1 б - Моё самообразование МБДОУ д/с "Рыбка"

Любчик Надежда Ивановна

САМООБРАЗОВАНИЕ 

Воспитатель  МБДОУ д/с "Рыбка" - Любчик  Надежда  Ивановна

Тема  по  самообразованию:
"Влияние  устного  народного  творчества  на  развитие  речи
детей  дошкольного возраста"
Цель:
1) повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
2) объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора,
3) развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1) повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования;

2) разработать перспективный план работы с детьми;

3) выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

4) приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;

5) обогащать чувства детей, воображение и речь;

6) воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

ТЕОРИЯ

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Возраст от 4 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Малый фольклор не только развивает устную речь детей, но и влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

ПРАКТИКА
 
 Развлечение:  "Праздник  народных  игр"
Цели:
1)  активизировать знания детей о русских народных игр;
2) способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников. 
Фольклор это то, что сделано народом. При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Это значит, что у фольклорных произведений нет конкретного автора. Они создавались и формировались в течение долгого времени коллективом. Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Обратиться к истокам поможет Фольклор, ведь его содержание: жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше, с самого рождения. Ребёнок должен вписывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Слово "Фольклор" в буквальном переводе с английского языка означает:  "народная мудрость".
   

ВЕСЕННЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ: "СОРОКИ 2022"

старшая  группа МБДОУ д/с "Рыбка" - март 2022 год

Воспитатель- Любчик  Надежда  Ивановна

Цель: Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым, традиционным  бытом.

ИГРА - ИНСЦЕНИРОВКА: "ПТИЦЫ  ЛЕТЯТ"

СТАРШАЯ  ГРУППА МБДОУ д/с "Рыбка": 
МАСТЕР  КЛАСС  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ 
других МБДОУ района
02 марта 2023 г.
В нашем детском саду "Рыбка" сегодня прошёл мастер класс по обмену опыта с педагогическими работниками, приуроченный к объявленному Году педагога и  наставника. 
Мною была показана презентация на тему: ''Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста ''
В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучение и воспитание детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засоряют русский язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом. Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами,-необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатаком народных игр, песен, танцев, сказок.
Такой обмен опытом познавателен и интересен.

В рамках #года_педагога_и_наставника воспитатели нашего детского сада присоединились к просмотру онлайн-трансляции мастер-классов по обмену педагогическим опытом между ДОУ нашего района.
 
Фольклорный праздник
"АПРЕЛЬ С МАЕМ- ВСЕМУ ГОДУ КЛЮЧ"

старшая  группа МБДОУ д/с "Рыбка" - Апрель 2023 год

Воспитатель- Любчик  Надежда  Ивановна

Цель:
1. Продолжить знакомить дошкольников с земледельческим календарём и народными традициями в отношении к природе. 
2. Учить пользоваться её благами без ущерба для неё. 
3. Воспитывать бережное,заботливое отношение к природе, как это делали наши деды  и прадеды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Рыбка»  

План  самообразования  на  тему:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи 

 детей  дошкольного возраста»

на 2022 – 2023  учебный год

воспитатель  старшей группы

первой  квалификационной  категории  Н.И. Любчик

пгт. Южно-Курильск  Сахалинской  области

Цель:

- объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.

 - развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

Задачи:

1. Выявить значение устного народного творчества в воспитании  детей.

2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

3. Обогащать словарь, чувства, воображение и речь детей.

4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.   

5. Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям. 

Актуальность выбранной темы:

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря  речи  мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят  в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.

Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Приёмы работы:

Игра: 

Это наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.

Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается  на звучании голоса.

Использование руки в формировании навыков звучания речи: 

Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками - прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм  ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование загадок, считалок, потешек: 

Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в  нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок:

Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть  в сказку.  Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.

Предполагаемый  результат:

В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

Литература:

1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»

2. В.Аникин «Русский фольклор»

3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

4.О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»

5. Н.А. Уликова «Словом душа растет»

(практический материал для работы с детьми по развитию речи)

6.М.Ю. Картушина  «Забавы для малышей»

7. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»

8. Детские потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки

9. Русские народные сказки.

10. В.В. Гербова  «Хрестоматия для детей»

11. О.И. Крупенчук  «Пальчиковые игры»

12. Л.П. Савина  «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников)

13. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

14. Е.С. Анищенкова «Речевая  гимнастика для развития речи дошкольников»

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Постановка  целей и задач по данной теме

Октябрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Ноябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Консультация для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Декабрь

-Создание картотеки загадок:» Сундучок загадок»

-Консультация для воспитателей: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

-Игра-имитация отдельных движений человека, животных, птиц: «Дед Мазай»

-Досуг-конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Январь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по мотивам русских народных сказок»

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?». Настольно -печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, пазлы, кубики).  Настольный театр

 по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

- Сделаем сами

книжку- малышку: «Моя любимая…

потешка, загадка».

