Проект "Я за здоровый образ жизни"
учебно-методический материал по зож (2 класс)

Заикина Арина Вячеславовна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaschita_proekta_1.docx220.52 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Образовательный проект

«Я за здоровый образ жизни»

Разработчик:

Студентка 5 курса

Группы НО-171

Грибанова А.В

Руководители:

кпн, доцент МКОиВП: Шмырёва, Н. А.

Старший преподаватель: Лопаткин Г.Ю

Кемерово, 2022


Аннотация.        Данный  проект направлен на изменение  существующего  отношения к своему здоровью среди учеников 3-го класса через пропаганду здорового образа жизни. Возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. 

Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью. Проект является краткосрочным, рассчитан на 1 учебный месяц.


I. Информационная карта проекта «Я за здоровый образ жизни»

Идея

Повышение уровня здоровьесберегающей воспитанности младших школьников

Тема

Развитие здоровьесберегающей воспитанности у младших школьников

Вид проекта по продолжительности

Среднесрочный - 1 месяц

Вид проекта по содержанию

Социальный

Вид проекта по доминирующей деятельности

Творческий

Адресная аудитория

9-10 лет (учащиеся 3 класса)

Авторы-разработчики

Грибанова А.В

Формулировка проблемной ситуации

Как организовать взаимодействие школы и семьи для формирования основ здоровьесберегающей культуры младших школьников

Целеполагание

Способствование формированию у младших школьников осознанного отношения к своему здоровью через становление готовности следовать правилам здорового питания посредством проектной деятельности.

Задачи руководителя проекта

Задачи младших школьников

  1. Преподнести новый теоретический материал здоровьесберегающей направленности для младших школьников,
  2. Преподнести знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья;
  3. Закрепить знания, которые получили младшие школьники в ходе реализации всего проекта.
  4. Активизировать у детей потребность в активной деятельности;
  5. Использовать коммуникативные и творческие способности младших школьников. 
  6. Организовать у младших школьников умение заботиться о здоровье,
  7. Активизировать у младших школьников стремление соблюдать правила здорового образа жизни
  8. Оценить полученные в ходе реализации проекта результаты
  9. Спрогнозировать перспективу дальнейшего развития

  1. Уметь работать с информацией – находить, выделять нужное для темы своего индивидуального задания,
  2. Уметь работать в команде для создания книги «Здоровое питание»
  3. Использовать коммуникативные навыки младших школьников,
  4. Использовать творческие способности младших школьников при создании книги о здоровом питании,
  5. Организовать выставку макетов в классе.

Этапы

Организационный

Цель:  выявить уровень представления детей о ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ.

Задачи:

  • Реализовать анкетирование «Правильно ли я питаюсь?»
  • Провести классный час «Секреты здоровья»:
  • Обсуждение: что так здоровье, отчего зависит здоровье человека?
  • Постановка проблемы перед детьми: «Все ли вкусное - полезно?»
  • Выработка совместного с детьми плана работы над проблемой.
  • Деление детей на группы.

Основной

Цель: реализация проекта

Задачи:

  • Сбор информации с помощью родителей и учителя начальных классов.Работа ведется в группах по направлениям:
  • Полезные и неполезные продукты (как правильно выбирать продукты в магазине?)
  • Полезные рецепты. (полезные рецепты Кемеровской области);
  • Народная мудрость о здоровье и здоровом питании;
  • Проведение экспериментальной работы в классе с детьми (проведение опытов,доказывающих вред отдельных продуктов)

Итоговый

Цель: Подведение итогов, закрепление. Оформление книги по главам.

Задачи: 

  • Вместе с детьми оформить книгу следующим образом:

1 глава – Полезные и неполезные продукты. Как правильно выбирать продукты в магазине?;

2 глава - Полезные рецепты;

3 глава - Рецепты Кемеровской области;

4 глава – Народная мудрость о здоровом питании.

Прогнозирование

Данный проект будет интересен для детей, задания предполагают участие каждой семьи в программе «Я выбираю здоровый образ жизни». Взаимодействие школы и семьи поможет младшим школьникам понять ценность здоровья, улучшить свое отношение к нему.

