3 м- Мастер класс для педагогов по развитию речи 2022

Любчик Надежда Ивановна

МАСТЕР  - КЛАСС  для педагогов по развитию речи

от воспитателя старшей группы МБДОУ д/с "Рыбка"

Любчик  Надежды  Ивановны

26 апреля 2022 г

Тема: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста.
Главная  цель  мастер- класса: постараться  взглянуть по новому на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством. 
Задачи:
1) Показать приёмы и методы работы с произведениями устного народного творчества. 
2) Поделиться опытом работы с детьми по развитию речи путём прямого и комментированного показа действий, методов,приёмов и форм педагогической деятельности. 
3) Повышение уровня профессиональной компетентности участников Мастер- класса. 
4) Популязация инновационных идей,технологий, находок педагогических работников.
НАШ  КОЛЛЕКТИВ  МБДОУ Д/С "РЫБКА"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей в детском саду «Играя - развиваем речь»

Подготовила  воспитатель старшей гр. МБДОУ детский сад «Рыбка» Н.И. Любчик

Пгт. Южно – Курильск, Сахалинская область.

26 апреля  2022 г.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление не литературных слов и выражений.

- Нарушение звукопроизношения.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Поэтому встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры. С помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Тема мастер-класса:

«Играя развиваем речь ребёнка»

Цель мастер- класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Игра: «Нет» или «Да»
Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить

Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.

Игра «Скажи наоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово.

Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот.

Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра "Почему? Да потому что…"
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать - «Потому, что»:,

также можно проводить игру с мячом.
- Почему улетают птицы?
- Почему нельзя купаться зимой?
- Почему снег тает?
- Почему люди берут зонты?
- Почему вызывают врача?
- Почему засыхают цветы?
- Почему мяч катится?
- Почему летом не носят шубы?...

Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)

С помощью этой нехитрой игры, с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово.

Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Су-Джок терапия сказка «Ежик»

Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)
Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идешь?»

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикасаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом,

которые у нас всегда имеются под рукой

(лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей.

Продемонстрированные приёмы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.

Спасибо за внимание.