Февраль

- Цикл занятий в рамках проекта «Широкая Масленица»

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Консультация для родителей: «Широкая

Масленица!»

-Блины для угощения на Масленицу!

Март

Создание картотеки «Русские народные игры»

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

-Хороводы, народные подвижные игры.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Папка -передвижка для родителей:

«Роль родителей в возрождении русских традиций» 

Апрель

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»

- Создание картотеки «Пальчиковые игры»

-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) 

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры — одно из средств развития речи детей»

Май

Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования»

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Вот и лето к нам пришло, это очень хорошо!»        .

Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация  для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»



Предварительный просмотр:

Развлечения   «Праздник народных игр»    

Старшая группа- лето 2022 г

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Рыбка» Ю.Ю. Хрущева, воспитатель Н.И. Любчик

пгт. Южно- Курильск, Сахалинская область.

 

Цель: Активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников. 

Задачи:
- обучающие – активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями. 

- развивающие – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки. 

- воспитательные – воспитывать дружеские отношения и уважение к русским традициям. 

Предварительная работа: разучить слова к играм, изготовление костюмов и атрибутов к развлечению, подбор музыки.

Ход развлечения:
Дети под народную музыку входят в зал и становятся полукругом.

Ведущая: (встречая детей)

Пожалуйте, гости дорогие! 
Давно я вас жду - поджидаю, 
Праздник без вас не начинаю. 
У нас для каждого найдется,
И местечко, и словечко. 
Сегодня будут игры, танцы, смех, 
Радости хватит для всех.

Ведущая: 

Дорогие гости, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры, потешки. (дети читают стихи)

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись

Пришла весна,

Пришла красна,

Принесла ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край. 

Ведущая

А теперь будем праздник начинать, 
Будем петь и танцевать! 
Хоровод заведем, 
О весне мы песню  звонкую споем!

(После хоровода дети садятся на стульчики)

(под музыку выходят скоморохи)

1 Скоморох:

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

2 Скоморох:

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка! А это мой друг Антошка
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

1 Скоморох:

Веселая ярмарка, всех собирает и игры предлагает.

Не хотите поиграть!

Свою удаль показать?

Ведущая

Отчего ж не поиграть

Всегда мы играм рады

А будут ли награды?

2 Скоморох:

А наградой будет смех

Дружный и весёлый.

2 Скоморох:

Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели? 

Ведущая: – Всё расскажем по порядку: утром делали зарядку. –

2 Скоморох: Как? 

Ведущая: 

– Да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку выполняют упражнения)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая: 

– За завтрак сели, без остатка все поели.

2 Скоморох:  Как? 

Ведущая: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку показывают, как едят ложкой)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая: – Во дворе мы все гуляли и снег лопатками убирали.

2 Скоморох: Как? 

Ведущая: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку убирают снег лопатками)

2 Скоморох :  А потом? 

Ведущая: – А потом в снежки играли, и друг в друга попадали. 

2 Скоморох: Как?

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

(Под музыку выполняют движения, как будто бы играют в снежки.)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая:– Обедать сели, с аппетитом все поели.

2Скоморох: Как? 

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

(Под музыку как будто – обедают.)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая: – Легли потом и заснули крепким сном.

Ведущая: 

Тысяча игр на празднике нашем! 
Играем, шутим, поем и пляшем! 
В играх рот не разевай – 
Смелость, ловкость проявляй!

Давайте поиграем с моим дружком,   золотистым петушком.

И Тимошку, с  Антошкой пригласим.

Русская  народная  игра: «Петух»

Все играющие встают в круг и берутся за руки. 

Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух – ту

Ту – ру – рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку – ка – ре – ку!

Все разбегаются, петух ловит детей,

Пойманный становится петухом. (дети садятся)

1 Скоморох:

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле…
(Теремок)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка.
(Колобок)

Для прохожих на гармошке.
Он играет понемножку

Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк.
(Крокодил Гена)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок.
(Ослик Иа)

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга.
(Шапокляк)

1Скоморох:

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.

Русская  народная  игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий.

В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками.

Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки.

Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра  (играют 2 раза).

2 Скоморох:

Есть у нас одна, русская игра «Колпачок».
Вам понравиться она.
За руки скорей беритесь, 
В круг скорее становитесь.

Русская  народная игра «Колпачок» ( 3 раза)

(Выбирается водящий, надевается на голову колпачок,

затем садится на корточки в центре круга).

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок, 
Тоненькие ножки,

Красные сапожки. 
Мы тебя поили,

Мы тебя кормили, 
На ноги поставили,

Танцевать заставили.