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовая база.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон РФ от 24 июня 1998 г.  № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

5. 6.        Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

6. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 "О внесение изменений в ФГОС НОО"

7. Закон Кемеровской области от 05.07.2013 N 86-ОЗ (ред. от 13.11.2015) "Об образовании"

Методическая:

  1. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998. с. 17;
  2. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993 с. 12;
  3.  Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993 с. 16

Информационный сайт:

  1. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008[Электронный ресурс]-Адрес доступа: http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/proekt

Материально-техническая: Кабинет, меловая доска, мел, компьютер, проектор, колонки, бумага, цветные карандаши.

Вид показа сделанного проекта общественности

Презентация готовой книги

Продукт проекта

Создание совместной книги. По следующим главам:

1 глава – Полезные и неполезные продукты. Как правильно выбирать продукты в магазине?;

2 глава - Полезные рецепты;

3 глава - Рецепты Кемеровской области;

4 глава – Народная мудрость о здоровом питании.

Ожидаемые результаты

  • Положительное отношение младших школьников к здоровью;
  • Повышение уровня здоровьесберегающей сознательности младших школьников,
  • Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
  • Способствование формированию установки на использование здорового питания.
  • Умение использовать речевые средства для решения поставленных задач;
  • Умение использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
  • Осознанное стремление к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • Умение ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
  • Умение оценивать свой рацион питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

Показатели результативности

Приобретены устойчивые навыки самостоятельной, содержательной деятельности для достижения цели;

Прогноз-перспектива

Выявить эффективность реализованного проекта и сформулировать положение в долгосрочной перспективе


II. Концепция проекта

Пояснительная записка

Актуальность. Здоровье является неотъемлемой частью жизни. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни. Школьные программы предусматривают различные действия, направленные на охрану здоровья.Также школьное образование нацеливает курс формирование,сохранение и укрепления здоровья. Младший школьный возраст является более благоприятным для формирования навыков здорового образа жизни. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.


III. План реализации проекта

Содержание деятельности участников проекта

Реализация проекта происходит на протяжении месяца во время внеурочной деятельности, состоит из 8 мероприятий:

Дата

Мероприятие

1

Классный час «Путешествие в страну Здоровья». Правильное питание как основа здорового образа жизни. Разделение детей на группы.(приложение С)

2

 Отбор информации для будущей книги.Создание первоначальных глав книги

3

Классный час «Здоровое питание»

4

Спортивная игра «Веселые старты»

5

Викторина для детей «Знатоки здорового питания» (приложение Е)

6

Создание книги с учениками в классе. Помощь родителей в создании глав книги дома.

7

Проведение опытов в классе, участие детей в них. (приложение А)

8

Презентация совместной книги. ( приложение В)

Этапы реализации

  1. Организационный этап

Цель:  выявить уровень представления детей о ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ.

Задачи:

  • Реализовать анкетирование «Правильно ли я питаюсь?»
  • Провести классный час «Секреты здоровья»:
  • Обсуждение: что так здоровье, отчего зависит здоровье человека?
  • Постановка проблемы перед детьми: «Все ли вкусное - полезно?»
  • Выработка совместного с детьми плана работы над проблемой.
  • Деление детей на группы.

Основной

Цель: реализация проекта

Задачи:

  • Сбор информации с помощью родителей и учителя начальных классов.Работа ведется в группах по направлениям:
  • Полезные и неполезные продукты (как правильно выбирать продукты в магазине?)
  • Полезные рецепты. (полезные рецепты Кемеровской области);
  • Народная мудрость о здоровье и здоровом питании;
  • Проведение экспериментальной работы в классе с детьми (проведение опытов,доказывающих вред отдельных продуктов)

Итоговый

Цель: Подведение итогов, закрепление. Оформление книги по главам.

Задачи: 

  • Вместе с детьми оформить книгу следующим образом:

1 глава – Полезные и неполезные продукты. Как правильно выбирать продукты в магазине?;

2 глава - Полезные рецепты;

3 глава - Рецепты Кемеровской области;

4 глава – Народная мудрость о здоровом питании.

IV. Прогнозирование

Данный проект может быть реализован в начальной школе до 4-го класса, предназначен для классных руководителей и может быть использован сразу в готовом виде, все приложения мероприятий изложены подробно.

IV. Возможные риски и пути их минимизации

Риски

Пути минимизации

Незаинтересованность детей.

Максимально вовлечь каждого учащегося в процесс отбора информации для проекта и разделения детей по группам по их желанию.

Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки учителей.

Прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС; посещение тренингов, мастер-классов.

Загруженность педагогов и детей учебной деятельностью, отсутствие времени на участие в проекте.

Планирование основного учебного времени для проекта.


VI. Заключение

Проблемы здоровьесберегающего воспитания актуальны в современном мире, поэтому школе необходимо сотрудничать с родителями младших школьников и прививать внимание к здоровью и ее объектам в стенах образовательных организации и в кругу семьи. В данном проекте мы отразили основы здоровьесберегающей культуры, подобрали разные формы реализации с учетом возрастных особенностей детей.


Приложения

 Приложение  А

Содержание опытов, проводимых в классе

Опыт 1. 

Для опыта необходимы 2 куриных яйца (скорлупа яйца по своему составу схожа  с эмалью наших зубов). Одно яйцо помещается в стакан с «Кока-колой», а другое – с водой. В течение 2 дней дети наблюдают за происходящими изменениями со скорлупой.Наблюдения показывают, что скорлупа яйца, погруженного в напиток, темнеет, окрашивается в коричневый цвет, появляются неровности и шероховатости. А скорлупа яйца, находящегося в воде, не изменяется.

Дети делают вывод: газированные напитки отрицательно влияют на наши зубы.

Опыт 2.

Берется небольшая тряпочка, на нее наносится кетчуп и замачивается в «Кока-коле». Результат: через несколько часов от кетчупа не осталось и следа, даже без использования моющих средств, но тряпочка окрасилась в коричневый цвет.

Вывод: «Кола»  обладает разрушающими свойствами, не является натуральным продуктом, в ней используется большое количество красителей, она вредна для организма человека.

Опыт 3.

На бумагу кладутся чипсы, затем бумага складывается пополам. Результат: бумага покрылась жирными пятнами.

Вывод: при изготовлении чипсов используют большое количество жира. Избыток жира вреден для организма.

Опыт 4.

В сладкий газированный напиток кладутся 3 конфеты. Результат: напиток начинает сильно бурлить.

Вывод: в желудке человека происходит то же самое. Газированные напитки наносят сильный вред желудку.

Опыт 5.В молоко добавляется «Кола». Результат: происходит реакция, в ходе которой молоко превращается в хлопья.Вывод: газированные напитки наносят сильный вред желудку.


Приложение В

Проведение диагностики и ответы обучающихся.

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

Число %

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Нужно заниматься спортом

6

23%

2

Нужно закаляться

6

23%

3

Есть фрукты, овощи

6

23%

4

Нужно не болеть

4

15%

5

Быть здоровым

4

15%

2

Что ты знаешь о своем здоровье?

1

Мое здоровье: отличное

14

55%

2

Не очень хорошее: часто болит голова

6

30%

3

Удовлетворительное

4

15%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

1

Ничего не беспокоит

15

58%

2

Постоянно болею

1

4%

3

Простуда

10

38%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1

Пропусков нет

17

65%

2

Пропуски каждый месяц

7

27%

3

Пропуски каждую неделю

2

8%

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Нет

7

27%

2

Да

12

46%

3

Иногда

7

27%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

17

65%

2

Лишь бы не ругали

5

19%

3

Без желания

4

15%

7

Занимаешься ли ты спортом?

1

В спортивной школе

7

27%

2

В других учреждениях

6

23%

3

В школьной секции

7

27%

4

Нигде

6

23%

8

Чувствуешь ли усталость после уроков?

1

Очень устаю

3

11%

2

Всегда

1

4%

3

Иногда

17

65%

4

Не очень устаю

5

20%

Приложение Е

Игра–викторина «Знатоки правильного питания»

Задачи:

  1. Расширять и систематизировать знания учащихся о правильном питании, о полезных продуктах.
  2. Развивать кругозор и словарный запас. Развивать навыки работы в коллективе, развивать чувство сотрудничества.
  3. Воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни и к правильному питанию. 

Участники: учащиеся 3 класса

Оборудование: иллюстрации, мультимедийное оборудование.

