Проведение физкультминуток на уроках
учебно-методический материал по зож

Агеева Вероника Геннадиевна

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение физкультминуток на уроках

        Образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения: значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью.

        Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.

        Признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут.

        Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

        Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых,  и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка  и себя на продолжение занятий.

        Основные задачи физкультминутки:

1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику;

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

        Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей.

Как подобрать упражнения для физминуток

1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.
2.Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
3.К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.
4.В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.
5.Благоприятным для завершения физминутки  для детей  после пяти лет  является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме.

        Продолжительность физминуток: не менее 1,5 – 2 минут каждая. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить.

        По содержанию физминутки, способствующие снятию локального утомления, различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

        Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

        В состав упражнений для физминуток входят:

упражнения по формированию осанки,

укреплению зрения,

укреплению мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

психогимнастика,

дыхательная гимнастика.

        Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Методика организации и проведения физминутки в начальных классах

Подготовительный этап.

1. Подобрать физминутку с учётом:

- возрастных особенностей детей;

- индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ;

- темы предмета, на котором будет проводиться физминутка;

- интересов детей.

2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.

3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке).

4. Уточнить время проведения физминутки.

5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.

6. Составить конспект проведения физминутки, который включает

-1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ;

- 2 - ход проведения физминутки

7. Выучить физминутку наизусть.

Основной этап (проведение физминутки) .

1. Организационный момент: учитель:

- сообщает о проведении физминутки,

- знакомит с ее названием (если оно есть) ;

- раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель.

2. Основной этап:

а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом:

• новая физминутка:

- показывает детям движения физминутки (если физминутка выполняется на основе стихотворения, то: 1) заранее напечатать с обратной стороны доски ее слова; 2) сначала учитель наизусть прочитывает стихотворение; 3) выполняет движения физминутки с одновременным его прочтением,

знакомая физминутка - повторяют слова стихотворения, если необходимо;

б) поднимает детей с рабочих мест;

в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки) ;

г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников,

д) предлагает одному из учеников в качестве учителя провести физминутку с ребятами класса,

е) предлагает ученикам сесть на рабочее место;

3. Итог проведения физминутки.

- отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью)

Заключительный этап.

1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки:

- определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока)

- определить причины недисциплинированности отдельных учеников.

2. Изменить движения физминутки или подобрать новую.

Классификация физминуток.

        Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете.

        Правильное проведение уроков имеет огромное значение для растущего организма. Педагоги это знают и учитывают, поэтому уже много лет сами готовят материал для проведения физминуток. Правда, чаще всего устный, т.к. на подготовку мультимедийного требуется время и оборудование, которое имеется не во всех школах и классах.

        Старшие ученики к физминуткам относятся не с таким интересом, поэтому им можно предложить: сидя, посмотреть глазами в разные стороны, или нарисовать какую-нибудь букву.

        Выбор эффективной, подходящей детям именно сейчас, физминутки зависит от того, каким видом деятельности в данное время занимаются дети, от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего.

        Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

  • Оздоровительные физминутки.
  • Танцевальные.

        Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

  • Ритмические.

        В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

  • Гимнастика для глаз.

        Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например, можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени.

  • Электронные зрительные физминутки
    Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. 
  • Пальчиковая гимнастика.

        Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

  • Физкультурно-спортивные физминутки. Общеразвивающие упражнения.

        Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Подвижные игры

        Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

  • Двигательно-речевые физминутки.

        В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным, А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

  • Когнитивные. Дидактические игры с движениями.

        Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба”

  • Двигательные действия и задания.

        Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

  • Развивающие игры.

        Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.

  • Психогимнастика.

        Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

  • Креативные.

Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

  • Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

  • Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи.

        Физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности.

        Любую физкультурную минутку намного проще и эффективней проводить в стихотворной форме, можно применять музыкальное сопровождение, главная задача – не давать детям переутомиться во время урока.

        Проводить физминутку может не только учитель, но и один из учеников. Удобней всего будет составить график проведения разминок, чтобы дети получали первые внеурочные поручения и были готовы к маленьким выступлениям заранее. С помощью физминутки можно добиваться не только сохранения здоровья обучающихся, но подводить класс к активной общественной деятельности, развиватьв детях любовь к физической культуре.

        Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным.

Литература

Список использованной литературы

 1.  Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в

дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия»,

2002. – 320с.

2.  Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания – М.:

Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  http://www.moi-detsad.ru/

2.  https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе

Роль физкультминуток, основные требования , комплекс упражнений для глаз, мышц спины, рук, двигательно-речевые упражнения, пальчиковая гимнастика....

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальном звене

Учителю , работающему в начальном звене необходимо использовать физкультминутки.Дети отдыхают, меняют вид деятельности....

материал для проведения физкультминуток

занимательные физкультминутки...

Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности

Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиямиродителей), не учитывая при этом психологических возможностей воз...

Проведение физкультминуток на уроках.

Проведение физкультминуток на уроках....

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению физкультминуток для детей с нарушением зрения

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и  проведению физкультминуток для детей с нарушением зрения...

Сборник по проведению физкультминуток

Кезәд чигн школд сурхар ирсн бичкдүдиг багш тосад, үзг-ном дасхх өөдән үүлдвр күцәдг мөн. Кичәл болһнд физминутк келһүләд, давтулх кергтә.Физминуткс эклц классин сурһульчнрт әвр кергтә юмн.Физминуткс ...