(После этих слов все подходят к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги

и снова образуют круг?  хлопают в ладоши.)

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, 
Выбирай, кого захочешь!

Водящий танцует под музыку, выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

1 Скоморох: 

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Русская  народная  игра «Горелки» (в кругу)

Ведущий выбирает водящего – «горелку».

Все играющие встают в круг? водящий с  платочком ходит вокруг круга.

Остальные говорят слова:

Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло, 
Глянь на небо – 
Птицы летят,

Колокольчики звенят .

(Водящий останавливается между детьми, двое разбегаются в стороны,

кто быстрее поймает платок) (после игры дети садятся на стульчики)

Ведущая: 
Без смеха и шутки, друзья,
На свете никак жить нельзя.
В народные игры, вместе играя,
Силу и ловкость свою, развивая,
Друзей настоящих сегодня нашли,
И все испытания дружно прошли.
1-й скоморох.
Вот настал момент прощанья!
Будет краткой наша речь!
2-й скоморох.

Говорим мы до свидания,
До счастливых новых встреч!    (уходят)

Ведущая:

Вот и подошел к концу наш праздник. 

Мы сегодня поиграли,

Много новых игр узнали.

А теперь скорей идите

И другим всем расскажите.

(Под музыку дети выходят из зала)

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей
 «День русских забав»

Ведущая:

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2:

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущая: 

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси

в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..?

(ответы детей)

Ведущая: 

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку,

а когда много участников игры!

Ведущая: Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Русская  народная  игра «Богатырские загадки»
(загадки имеют богатырскую специфику.

Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ведущая: 

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

1. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

2. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

3. Потайная кладовая со всей обновкой:

тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

9. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

10. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

11. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Ведущая: 

Молодцы! Справились достойно!

Далее ведущий вызывает желающих участвовать в состязаниях.

Делит желающих на 2 команды

(количество участвующих в каждой команде должно быть чётным).

Ведущая: Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

Ведущая:  

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: 

Теперь бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке. 

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Ведущая:

 Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

Русская  народная  игра: «Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущая: 

А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме – пар. (Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Русская  народная игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны.

Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту)

Ведущая: 

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы,

а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь).

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда).

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят).

4. Один в поле. (не воин).

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься).

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь).

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе).

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей).

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить).

10. Поспешишь. (людей насмешишь).

Ведущая:  

Продолжаем наше состязание.

Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Русская  народная  игра «Прыжки»

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

Ведущая: 

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой

Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель» 

Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели. 

Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом. 

Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. 
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. 
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Ведущая: 

Я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

Правила просты. 

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной.

Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Сценарий открытого развлечения   «Праздник народных игр»

(для детей средней группы)

Цель: 

Активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников. 

Задачи:

- обучающие – активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями. 

- развивающие – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки. 

- воспитательные – воспитывать дружеские отношения и уважение к русским традициям. 

Предварительная работа: 

разучить слова к играм, изготовление костюмов и атрибутов к развлечению,

подбор музыки.

Ход развлечения:

Дети под народную музыку входят в зал и становятся полукругом.

Ведущая: (встречая детей)

Пожалуйте, гости дорогие! 
Давно я вас жду - поджидаю, 
Праздник без вас не начинаю. 
У нас для каждого найдется,
И местечко, и словечко. 
Сегодня будут игры, танцы, смех, 
Радости хватит для всех.

Ведущая: 

Дорогие гости, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры, потешки. (дети читают стихи)

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись

Пришла весна,

Пришла красна,

Принесла ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край.

Ведущая

А теперь будем праздник начинать, 
Будем петь и танцевать! 
Хоровод заведем, 
О весне мы песню  звонкую споем!

(После хоровода дети садятся на стульчики)

(под музыку выходят скоморохи)

1 Скоморох:

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

2 Скоморох:

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка! А это мой друг Антошка
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

1 Скоморох:

Веселая ярмарка, всех собирает и игры предлагает.

Не хотите поиграть!

Свою удаль показать?

Ведущая

Отчего ж не поиграть

Всегда мы играм рады

А будут ли награды?

2 Скоморох:

А наградой будет смех

Дружный и весёлый.

2 Скоморох:

Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели? 

Ведущая: – Всё расскажем по порядку: утром делали зарядку. –

2 Скоморох: Как? 

Ведущая: – Да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку выполняют упражнения)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая: – За завтрак сели, без остатка все поели.

2 Скоморох:  Как? 

Ведущая: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку показывают, как едят ложкой)

2Скоморох: А потом? 

Ведущая: – Во дворе мы все гуляли и снег лопатками убирали.

2 Скоморох: Как? 

