3 е - Проект по экологии: "О чём рассказывают камни"

Любчик Надежда Ивановна

ПРОЕКТ по экологии: "О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАМНИ?"

СРЕДНЯЯ ГРУППА - 2021 г.

9 апреля 2021 г. воспитатель средней группы Надежда Ивановна со своими воспитанниками провели открытое занятие: "О Чём рассказывают камни". Подобное занятие, это целая история для малышей.

Ранее ознакомление сложной профессии геолога. Получив сегодня море знаний, опыта при экспериментах с натуральными камнями и чутким руководством воспитателя Надежды Ивановны, похода в лес (организованного в группе), но использованных настоящих лесных предметов и материалов, можно смело поступать в институт и продолжать глубже изучать эту профессию. Дети были очень вовлечены вроде бы игровую, но познавательную и экспериментальную деятельность, которая только вдохновляла детей на подвиги. А использованные воспитателем атрибуты на занятии только добавляют серьезности подхода к данному мероприятию. 

Игровая  образовательная  ситуация  для  детей 4-5 лет

«О  чем  рассказывают  камни?» - апрель 2021 г.

Открытое  занятие (исследовательская работа)

Цели: 

- Расширение  кругозора;

- Формирование  познавательных  действий.

- Развитие  воображения  и  творческой  активности.

- Формирование  первичных  представлений  о  природных  объектах – полезных  ископаемых, их  свойствах.

- Знакомство  с  профессией  геолога.

Предварительная  работа:

Чтение  (Ф. Кривин. «Сказки, добытые  из  под  земли»); рассматривание  большой  детской  энциклопедии «Геология»;

просмотр  мультфильма «Горный  мастер»; сбор  коллекции  камней, минералов.

Материалы  и  оборудование:

- Компьютер, мультимедийный  проектор, экран, музыкальный  центр,

запись  песни «Вместе  весело  шагать  по  просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского),

коврики, бинокль, бревнышки  для  костра, картошка  печеная, влажные  салфетки, мел, каменный  уголь,

керамзит, галька, коллекция  камней, в  том  числе  и  с  кристаллическим  строением,

набор  минералов «Богатства  недр  земных», лимонный  сок, аквариум  с  водой; 

по  числу  детей – рюкзаки, мисочки, пипетки, небольшие  куски  пластилина (2х2см),

лупы; разноцветные  бусины («самоцветы»)  для  подарков  детям.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  конспекта см. ниже под фото

СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (относится к данному проекту)

СПОРТ. ТУРИЗМ. ЭКОЛОГИЯ.

(Средняя группа. 2021г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая  образовательная  ситуация  для  детей 4-5 лет

«О  чем  рассказывают  камни» - апрель 2021 г.

Открытое  занятие

Подготовила  воспитатель  МБДОУ  детского  сада  «Рыбка» Н.И. Любчик

Пгт. Южно Курильск, Сахалинской  области.

Цели.  

- Расширение  кругозора; формирование  познавательных  действий.

- Развитие  воображения  и  творческой  активности.

- Формирование  первичных  представлений  о  природных  объектах – полезных  ископаемых, их  свойствах.

- Знакомство  с  профессией  геолога.

Предварительная  работа. Чтение  (Ф. Кривин. «Сказки, добытые  из  под  земли»); рассматривание  большой  детской  энциклопедии «Геология»; просмотр  мультфильма «Горный  мастер»; сбор  коллекции  камней, минералов.

Материалы  и  оборудование.

- Компьютер, мультимедийный  проектор, экран, музыкальный  центр, запись  песни «Вместе  весело  шагать  по  просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского), коврики, бинокль, бревнышки  для  костра, картошка  печеная, влажные  салфетки, мел, каменный  уголь, керамзит, галька, коллекция  камней, в  том  числе  и  с  кристаллическим  строением, набор  минералов «Богатства  недр  земных», лимонный  сок, аквариум  с  водой;  по  числу  детей – рюкзаки, мисочки, пипетки, небольшие  куски  пластилина (2х2см), лупы; разноцветные  бусины («самоцветы»)  для  подарков  детям.

Ход  работы

Воспитатель с  детьми  здороваются  с  гостями  открытого  занятия, предлагает  послушать  стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная  гора».

Видеоролик  РЕКИ!

Намокли  брюки  и  носки,

Заела  мошкара,

Но  не  уйду  я  от  реки,

Наверно, до  утра.

Я  просто  так  сюда  пришел,

Как  прихожу  семь  лет.

И  вдруг  я  камешки  нашел,

Что  изучаю  свет!

Один, как  мамины  глаза,

Прозрачно – голубой;

Как  виноградная  лоза,

Зелененький – другой.

А  третий  солнышка  светлей,

А  вдруг  это  алмаз?!