Планируемые результаты: учащиеся научатся систематизировать знания о правильном питании, о полезных продуктах; расширят кругозор и словарный запас; смогут развить навыки работы в коллективе, чувство сотрудничества.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. 
Пусть эти слова знаменитого Сократа станут девизом нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы проведём игру – викторину «Знатоки правильного питания». Мы устроим соревнование и узнаем, какая из команд является лучшим знатоком правильного питания. Предлагаю вам, дорогие ребята, проявить свои умения и знания в игре - викторине. Вместе мы попробуем разобраться, что означает «правильное питание», какие продукты полезные, а какие представляют опасность для нашего здоровья. В викторине будут участвовать две команды, будет работать жюри (старшеклассники). Члены жюри будут внимательно следить за ответами и оценивать каждое задание, в конце наше уважаемое жюри подведёт итоги викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать апельсин – символ победы. У какой команды будет больше апельсинов, та и победит. Победителям будет присвоено звание «Знатоки правильного питания». Желаю всем удачи!

(Представление команд, жюри)

 1 конкурс «Молочные реки, кисельные берега»

«Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» Еще восточные медики сотни лет назад приписывали молоку волшебные свойства. Они считали, что молоко способствует развитию интеллекта, делает человека более разумным, помогает ему понять окружающий мир и отличить добро от зла, а это именно то, что так нужно вам, ребята! Поэтому, чтобы ребенок рос здоровым, он должен обязательно выпивать минимум один стакан молока ежедневно! Этот поистине уникальный продукт содержит все основные витамины и микроэлементы, необходимые для развития ребенка. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете свойства этого продукта.

 1.Что получается при скисании молока?

  • Простокваша
  • Йогурт
  • Масло
  1. Первая еда родившегося ребенка?
  • Каша
  • Молоко
  • Кефир

3.Для чего детям необходимо молоко?

  • Для счастья
  • Для настроения
  • Для роста
  1. Из чего получают сливочное масло?
  • Из сливок
  • Из творога
  • Из сметаны
  1. Какой холодный десерт, любимый детьми, делают из молока? 
  • Творог
  • Мороженое
  • Пудинг
  1. Как называется кисломолочный напиток из кобыльего молока? 
  • Кумыс
  • Ряженка
  • Кефир

 2 конкурс «Овощи с грядки»

Овощи – это очень полезные продукты, которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского организма.

  1. Какой овощ очень полезен для зрения?
  • Морковь
  • Капуста
  • Помидор
  1. Какой овощ называют вторым хлебом?
  • Баклажан
  • Картофель
  • Огурец
  1. В каком овоще больше всего витамина С?
  • В капусте
  • В свекле
  • В сладком красном перце
  1. Какое название ещё имеет помидор?
  • Томат
  • Синьор
  • Плод
  1. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке
  • Бобы
  • Горох
  • Фасоль
  1. Один из самых крупных овощей
  • Тыква
  • Баклажан
  • Кабачок

 Физкультминутка «Овощи»

Раз, два, три, четыре,     Ходьба на месте

Дети овощи учили:         Прыжки на месте

Лук, редиска, кабачок,    Наклоны вправо-влево

Хрен, морковка, чесночок   Хлопки в ладоши

 3 конкурс «Витаминная семейка»

Витамины «оживляют» белки, жиры и углеводы, обеспечивают их функции. Они помогают организму расти и развиваться. Без них белки, жиры и углеводы балласт. Ребята, а какие витамины вы знаете? (дети высказываются)

1.Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?

  • Витамин Д
  • Витамин С
  • Витамин А
  1. В каких продуктах содержится витамин С?
  • Шиповник, лимон, капуста
  • Огурец, горох, картофель
  • Яблоко, груша, ананас
  1. Какой витамин называется «витамином роста»? 
  • Витамин С
  • Витамин Е
  • Витамин А
  1. При нехватке какого витамина шелушится кожа?
  • Витамин Д
  • Витамин В
  • Витамин А
  1. Основной источник витаминов – это…
  • Овощи и фрукты
  • Сладости
  • Мясные продукты
  1. В каких продуктах содержится витамин Е?
  • Рыба, овощи
  • Яйца, орехи, молочные продукты, растительные масла
  • Фрукты, шоколад

 4 конкурс «Экзотические фрукты»

Наверняка, никто не будет спорить с тем, что фрукты являются очень полезными для нашего здоровья. Ведь это одни из главных источников витаминов и минералов. А для вас, ребята, такие продукты еще более важны. 