Ведущая: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

(Под музыку убирают снег лопатками)

2 Скоморох :  А потом? 

Ведущая: – А потом в снежки играли, и друг в друга попадали. 

2 Скоморох: Как?

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

(Под музыку выполняют движения, как будто бы играют в снежки.)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая:– Обедать сели, с аппетитом все поели.

2 Скоморох: Как? 

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

(Под музыку как будто – обедают.)

2 Скоморох: А потом? 

Ведущая: – Легли потом и заснули крепким сном.

Ведущая: Тысяча игр на празднике нашем! 
Играем, шутим, поем и пляшем! 
В играх рот не разевай – 
Смелость, ловкость проявляй!

Давайте поиграем с моим дружком,   золотистым петушком.

И Тимошку, с  Антошкой пригласим.

Русская  народная  игра: «Петух»

Все играющие встают в круг и берутся за руки.  

Игроки идут по кругу, петух в кругу.

Дети произносят потешку:

Тух – ту

Ту – ру – рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку – ка – ре – ку!

Все разбегаются, петух ловит детей,

Пойманный становится петухом. (дети садятся)

1 Скоморох:

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)

Для прохожих на гармошке.
Он играет понемножку

Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок.

                            (Ослик Иа)

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)

1 Скоморох:

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.

Русская  народная  игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра  (играют 2 раза).

2 Скоморох:

Есть у нас одна, русская игра «Колпачок».
Вам понравиться она.
За руки скорей беритесь, 
В круг скорее становитесь.

Игра «Колпачок» (3 раза)

(Выбирается водящий, надевается на голову колпачок, затем садится на корточки в

центре круга). Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок, 
Тоненькие ножки,

Красные сапожки. 
Мы тебя поили,

Мы тебя кормили, 
На ноги поставили,

Танцевать заставили.

(После этих слов все подходят к центру, приподнимают водящего,

ставят его на ноги и снова образуют круг?  хлопают в ладоши.)

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, 
Выбирай, кого захочешь!

Водящий танцует под музыку, выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

1 Скоморох: 

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Русская  народная  игра «Горелки» (в кругу)

Ведущий выбирает водящего – «горелку». Все играющие встают в круг?

водящий с  платочком ходит вокруг круга. Остальные говорят слова:

Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло, 
Глянь на небо – 
Птицы летят,

Колокольчики звенят .

(Водящий останавливается между детьми, двое разбегаются в стороны,

кто быстрее поймает платок) (после игры дети садятся на стульчики)

Ведущая: 
Без смеха и шутки, друзья,
На свете никак жить нельзя.
В народные игры, вместе играя,
Силу и ловкость свою, развивая,
Друзей настоящих сегодня нашли,
И все испытания дружно прошли.

1-й скоморох.
Вот настал момент прощанья!
Будет краткой наша речь!

2-й скоморох.

Говорим мы до свидания,
До счастливых новых встреч!    (уходят)

Ведущая:

Вот и подошел к концу наш праздник. 
Мы сегодня поиграли,

Много новых игр узнали.

А теперь скорей идите

И другим всем расскажите.

(Под музыку дети выходят из зала)



Предварительный просмотр:

ВЕСЕНЕЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СОРОКИ»

для воспитанников старшей группы МБДОУ д/с «Рыбка»

Март 2022

Подготовили: музыкальный руководитель М.П. Курбатова

и воспитатель Н.И. Любчик МБДОУ детский  сад  «Рыбка»

пгт. Южно – Курильск, Сахалинская  область.

Под музыку дети заходят в зал.

Песня «пришла весна»

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть.

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем обильным.

— Давайте золотые ворота для Весны- красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть, хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. (Дети проходят цепочкой через «ворота»)

Игра «Золотые ворота».

Баба Яга: Здравствуйте, Это я, Весна, в гости к вам пришла. Встречайте, угощайте меня, подарки мне дарите!

Ведущий: Что-то ты на Весну не похожа. Ребята, как вы думаете, кто это? (Баба Яга) Конечно, это Баба Яга!

Баба Яга: Как это не похожа? Очень даже ничего! А какая по-вашему весна должна быть? (Дети говорят.) Все, все, поняла! Весна теплая, солнечная, ласковая. Вот я и пришла к вам такая красивая, теплая, ласковая. Посмотрите. А весну я вашу в лесу спрятала.

Называйте меня красавица – Весна.

Ведущий: Баба Яга, Ну- ка, возвращай нам красавицу- весну!

Баба Яга: Да вот сейчас! И не подумаю! Вы со мной ещё не играли. А мне так нравится веселиться! Я сейчас буду называть птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, тут же хлопаете в ладоши. Сейчас я вас проверю!