Я  отнесу  его  в  музей,

Учительнице  в  класс….

Намокли  брюки  и  носки,

Заела  мошкара….

Растет  над  берегом  реки

Алмазная  гора.

Воспитатель  спрашивает,  кто  из  детей, как  герой  стихотворения, искал  камешки?

Где  это  было?  /На  берегу  Тихого  океана,  у  побережья  Охотского  моря, у  реки, у  озера/.  Так  как  мы  островитяне  живем,  на  острове  Кунашир  и  наш  остров  омывается,  океаном  и  морем. Много  ли  удалось  найти?   (Ответы)

Воспитатель.  Как  вы  думаете, откуда  берутся  камни? Да,  правильно, из  земли, можно  сказать, что  камни – это  дети  Земли, нашей  планеты. Камни, большие  и  маленькие, красивые  и  простые, но  обладающие  особыми  свойствами, всегда  вызывали  интерес  у  людей, существует  даже  такая  профессия – геолог. Геолог – это  специалист, который  изучает  разные  полезные  ископаемые, в  том  числе  и  камни. Что  означает  слово «ископаемые»?  (Предположения  детей). Это  значит, что нужно  много  земли  перекопать (ископать),  чтобы  найти  полезные  для  человека  минералы (камни), или  нефть, или  газ. Посмотрите  на  экран?  /Картинки  с  изображением  Геолога/ – кто  на  нем  изображен? Правильно, это  геолог. С  помощью  своих  инструментов – специального  геологического  молотка  или  лопаты – он  добывает  из  земли  минералы (камни).

   Часто  для  поиска  полезных  ископаемых  приходится  забираться  в  самые  отдаленные  уголки, подниматься  на  высокие  горы, уходить  в  тайгу, поэтому  геологом  может  стать  только  человек  здоровый  физически, смелый  и  сильный  духом. Собранные  образцы  доставляют  в  лабораторию, где  другие  ученые  исследуют  их  специальными  методами: например, рассматривают  под  увеличительным  стеклом, под  микроскопом.

А  вы  хотите  сейчас  отправиться  на  поиск  минералов? Тогда  нам  нужно  стать  геологами. Давайте  возьмем  снаряжение, которое  сложено  у  нас  в  рюкзаках, и  отправимся  в  экспедицию. Дорога  не  легкая, много  придется  нам  пройти  испытаний.  Вы  готовы? Тогда  пошли!

Дети  под  музыку  идут  через  полосу  препятствий: ходьба  змейкой  между  пеньками, переход  через  речку  по  мостику, ходьба  по  камням, подлезание  под  дуги, перешагивание  через  барьеры, ходьба  по  кочкам, прыжки  на  двух  ногах.

Воспитатель.   (смотрит  в  бинокль)    

На  экране  высокие  горы                                                                                             

Я  вижу  гору; думаю, что  там  мы  найдем  что-нибудь  интересное.

Дети  и  воспитатель  подходят  к  «горе»  и  начинают  рассматривать  камни.

С  помощью  взрослого  находят  гальку, уголь, мел, керамзит, набирают  песок.

Мы  проделали  трудный  путь, славно потрудились, пора  отдохнуть,

Сейчас  разожжем  костер, напечем  картошки, поедим, отдохнем - и в  обратный  путь.

Дети  и  воспитатель «разжигают» костер  из  бревнышек  и  кладут  туда  картошку. Расстилают  в  круг  костра  коврик, рассаживаются. Пока  картошка  «печется», поют  песню «Вместе  весело  шагать  по  просторам».

Картошка  готова, остудим  ее  и  поедим. Ну  что,  подкрепились? Пора  нам  в  детский  сад.   (Идут  змейкой  по  залу,  подходят  к  столу)

А  теперь  представьте  себе, что  мы  пришли  в  лабораторию, где  исследуют  камни. Чтобы  не  испачкать  одежду, наденем  клеенчатые  фартуки. У  кого  рукава  одежды  длинные, закатайте  их.    (Дети  выполняют)

Итак, все  готовы, давайте  посмотрим, что  же  мы  с  вами  нашли. Вот  первая  наша  находка – морская  галька. Возьмите  по  одному  камню  и  сравните: у  кого  самый  большой  камень, у  кого  маленький.

Дети  выкладывают  гальку  на  столе,  сравнивают  камни.

Возьмите  камень  на  ладошку, подержите – тяжелые  камешки  или  легкие? (Легкие) Посмотрите  на  форму  ваших  камешков – какие  они? Да,  все  они  имеют  круглую или  овальную  форму. У  кого  самый  светлый  камень? Сравните. А  самый  темный? Потрогайте  камень  пальчиками, проведите  ладонью  по  его  поверхности. Какая  поверхность  у  гальки?  (Ровная, гладкая) Как  вы  думаете, почему? Правильно, когда – то  эти  камни  были  в  море, волны  долгое  время  перекатывали  их, все  неровности  сгладились  от  трения  камней.

