Доклад "Здоровьесберегающие технологии"
статья по зож

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающегося путем применения современных педагогических технологий в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

Государственное образовательное казенное учреждение

Иркутской области

«Специальная  (коррекционная)   школа № 27 г. Братска»

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающегося путем применения современных педагогических технологий в рамках ФГОС.

                                                                                     

                                                                                      Подготовила: Нечаева М.В.,

                                                                                      учитель начальных классов

                                                          2020 год

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что  педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.  Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности.

И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и  принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни, который непосредственно влияет на здоровое развитие личности в целом.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

  1. учет возрастных особенностей младших школьников;
  2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
  4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
  5. - «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
    - Приоритет заботы о здоровье учителя и уч-ся  — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образова-
    тельного процесса.
    -
    Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
    -
    Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах
  6. -  Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.
    - Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
    - Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.  
    - Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
    - Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

   

Передо мною встаёт трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровью детей.

 Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!»

1.  Использование  здоровьесберегающих  технологий  на   уроках  

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От  правильной  организации  урока, уровня  его  рациональности  во  многом  зависит  функциональное  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности, возможность   длительно  поддерживать  умственную  работоспособность  на  высоком  уровне  и  предупреждать  преждевременное  наступление  утомления.

      Анализ  научно-методической  литературы  и  собственный  практический опыт  позволяют  выделить  основные  правила  построения  урока с позиции  здоровьесберегающих  правил:

  • Во-первых, это  учет  всех  критериев  здоровьесбережения  на  рациональном  уровне.
  • Во-вторых, главной  целью  учителя  должно  быть – научить  ученика  запрашивать   необходимую  информацию  и  получать  требуемый  ответ. А  для  этого  необходимо  сформировать  у  него  интерес,  мотивацию  к  познанию, обучению,  готовность  и  умение  задать  вопрос. Задавание  вопросов  является  показателем:

- включенности  ученика  в  обсуждаемую  проблему, и, следовательно, хорошего  уровня  его  работоспособности;

 - проявлением  и  тренировкой  познавательной  активности;

- показателем  адекватно  развитых  коммуникативных  навыков.

   Результат  урока – взаимный  интерес, который  подавляет  утомление.

Каждый учитель, любящий свое дело и переживающий за здоровье своих воспитанников, при подготовке и проведении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии,  которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой.  

В структуре  урока, применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  1. положительный эмоциональный настрой на уроке;
  2. оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
  3. подача материала доступным  рациональным способом;
  4. наглядность;
  5. смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  6. физкультминутки, динамические паузы;
  7. дифференцированный подход в обучении;
  8. групповая работа, работа в парах;
  9. игра, игровые моменты
  10. самомассаж, точечный массаж;
  11. воспитательные моменты  на уроке (беседы),  т.е. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
  12.  санитарно – гигиенические условия;
  13. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Психологический настрой на урок. 

Урок можно начать со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:

– «Я в школе на уроке».

– «Сейчас я начну учиться».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на уроке».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу учиться».

– «Я очень хочу учиться».

– «Я готов к работе».

– «Работаю!»

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов.

После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке происходит в быстром темпе.

 А можно начать урок с таких небольших стихотворений:

      *    Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!            

     *   Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!    

 Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

    С   точки  развития познавательных процессов у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Чаще всего  ученик способен сосредоточится лишь на том, что ему интересно, нравится, и задача учителя помочь ему преодолеть неудовлетворенность, незаинтересованность через систему разноуровневых заданий. Большим значением в предупреждении утомления учащихся является четкая организация учебного процесса. Поэтому подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.  

    Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Большую роль играет оформление урока, т.е. наглядность, используемая на уроке, которая  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

В качестве наглядности я активно использую компьютерные технологии.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

   3  Физкультминутка – обязательный  элемент  здоровьесберегающей    организации  урока      

 Все знают, что движение – это жизнь.

Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.

Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:

  •  включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
  • для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
  • Физминутки  должны  проводиться  на  начальном  этапе  утомления, выполнение  упражнений  при  сильном  утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно  обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой
  •  продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
  • комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения,  
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

При  выборе  вида  физкультминутки к уроку,  учитываю   преобладающею  деятельность  обучающихся.

  Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке письмо.

   В  процессе  письма  школьник, как  правило, пишет  не  рукой, а «всем  телом». Мышцы  ребенка, поддерживающие  позу  и  принимающие  участие  в  письме, находятся  в  состоянии  длительного  статического  напряжения. Поэтому  рекомендуются:

  • упражнения  для  снятия  общего  или  локального  утомления;
  • упражнения  для  кистей  рук.

Пальчиковая гимнастика

« Рука является вышедшим наружу мозгом.»
                                                                И.Кант

Пальчиковые игры могут помочь:          

-   Подготовить руку к письму;

- Развить внимание, терпение;

-   Стимулировать фантазию;

-  Активизировать работу мозга;

-  Научиться управлять своим телом.

Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – чтение.

   Нагрузка  на  глаза  у  современного  ребенка  огромная, а  отдыхают  они  только  во  время  сна, поэтому  необходимо  расширять  зрительно-пространственную  активность  в  режиме  школьного  урока  и  использовать  гимнастику  для  глаз.

Зрительная гимнастика помогает:

-  Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

-  Тренировать вестибулярный аппарат;

-  Развить зрительную координацию;

-  Укреплять глазные мышцы;

-  Развить зоркость и внимательность; 

-  Улучшить зрение. 

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

 Преобладающий  вид  деятельности  на  уроке – слушание  и  говорение.

     Работа  над  слухом  благотворно  воздействует  на  органы  зрения, поэтому  на  данном  типе  урока  используют  гимнастику  для  слуха.

Точечный массаж помогает:

-  Проводить профилактику простудных заболеваний;
-  Закаливание детей;
-  Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;
-   Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

4.  Релаксация на уроках. 

Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым,  небольшие по объёму презентации с музыкальным сопровождением. 

Следует помнить  о том,  что  при  проведении  релаксации  не  нужно  ставить  цель  перед  учениками  запомнить   языковой  материал.   Релаксация  должна  освобождать  ученика от умственного напряжения

  Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, увеличивает личностный рост обучающегося и успешность в обучении, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 

 Литература

  1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
  3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
  4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2010.
  5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2010.
  6. Подвижные игры 1-4 классы.// Мозаика детского отдыха.- М.: «ВАКО»,2007.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.
  8. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
  9. Чупраха И.В., Пужаева Е.З. « Здоровьесберегающие технологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....