Игра «Прилетели  птицы»

Баба Яга: Так не честно…. Есть такая хорошая традиция в праздник Сорокивсё дурное и плохое из дома выметать. Сейчас я этим и займусь. Вставайте, дети, помогать будете.

Игра «Перепрыгни через метлу»

Ведущий: Что-то я не поняла, это дети-то у нас такие плохие, что их выметать надо? А ну-ка, ребята, давайте подразним эту Весну-самозванку.

Игра «Бабка Ёжка» (В конце Б. Я. разгоняет детей.)

Дети стоят по кругу, Баба-Яга в центре.

Все вместе:

В темном лесе есть избушка, (руки домиком)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)

Бабушка Яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)

Подойдем мы к той избушке, (идут в центр к Б. Я.)

Постучимся в дверь к старушке. (как-бы стучат кулачком)

Выходи-ка, поскорей, (отходят назад)

Не догонишь ты детей! (рукой жест - часики)

Баба-Яга ловит детей. По желанию детей игра проводится 2-3 раза

Баба Яга: Что же это вы бедную старушку обижаете? Я тут стараюсь, вместо весны работаю, не покладая рук… Эх, разнесчастная я … Ухожу, ухожу от вас! Забирайте свою весну с дождём да лужами.

(Брызгает на детей водой. Уходит.)

Ведущий: А мы хоровод весенний заведем, чтоб Весна скорее к нам пришла.

Хоровод «во поле береза стояла»

Ведущий: Что-то не слышит нас Весна, далеко Яга её упрятала.

Нужно позвать Весну закличкой.

Дети повторяют за ведущим:

Весна, весна, красная!

Приди, весна с радостью,

С великой милостью,

С дождями сильными!

С хлебами обильными.

Заходит Весна с коромыслом и вёдрами.

Весна: Я – Весна - красна! Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу людям радость я несу

Весна: Пришла я к вам с Коромыслом! Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – синем – тёмная ночь живёт. В другом – красном – ясный день.

Ведущий: Ой, как интересно! А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. Давайте с вами в игру поиграем.

«Р. н. и. «Игра с солнцем»

Дети идут хороводом по кругу:

Гори, солнце, ярче- Летом будет жарче,

А зима теплее, А весна милее.

На 4-ю строчку дети сходятся в круг, где стоит водящий солнце, когда слова заканчиваются, Солнце говорит «Горю!» и ловит детей. Кого поймает становится солнцем.

Весна: Сегодня 22 марта особенный праздник «Сороки».

Название происходит от числа «сорок» в народе встречают в этот день Весну.

Но не только меня встречают на Сороки, но и встречали перелетных птиц.

В этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них жаворонок.

А вы каких знаете названия птиц? Сможете их узнать?

В моём волшебном красном ведёрке принесла я вам загадки:

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый красный,

Бродит по болотам разным. (Журавль)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Он без нот и без свирели

По вечерам выводит трели,

Не заметин средь ветвей,

Но нету голоска звончей. (Соловей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Весна: Молодцы, отгадали загадки. А теперь, детвора, поиграть пришла пора! Птички прилетели и им нужно занять свои гнёзда и домики. Давайте сегодня построим скворечники для скворцов.

Игра «Домик  для  скворца»

Поставить 2 магнитные доски, магнитики, 2 набора деталей скворечника из цветной бумаги и 2 скворца, 2 команды по 6 человек. Чья команда быстрее соберёт скворечник и посадит на него скворца?

Весна: Молодцы ребятки справились.

Появляется Медведь

Медведь: Это кто тут расшумелся, разыгрался и распелся?

Здесь хозяин вроде я, и берлога здесь моя!

Вот сейчас я вам задам, нарушать покой не дам!

Без забот и без тревоги спал, я спал в своей берлоге.

Спал всю зиму, до весны. И конечно, видел сны!

Вдруг, проснулся, косолапый. Слышу, каплет - вот беда.

В темноте пошарил лапой… И вскочил - кругом вода.

Заспешил скорей наружу:

Заливает, не до сна, вылезаю, вижу – лужи, тает снег. Пришла весна.

Весна: Конечно, Миша, уже весна пришла и тебе вставать пора!

Ребята давайте мишке поможем проснуться и поиграем с ним.

Игра «Разбуди Мишку»

Медведь: Весёлая игра у нас получилась! А вы чего тут все собрались?

Весна: а мы Мишка отмечаем праздник «Сороки».

Сегодня из теплых стран сорок разных птиц прилетают.

А ты знаешь какая птица первая прилетает? (спросить у детей)

Медведь: Я знаю эту птичку, эта самая главная птичка на сороки.

Я даже игру знаю «Жаворонок»

Игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Все останавливаются.

Медведь: Ох, и ловкие детишки.

Никого я не поймал.

Это всё из-за того,

Что всю зиму крепко спал.