Сожмите  камень  сильно-сильно. Какой  он?  (Твердый). Возьмите  еще  по  одному  камню  и  постучите  ими  друг  о  друга. Какие  вы  звуки  слышите. Звонкие  или  глухие, громкие  или  тихие?

А  теперь  возьмите  один  камешек  и  кусочек  пластилина. Сожмите  камень  и  пластилин. Что  происходит?  (Пластилин  меняет  форму  от  сжатия, а  камень  нет). А  что  будет, если  положить  камень  в  воду? Давайте  проверим.

Дети  подходят  к  аквариуму  и  отпускают  по  очереди  камешки  в  воду.

Что  произошло? Все  наши  камешки  утонули. Вы  заметили, что  образовалось  на  поверхности  воды?  (Рябь, круги). Как  вы  думаете, все  ли  камни  тонут? Посмотрите, вот  этот  камешек  называется  «керамзит», давайте,  исследуем  его. Возьмите  в  руки  керамзит  и  скажите, какой  он: легкий  или  тяжелый? (Легкий). Сравните  его  по  весу  с  галькой  такого  же  размера – что  тяжелее? (Галька  тяжелее). Опустите  керамзит  в  воду. Что  произошло? Как  вы  думаете, почему  керамзит  не  утонул? В  керамзите  много  воздуха, поэтому  он  легкий  и  не  тонет. Вот  какие  интересные  камни  мы  принесли – гальку  и керамзит. А  сейчас  присядьте  за  стол.

Продолжим  рассматривание  наших  находок. Черный  камень  называется «каменный  уголь», а  этот  белый  камешек -….кто  знает? Правильно, мел. Давайте  сравним  их. То, что  один  камень  белый, другой  черный, мы  выяснили. Теперь  сожмите  крепко  камни. Какие  они? Да, твердые, не  меняют  своей  формы  от  сжатия. А  теперь  попробуйте  разломать  мел  и  уголь. Что  получилось? Мел  сломался, раскрошился, а  угол  остался  прежним, его  не  удалось  разломать. Значит, мел  хрупкий, уголь  твердый. А  по  весу,  они  какие?  (Мел  легче  угля)

Знаете  как  образовались  мел  и  уголь?. Мел  состоит  из  останков  мелких  животных, которые  жили  давным - давно. Животные  умерли, но  остались  их  скелеты, панцири.  Со  временем  они  превратились  в  мел. А  черный  камень  образовался  из  растений. Когда  старое  дерево  падало  в  болото  и  долго – долго  там  лежало,  оно  превращалось  в  каменный  уголь.

Камни  все  эти  разные, но  у  них  есть  одно  общее  свойство. Может  быть, кто – ни будь  из  вас  знает, какое?  (Предположение  детей). Скажите, для  чего  нужен  мел? Правильно,  чтобы  писать  в  школе  на  доске  и  рисовать  на  асфальте. А  уголь? Это  топливо, его  сжигают  для  обогревания  домов.

Как  вы  думаете, ребята, могут  ли  камни  сердиться? Возьмите  пипетки, наберите  в  них  лимонный  сок  и  капните  на  мел. Что  произошло? Мел  зашипел, и  появилась  пена. Не   нравится  ему  лимонный  сок.

Еще  мы  с  вами  принесли  песок. Посмотрите, сухой  песок  легко  пересыпать  из  одной  емкости  в  другую (воспитатель  сопровождает  слова  демонстрацией). Рассмотрите  песок  с  помощью  лупы. Из  чего  он  состоит?  (Из  песчинок)  Какие  песчинки  по  размеру?  (Маленькие)  Верно, но  их  еще  называют  кристаллами. Из  кристаллов  состоят  многие  камни. Я  приготовила  для  вас  кусочки  камней, рассмотрите  их  под  лупой  и  найдите  те,  которые  состоят  из  кристаллов. (Дети  рассматривают  различные  камни  через  лупу, с  помощью  воспитателя  отбирают  камни  с  кристаллическим  строением – мрамор, гранит и т.д.)

Вот  мы  и  завершили  нашу  исследовательскую  работу. Вы  узнали  много  нового  и  интересного  о  камнях.  Какие  вам  запомнились камни  и  почему?   (Ответы  детей).

Сегодня  вы  все  были  молодцы, помогали  мне  в  путешествии  и  могли  почувствовать  себя  настоящими  геологами  и  учеными, когда  проводили  опыты. На  память  о  нашей  экспедиции  я  вам  подарю  красивые  камешки.