  1. Как называется сушеный абрикос без косточки?
  • Изюм
  • Чернослив
  • Курага
  1. Назовите фрукт, получивший название «королевский плод»
  • Яблоко
  • Груша
  • Ананас
  1. Назовите самый нежный фрукт
  • Персик
  • Абрикос
  • Апельсин
  1. Сладковатый фрукт с небольшой косточкой внутри, похож на вишню
  • Манго
  • Слива
  • Черешня
  1. Какому фрукту в городе Одессе установлен памятник?
  • Апельсин
  • Мандарин
  • Лимон
  1. В каком фрукте содержится треть суточной нормы витамина С?
  • В яблоке
  • В лимоне
  • В груше

Игра «Полезно - не полезно»

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите «Нет! »

Есть вредные и полезные продукты питания.

Кто даст правильный ответ,

Что полезно, а что нет?

- Яблочный сок (Да)

- Пепси, лимонад (Нет)

- Жареные семечки (Нет)

- Сахар - рафинад (Нет)

- Пирожки горячие (Да)

- Чипсы хрустящие (Нет)

- Молоко и каша (Да)

- Фрукты, простокваша (Да)

 5 конкурс «Каша – радость наша»

Каши – это очень полезные, питательные, вкусные и необходимые продуты питания, которые дети должны употреблять каждый день на завтрак. Доказано, что все каши полезны для детей. Каждая из круп содержит уникальный комплекс необходимых веществ: растительные белки и углеводы, минеральные вещества, витамины группы В.

  1. Кашу не испортишь...
  • Маслом
  • Сметаной
  • Шоколадом
  1. Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?
  • Счастье
  • Дружба
  • Любовь
  1. Какую кашу называют кашей красоты?
  • Овсяную
  • Манную
  • Рисовую
  1. Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?
  • Рисовая
  • Кукурузная
  • Перловая
  1. Какую кашу называют «жемчужной»?
  • Перловую
  • Гречневую
  • Пшённую
  1. Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.
  • Ячневая
  • Манная
  • Овсяная

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Учитель: Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Толстого Л.Н.: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и могли управлять своей душой и телом». До новых встреч!


Приложение С

Классный час

Тема: Путешествие в страну Здоровья. (1 – 2 классы)
Цель: пропагандирование здорового образа жизни.
Задачи: 
- ознакомить учащихся с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами;
- научить приемам снятия напряжения глаз;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование: на доске карта страны Здоровья, на которой помечены остановки во время путешествия; у каждого ребенка своя индивидуальная зубная щетка, паста; рисунок автобуса; памятка правил сохранения здоровых зубов.

Классный час проводится в форме заочного путешествия. Вместе с детьми выбирается вид транспорта – автобус, на котором будет совершено путешествие. Дать заранее детям стихи для заучивания.
Карта страны Здоровья.
1. Станция Руки.
2. Станция Зубы.
3. Станция Глаза.
4. Станция Здоровячок.

Ход мероприятия

1.Актуализация знаний.
Учитель. Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сам – все расскажу.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Посмотрите на карту, как называется страна, в которую мы попадем?
Ученики. Она называется страна Здоровья.
Учитель. Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся путешествовать.
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ученики. Автобус!
Учитель. Вот на таком веселом автобусе мы с вами и отправимся в путешествие.
(Рисунок автобуса вывешивается на доску)
Занимайте места, отправляемся! Первая станция – Руки!
Ученик. Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живет зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта к вам отправится в живот!
Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
Ученики. Нужно мыть руки с мылом.
Учитель. Правильно. Нужно соблюдать гигиену рук и ногтей. Через грязь передаются инфекционные заболевания. Мойте руки перед едой с мылом. Если кожа будет сухой, то смажьте кремом.

2.Оздоровительная минутка.

Учитель. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Тщательно растирайте каждый сустав. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.
Уход за ногтями.
Учитель. Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но, если их отращивать и не соблюдать чистоту, они могут стать вредными для человека. Под ногтями скапливается огромное количество микробов. Ногти следует стричь регулярно. На руках раз в неделю, а на ногах – раз в 2 – 3 недели. Перед процедурой следует подержать кисти рук и стопы в теплой воде. Ногти размягчаются и их легче срезать. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.