Мне понравилось играть,

Но хочу и подремать. (уходит)

Игра – инсценировка «Птицы летят» :

Зимующие птицы встречают своих пернатых друзей.

Синица: Ульяна К.

Я – зимующая птица!

Всем знакомая синица.

Зиму дома провожу

И с ребятами дружу.

Не страшны мне холода,

Ведь в кормушках есть еда.

Дятел: Асылхан Д.

Я никуда не улетаю

И не куда не улечу.

Когда деревья подрастают,

Я от болезней их лечу.

Не попадайся мне букашка.

Не попадайся, вредный жук.

Я клювом стукну без промашки:

Тук-тук. Тук-тук. Тук-тук!

Воробей: Тая С.

Говорят, я озорной

Задира воробей!

Подумаешь, одно зерно

Я взял у голубей!

Снегирь: Саша Ч.

Пришла весна,

Пришла красна,

И ярко светит солнышко!

Скорей летите, птицы, к нам,

И зяблики, и скворушки.

Дятел:

Расскажите птицы. Где вы побывали?

Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец: Лев М.

В жарких странах жаркое лето –

Ни зимы, ни снега там нету.

Дятел:

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили, в странах незнакомых?

Скворец: Варя П.

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью.

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Дети:

Все мы рады. Вам друзья!

Будьте с нами вы всегда.

Ласточка: Лиза М.

Гнёзда вы не разоряйте.

Голубь: Амин О.

Яичек тёплых не берите.

Грач: Слава Н.

Нас, друзья вы берегите!

Дети:

Нет, гнёзд не будем разорять,

Вот слово всех ребят,

Пусть птичьи песенки опять в саду у нас звенят,

Ведущий: Надо нам поторопиться,

Новость сообщить всем птицам.

Алло! Алло!

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь, птицы!                                          

Ведущий: Ребята. А вы можете назвать птичек, которые улетели в тёплые края, а сейчас возвращаются?

На шесте – дворец

Во дворце певец (скворец.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг (грач).

А теперь загадка для взрослых.

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце. (ласточка)

А теперь ребята, давайте вспомним с вами, как и о ком в народе говорят,

используя  названия  птиц:

• Могучий, как – (орёл)

• Вольный, как (птица)

• Мудрый, как (ворон)

• Верный, как (лебедь)

• Взгляд зоркий, как у (сокола)

• Желторотый. Как (птенец)

• Болтает и трещит, как (сорока)

• Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

• Какие птицы едят грибы (глухари)

• Кто кукует у кукушки? (самец)

• Какая птица выше всех летает? (орел)

• Какая птица лучший бегун в мире? (страус)

• У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

У какой птицы крылья покрыты чешуей? (иволга)

Ведущий: Всё сильней греет солнышко в марте,

Превращается снег в ручейки.

Путь на Родину помнят без карты

Птичьи стаи и их вожаки.

На проталине чистой, бесснежной

Пробудившись от долгого сна,

Поднимает головку подснежник

Возвестив, что явилась весна.

Воробьи расчирикались утром…

Даже «каррр» у ворон веселей…

От ночей убегают минуты,

Попадая в объятия дней!

Удивительно красивые, полезные, нужные создания птицы.

А праздник «Сороки» - праздник утверждения весны в своих правах,

которая так гордо идет по белу свету, неся тепло и радость.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей

«Устное народное творчество, как средство развития речи

у детей дошкольного возраста»

март 2023 уч.г

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт Южно – Курильск, Сахалинская область.

Содержание

Введение..................................................................................................        

с.3

  1. Жанры устного народного творчества и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.....................................................

с.4-6

  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством в разных возрастных группах........

с.6-7

2.1 Методические основы ознакомление с жанрами устного  

     народного творчества в разных возрастных группах.........................

с.7-11

Заключение...............................................................................................

с.12

Список литературы..................................................................................

с.13

 

Введение

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят русский язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития речи, формирования словаря и культуры речевого общения

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.                                            

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.                        

Малые формы фольклора, сказки открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

  1. Жанры произведений устного народного творчества и их влияние

на развитие речи детей дошкольного возраста

Устное народное творчество- народное искусство слова, другими словами фольклор. Иногда называют ещё – народные знания, либо народная мудрость. Фольклор же по своей сути является словесным искусством.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

М. Горький говорил: “… Начало искусства слова - в фольклоре”.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.

Считалка - это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.

Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Считалка помогает работать над звукопроизношением и осваивать образность языка.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для устного исполнения, то есть «сказывались».

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

  1. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников

с устным народным творчеством в разных возрастных группах

 

В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Прочитанные: потешки, загадки, считалки, улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

В средней группе  воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения .

2.1. Методические основы ознакомление с жанрами устного народного творчества

в разных возрастных группах

 Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в

детском саду:

Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

-нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов

(две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками,

разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

 Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

  Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

 В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

 Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

 Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

 Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

 Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

 Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки

Методика ознакомления со сказками:

 Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

 Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

  Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова;   При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

 Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения

Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация

Методика ознакомления с загадками:

 На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

 Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

 Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности.

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.).

Заключение

Перед детским садом стоит непростая задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества, мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее великому народу и интереса к людям других национальностей.

Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок.

.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия», 1999 г.- 159 с
  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». – М.: Просвещение, 1970. –148 с.
  4. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.- 1985.- №11.- С. 21-24.
  5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992. – 62 с.
  6. Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор [Текст] / / Т.Б. Заблудская // Воспитатель ДОУ – 2010. - № 8. – С. 63.
  7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№ 9.- С.16-22.
  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127 с.
  9. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. – 143 с.
  10. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.- № 5.-С. 34-35.



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник "Апрель с маем – всему году ключ"

Старшая группа. Апрель 2023 г

Подготовили:  

музыкальный руководитель Хрущева Ю.Ю., воспитатель Любчик Н.И.

пгт Южно-Курильск, Сахалинская область

Цель:

* Продолжать знакомить дошкольников с земледельческим календарём и  народными традициями в отношении к природе.

* Учить пользоваться её благами без ущерба для неё.

* Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, как это делали наши деды и прадеды.

Ход праздника

Звучит народная музыка. Дети входят в зал в народных костюмах.

Ведущий.

Добрый день, гости дорогие
Долгожданные, званые и желанные!

Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!

 Ребята - молодцы, весёлые удальцы!

Мы рады гостям
Как добрым вестям!

Ведущий.

Мы сегодня весну заклинаем,
Апрель провожаем,
Последний месяц весны встречаем.

(хоровод «Веснянки»)

Ведущий: 

Зовут апрель цветень, берёзозол. Это потому, что просыпаются в апреле могучие силы природы. Расцветают первыми нежными цветами. Подымаются от земли сладким берёзовым соком.

Главная же радость в апреле – вода.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает, землю красит.

А уж если апрель с водою, то май – с травою.

Потому и считают, что апрель с маем – ко всему году ключ.

Ведь была бы апрельская водица, а зелень народится.

Ведущий. Ребята, отгадайте загадку.

Первый льёт, другой пьёт, третий растёт.

Ребенок

 В апреле земля преет, теплеет и жадно ждёт первых посевов.

И в поле, и в огороде. Готовится к самой важной работе – вместе с людьми.

В старину особо почиталась мать- сыра земля.

В народе называли её матушкой, сравнивали землю с матерью.

Потому что она рождала урожай.

Ребенок

.Строго запрещалось бить землю палкой, плевать на землю,

пахать её без надобности и без определённого срока.

Ребенок

Пахать в первый раз ехали в чистой новой рубахе, натощак.

Как к святому причастию шли.

Ребенок

Земле кланялись с солью, с хлебом, с белым яйцом, с хорошим словцом:

(все дети)

Народи земля-матушка,
На весь мир, на весь род,
На добрых людей и на птиц небесных!)

Ведущий:  

Почитались в народе ещё и солнце, вода и деревья. В честь их устраивались праздники. Песнями, обрядами, заклинаниями люди просили солнце ярче светить, дождь сильней лить.

Заклички.

Солнышко-ведрышко, 
Прогляни, просвети! 
На яблоньку высокую, 
На веточку зеленую, 
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!

Дождик, лей, лей, лей, 
Никого не жалей — 
Ни берез, ни тополей! 
Дождик, дождик, посильней, 
Чтобы травка зеленей! 
Вырастут цветочки 
И зеленые листочки!

Ведущий: Вокруг берёзок водили хороводы. А ветками вербы хлестали скотину и друг друга, считая, что это защитит и скотину и людей от болезней.

Ведущий.

Ай, ай, месяц май.
Про него всё узнавай!

Ведущий. 

В народе считают, что май – самый рабочий месяц. Если внимательно изучить народный календарь, то окажется, что в мае самые работящие святые. Сами посудите.

1 мая – день Кузьмы-морковника.

Дети: Сей морковь и свёклу на Кузьму.

Ведущий. 5 мая – день Луки.

Дети: На Луку высаживают на грядки лук.

Дети: Лук от семи недуг.

Ведущий. 6 мая - Егорьев день, Егорий весенний.

Дети: Егорий землю отмыкает, из-под спуда зелену травку выгоняет.

Ведущий. 

На  Егорий скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье.

Хозяева приговаривали: «Егорий храбрый прими мою животину на всё полное лето и спаси её!».

-  Ребята, а кто же был главным действующим лицом этого события?

