5 р - АЗБУКА здоровья в МБДОУ д/с "Рыбка"

Любчик Надежда Ивановна

Старшая  группа 2022 г

Занятия, мероприятия, фото, недели здоровья, беседы, советы родителям и т.д.

Воспитатель  группы - Любчик  Надежда Ивановна

 

НЕДЕЛЯ  ЗДОРОВЬЯ

в  старшей группе МБДОУ д/с "Рыбка" - 2021 г.

Воспитатель- Любчик Надежда Ивановна

На неделе здоровья, воспитанники МБДОУ побеседовали в старшей группе под руководством воспитателя Любчик Н.И. о здоровье человека и как в наше время очень важно беречь себя и следить за своим здоровьем. В ходе беседы выяснили что нужно делать ребятам, чтобы быть здоровыми:

соблюдать режим дня, по утрам делать зарядку, закаливать свой организм, правильно питаться, пить фруктовые соки, подружиться с овощными салатами, где много витаминов, которые нужны молодому организму, чаще гулять на свежем воздухе и т.д.

  

ДЕНЬ  ЗДОРОВЬЯ  в  старшей  группе МБДОУ д/с "Рыбка"

ВЕСЁЛОЕ (спортивное) РАЗВЛЕЧЕНИЕ: "ДЕНЬ  ЗДОРОВЬЯ"

провели 30 июня 2022 г

Воспитатель- Любчик  Надежда  Ивановна

Цель - сохранять и укреплять здоровье детей. 
Задачи:
- закреплять знания о необходимых культурно- гигиенических навыках;
- воспитывать интерес к ЗОЖ и спорту;
- развивать выдержку и внимание в играх и спортивных эстафетах ;
- создать радостное эмоциональное настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Профилактика заболеваний»

Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт. Южно – Курильск, Сахалинская область.

Тема. Источники возбудителей заболеваний. Меры профилактики.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профи-лактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

Ход урока

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих организмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы.

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

-бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

-гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

- Палочка Коха

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

Еще в древние времена различные инфекции приводили в ужас человечество, эпидемии различных болезней выкашивали города, страны, гибли миллионы людей. Целые народы становились на грани вымирания, так называемый «мор» считался одним из страшнейших наказаний во всем мире и меры борьбы с ним бывали подчас решительными и беспощадными. Порой выжигались огромные территории со всеми людьми и имуществом, дабы исключить распространение смертельной болезни дальше. На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.

III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью, то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы, грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Издавна было замечено, что многие болезни человека встречаются лишь в определенных частях земного шара: например, желтая лихорадка - в странах Южной Америки и Африки, холера - чаще всего в Индии и в условиях бывшего СССР многие болезни имели достаточно четкий региональный характер. Так, Уфа была «узнаваема» по холециститам, в Тагиле и Таганроге чаще встречались заболевания верхних дыхательных путей; в крупных городах больше отмечается желудочно-кишечных заболеваний; в портовых городах - венерических и т. д. Не только города, но и целые регионы бывшего Союза были «узнаваемы» по характерным заболеваниям. На Крайнем Севере распространены авитаминозы; Дальний Восток опасен клещевым энцефалитом; на Украине и в Белоруссии повышенная заболеваемость бронхиальной астмой; в Дагестане наиболее часто фиксировались железодефицитные анемии.

Инфекционные болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови(лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.



Предварительный просмотр:

Доклад: «Сохранение здоровья воспитанников –

необходимое условие качества образования»

Подготовила воспитатель МБДОУ  детского сада «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт Южно- Курильск, Сахалинская область.

 

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его

– мудрость, а умело распорядиться им – искусство»

 Франсуа Вольтер.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовые документы.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

         Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).

         «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А также указами Президента России:

         «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».

         «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья.

 

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает:

         осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;

         умение регулировать двигательную активность;

         овладение двигательными действиями;

         освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

На ребенка негативно сказывается перегрузка: режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность, а также кружки, недооценка игры, сокращение времени, отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.

Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая  востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.

Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни. Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Безусловно оправданным с этой позиции является такое педагогическое кредо«Минимум лекарств, минимум физиотерапии, максимум движений, воздуха, воды!»

Формирование у детей мотивации к здоровью и включение в физкультурно-оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса способствуют воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению взаимопонимания между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии, а значит, и на состоянии здоровья в целом.

 

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

         приобщение детей к физической культуре;

         использование развивающих форм оздоровительной работы.

 

Формы организации здоровьесберегающей работы:

         физкультурные занятия

         самостоятельная деятельность детей

         подвижные игры

         утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

         двигательно-оздоровительные физкультминутки

         физические упражнения после дневного сна

         физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

         физкультурные прогулки

         физкультурные досуги

         спортивные праздники и развлечения

         оздоровительные процедуры в водной среде.

         Кружок «Школа докторов природы», Ритмика

         Совместные досуги с родителями.

 

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

         медико-профилактические;

         физкультурно-оздоровительные;

         технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

         здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

         валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Воспитатель должен стать для детей носителем культурных ценностей, образцом для подражания. Он создает психологическую атмосферу в группе, задает настрой в течение всего дня. Насколько комфортно чувствует себя воспитатель, настолько комфортно и детям. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним.

 

Основная цель, которую ДОЛЖЕН ставить перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение двигательного статуса детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности воспитатели должны решить следующие задачи:

         обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

         формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

         реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

         формировать основы безопасности жизнедеятельности;

         оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

 

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

         утренняя гимнастика;

         гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

         занятия, прогулки, походы;

         совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

         спортивные праздники и развлечения;

         кружки.

 

Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

 

Правильное питание – залог здоровья.

 

Преимущества питания ребенка в детском саду:

1.     В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.

2.     Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).

3.     В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на десерт в конце кормления.

4.     Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств), а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и.т.д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.

5.     Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.

«Безопасные условия пребывания детей в детском саду».

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса, а именно:

         Безопасная среда (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).

         Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).

         Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.

         Маркировка постельного белья и полотенец.

         Правильное освещение.



Предварительный просмотр:

Профилактика  заболеваний  детей  в  ДОУ.

Подготовила  воспитатель  МБДОУ детский  сад «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт. Южно –Курильск, Сахалинская  область.

Цель оздоровительной работы ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В ДОУ используем следующие профилактические мероприятия.

1. Организация правильного питания детей

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша.

К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).

2. Активный образ жизни и закаливание ребенка

Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, фито- витаминно- медикоментозная терапия, кислородные коктейли.

Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей. Ежегодно устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады.

В настоящее время в условиях детского сада применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

Плавание – это универсальное закаливание для всех. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста выдерживает высокие нагрузки. Кроме того, для дошкольников посещение бассейна становится универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов. 

3. Одежда по сезону

Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям необходимо принести в детский сад запасную одежду, так как режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки.

4. Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями. При выявлении первых признаков заболевания ребёнка необходимо изолировать.

5. Специфическая профилактика заболеваний:

Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация.

Повышение защитных сил организма в осенне- зимний период.

Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др., а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).