Поехали ребята на следующую станцию – Зубы.
Ученики. Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю.
О чем эти загадки? (О зубах)
Плохо стало жить мне вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
С болью я брожу, как тень.
Надо б к доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
Учитель. Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6 – 7 годам их становится 20. Некоторые зубы выпадают и на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10 – 11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Поэтому нужно дальше еще больше заботиться о зубах, так как новый зуб уже не вырастет.

3.Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полоскание в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (ответы детей)
- Почему появилось повреждение? Как называют врача, который лечит зубы? (ответы детей)
Беседа.
Учитель. Что вредно для зубов? (ответы детей)
(На этой станции выступает зубной врач, с рассказом о том, как правильно чистить зубы.)

4.Практикум «Чистка зубов».
(Дети соблюдают порядок чистки зубов. На каждой парте лежит памятка.)
1.Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения щетки – сверху вниз.
2.Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение щетки – снизу вверх.
3.Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки - вперед назад.
4.Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5.Не забудьте почистить язык.
6.Чистить зубы два раза в день - утром и вечером.
7.Меньше есть сладкого, больше овощей и фруктов.
8.Если разболелся зуб – надо идти к врачу.


Учитель. Спасибо нашему доктору, а нам пора отправляться дальше. Но мы немного устали в пути, давайте разомнемся.

5. Физминутка. (под музыку дети выполняют упражнения)

6. Станция «Глаза». Наш автобус подъехал к следующей станции. Она называется «Глаза».
(Выходит мальчик одетый в костюм Знайки)
Знайка. Ребята, если у вас устали глаза во время чтения или подготовки уроков, рекомендую провести зарядку для глаз. Все встали и вышли из автобуса. Посмотрите, какая красота вокруг (выполняем круговые вращения глазами). А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками (1 – 2 минуты). Посмотрите вдаль (смотрят в окно), а теперь близко (упражнение «близко – далеко). Закрыли глазки и постояли с закрытыми глазами, открыли глаза. Не забывайте эти упражнения и тогда ваше зрение будет отличным. А я прощаюсь с вами. До новых встреч!

7. Станция «Здоровячок». 
Учитель. Отправляемся дальше. Следующая станция «Здоровячок». С каждым годом растет число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Лекарство от всех болезней спрятаны в загадках, которые приготовила нам Бабушка – Загадушка. (Появляется Бабушка – Загадушка)
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - …
(фрукты)
Чтоб с болезнями справляться
Надо смело …..
(закаляться)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
(мыло)
Не кормит, не поит
А здоровье дарит.
(спорт)
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет.
(солнце)
Чтобы мы никогда не болели,
Чтобы дома и в школе мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься …..
(зарядкой)

8. Итоговая часть.
Учитель.
Ну вот, ребята, наш автобус подъезжает к нашей школе, а путешествие закончилось.
- Что нового для себя вы узнали из путешествия?
- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание «долгожитель»?


Приложение К

Список использованных источников (для руководителей проекта)

  1. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014
  2. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008[Электронный ресурс]-Адрес доступа: http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/proekt_quot_propaganda_i_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_quot/174-1-0-900
  3. Р. М. Арсланова «Будьте здоровы». Начальная школа № 7, 2005 г.
  4.  Г. Ш. Тазиева «Здоровье в саду и на грядке». Начальная школа № 7, 2005 г. [Электронный ресурс]-Адрес доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-opytno-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-s-detmi-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy-sekrety-koka-koly.html
  5. Обухова Л. А, Лемяскина Л. А, Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Мастерская учителя)
  6. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 256 с. – (Воспитательная работа)с. 193-195(диагностические методики)
  7. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Коф-мана. – М., «Физкультура и спорт», 1998. с. 269;
  8.  Попов С. В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. с. 164;

Приложение В

Пример готовой книги, разработанной детьми:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в рамках проекта по здоровому образу жизни.

В презентацию входят слайды о компонентах здоровья. Цель: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

проект по здоровому образу жизни

проектная деятельность - технология XXI века. которая повышает познавательную активность школьников. Беречь и укреплять здоровье учеников одна из главнейших задач образования....

для проекта "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворен...

для проекта "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворен...

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...

Проект по здоровому образу жизни

Проект подготовила ученица 3 класса...

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Тема: «Здоровый образ жизни – наше будущее!»

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Тема: «Здоровый образ жизни – наше будущее!»...