- Правильно, корова. «Коровушка, Бурёнушка».

Так ласково называли свою кормилицу хозяйки. От неё молочко, сметанка, маслице.

Про корову сложено много загадок.

Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Ведущий. 7 мая – Святой Евсей.

Дети: Святой Евсей – овсы отсей!

Ведущий. 10 мая – Семён-ранопашец.

Дети: Пришёл Семён – пахать резон.

Ведущий. 14 мая – Еремей –запрягальник.

Дети: 

В нормальный год – разгар посевных работ. Долгожданное времечко! Весенний сев!

Ведущий. 17 мая – Ирина- рассадница.

Дети: В этот день высаживают на огороде капустную рассаду. Ящик подавай - рассаду наряжай.

Ведущий. Прежде чем сеять или овощи рассаживать, нужно позаботиться о чистоте земли.

Ведущий. 22 мая – Никола весенний.

Дети: Самая важная дата для земледельцев. Время сеять жито.

Ведущий. 27 мая – Сидор - огуречник.

Дети: На Сидора можно сажать огурцы.

Ведущий: Вот как много в мае дней-тружеников, и у каждого своя забота. Если заложишь семена в нужные дни мая, да в землю с апрельской влагой - жди богатого урожая осенью!

- Ребята, теперь вы убедились в том, что апрель с маем – ко всему году ключ?

Ведущий: «Делу время, потехе час» гласит народная пословица. Любил народ в старину после полевых работ или иной другой трудной работы хороводы водить, песни петь, применить силушку в лихих забавах и играх

(на фоне музыки). Совсем недавно был праздник воскрешения природы. Назывался этот праздник Красной горкой. В старину проводился он на возвышенном месте возле села, раньше всего освободившемся от снега, где появилась зелёная трава и цветы. Потому это и была Красная горка, то есть красивая горка. Это радовало людей; молодёжь водила хороводы, играла, каталась на качелях.

Ребенок: 

Как у наших у ворот, собрался честной народ,

Петь, плясать, да в игры играть!

(Инсценировка песни «Как у наших, у ворот»).

1.

Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.

2.

Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.

3.

Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.

4.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.

5.

Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.

6.

Уж я рад бы поплясал, да уж очень я устал,
Ай, люли я устал, ай, люли я устал. Вот!

Ведущий.

Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Частушки

Дайте круг вы шире, шире,
Разойдусь, так разойдусь!
Я девчонка боевая,
Никого я не боюсь!

Вы потише, господа,
Пол не проломите.
У нас в подполе вода-
Вы не утоните.

Раньше были ниточки,
А теперь катушки.
Раньше были девочки,
Теперь – хохотушки.

В саду выросла береза –
Белая – пребелая.
Я - девчонка боевая
И к тому же смелая.

Край Курильский славится
Тихими опушками.
А поселок наш
Славится частушками.

И слагаются частушки
По любому случаю.
Пойте, милые подружки,
Наша жизнь певучая.

Мы пропели вам частушки,
Долго, долго топали.
Порвали свои сандали-
Хоть бы вы похлопали.

Ведущий.

Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.

В старину люди верили: чем больше движений в игре,

тем выше вырастут лён и пшеница.

Игра «Карусели», «Ваня, Ваня простота»

1.Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два.
Вот и кончилась игра.

2.Барашеньки кругорошеньки

По полям бродили, по лесам ходили

На скрипочки играли, Ваню потешали,

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом на перед и поехал в огород.

Игра «Заря-заряница»

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи не простые, ключи золотые,
Раз, два - не воронь, а беги как огонь!

(Условия игры: играющие стоят взявшись за руки по кругу, водящий за кругом в руке у него лента. На каждое слово водящий лентой касается рук играющих, на последнем слове «огонь» двое детей бегут в разные стороны по кругу, кто первым прибежит на своё место тот и становится водящим).

Ведущий.

А сейчас мы для разрядки
Загадаем вам загадки.
А загадки не простые.
Их в народе сочинили.

Загадки связаны с трудом земледельцев в весенний период.

1.Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает (Весной)

2.Белые горошки на зеленой ножки. (Ландыш)

3.Смотрит солнышко-росток,

Не травинка, не листок:

Появился самый первый,

Желтый маленький цветок (Мать-мачеха)

4.На лесной проталинке

Вырос цветок маленький

Прячется в валежник беленький (Подснежник)

5.Я раскрою почки-

В зеленые листочки

Деревья одеваю посевы поливаю.

Движением полна, зовут меня (Весна)

6.Пушистые комочки

Проклюнулись из почки (Верба)

7.В самый разгар весенней поры

Капает сок с белоснежной коры (Береза)

Ведущий. Вот и празднику конец –

Все.

Приходите снова к нам –
Рады мы всегда гостям!
(Звучит народная музыка)