Проведение физкультминуток на уроках
учебно-методический материал по зож
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение физкультминуток на уроках
Образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения: значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.
Признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут.
Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.
Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Основные задачи физкультминутки:
1)снять усталость и напряжение;
2)внести эмоциональный заряд;
3)совершенствовать общую моторику;
4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей.
Как подобрать упражнения для физминуток
1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.
2.Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
3.К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.
4.В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.
5.Благоприятным для завершения физминутки для детей после пяти лет является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме.
Продолжительность физминуток: не менее 1,5 – 2 минут каждая. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить.
По содержанию физминутки, способствующие снятию локального утомления, различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
В состав упражнений для физминуток входят:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укреплению мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
психогимнастика,
дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
Методика организации и проведения физминутки в начальных классах
Подготовительный этап.
1. Подобрать физминутку с учётом:
- возрастных особенностей детей;
- индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ;
- темы предмета, на котором будет проводиться физминутка;
- интересов детей.
2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.
3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке).
4. Уточнить время проведения физминутки.
5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.
6. Составить конспект проведения физминутки, который включает
-1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ;
- 2 - ход проведения физминутки
7. Выучить физминутку наизусть.
Основной этап (проведение физминутки) .
1. Организационный момент: учитель:
- сообщает о проведении физминутки,
- знакомит с ее названием (если оно есть) ;
- раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель.
2. Основной этап:
а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом:
• новая физминутка:
- показывает детям движения физминутки (если физминутка выполняется на основе стихотворения, то: 1) заранее напечатать с обратной стороны доски ее слова; 2) сначала учитель наизусть прочитывает стихотворение; 3) выполняет движения физминутки с одновременным его прочтением,
знакомая физминутка - повторяют слова стихотворения, если необходимо;
б) поднимает детей с рабочих мест;
в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки) ;
г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников,
д) предлагает одному из учеников в качестве учителя провести физминутку с ребятами класса,
е) предлагает ученикам сесть на рабочее место;
3. Итог проведения физминутки.
- отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью)
Заключительный этап.
1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки:
- определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока)
- определить причины недисциплинированности отдельных учеников.
2. Изменить движения физминутки или подобрать новую.
Классификация физминуток.
Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете.
Правильное проведение уроков имеет огромное значение для растущего организма. Педагоги это знают и учитывают, поэтому уже много лет сами готовят материал для проведения физминуток. Правда, чаще всего устный, т.к. на подготовку мультимедийного требуется время и оборудование, которое имеется не во всех школах и классах.
Старшие ученики к физминуткам относятся не с таким интересом, поэтому им можно предложить: сидя, посмотреть глазами в разные стороны, или нарисовать какую-нибудь букву.
Выбор эффективной, подходящей детям именно сейчас, физминутки зависит от того, каким видом деятельности в данное время занимаются дети, от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего.
Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.
- Оздоровительные физминутки.
- Танцевальные.
Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
- Ритмические.
В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.
- Гимнастика для глаз.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например, можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени.
- Электронные зрительные физминутки
Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. - Пальчиковая гимнастика.
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.
“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,
“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.
- Физкультурно-спортивные физминутки. Общеразвивающие упражнения.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Подвижные игры
Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
- Двигательно-речевые физминутки.
В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным, А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.
Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
- Когнитивные. Дидактические игры с движениями.
Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба”
- Двигательные действия и задания.
Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”
- Развивающие игры.
Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.
- Психогимнастика.
Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.
- Креативные.
Гимнастика ума.
Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
Необычные движения.
Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.
- Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.Чаще всего физминутки проводятся в стихах.
- Пантомимическая гимнастика.
Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…
“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи.
Физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности.
Любую физкультурную минутку намного проще и эффективней проводить в стихотворной форме, можно применять музыкальное сопровождение, главная задача – не давать детям переутомиться во время урока.
Проводить физминутку может не только учитель, но и один из учеников. Удобней всего будет составить график проведения разминок, чтобы дети получали первые внеурочные поручения и были готовы к маленьким выступлениям заранее. С помощью физминутки можно добиваться не только сохранения здоровья обучающихся, но подводить класс к активной общественной деятельности, развиватьв детях любовь к физической культуре.
Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным.
Литература
Список использованной литературы
1. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в
дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 320с.
2. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания – М.:
Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.moi-detsad.ru/
2. https://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе
Роль физкультминуток, основные требования , комплекс упражнений для глаз, мышц спины, рук, двигательно-речевые упражнения, пальчиковая гимнастика....

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальном звене
Учителю , работающему в начальном звене необходимо использовать физкультминутки.Дети отдыхают, меняют вид деятельности....

Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиямиродителей), не учитывая при этом психологических возможностей воз...

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению физкультминуток для детей с нарушением зрения
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению физкультминуток для детей с нарушением зрения...

Сборник по проведению физкультминуток
Кезәд чигн школд сурхар ирсн бичкдүдиг багш тосад, үзг-ном дасхх өөдән үүлдвр күцәдг мөн. Кичәл болһнд физминутк келһүләд, давтулх кергтә.Физминуткс эклц классин сурһульчнрт әвр кергтә юмн.Физминуткс ...


