос. / Ю.В. Науменко. - М. : Глобус, 2010.

3.Елизарова, Е.М. Справочник учителя начальных классов / Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселёва. - Волгоград : Учитель, 2011.

4. Базарный В.Ф. Нервно – психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде – Сергиев Посад, 1995г.

5.Зайцев Г.К. Валеологический подход в школьном образовании // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Владивосток, 1995 – с. 11 – 17

6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М., Творческий центр, 2002г.

7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2007г.

8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.,1996 – 95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ГПД

Выступление на совещании районного методического объединения воспитателей в группах продленного дня. Презентация опыта работы по данному вопросу....

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования...

Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"

       По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...

Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья дет...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ...