3 в - Наблюдения и уход за растениями в группе ДОУ 2021-2023

Любчик Надежда Ивановна

ЭКОЛОГИЯ.

Наблюдение и уход за растениями в средней и старшей группах

2021- 2022 уч. гг МБДОУ д/с "Рыбка"

Воспитатель- Любчик Надежда Ивановна

Весна 2021 г.

Наблюдение за веточкой смородины

Наблюдение за веточкой сливы ароматной (весна 2021 г.- средняя гр.)

Наблюдение за ростом лука  и его полив (весна 2021 г- средняя гр.)

Наблюдение и полив комнатных растений

Наблюдение и уход за комнатными растениями весной 2021 г. в средней гр.

НАБЛЮДЕНИЯ за растениями в старшей группе 2021 г

Осень 2021 г.

Наблюдение за цветком "Бульдонеш"

Наблюдение за цветком "Дудки"

СТАРШАЯ  ГРУППА - 2022 г

МАРТ - 2022  "ПОСАДКА  ЛУКА" под руководством воспитателя - Любчик Н.И.

Весна (АПРЕЛЬ 2022 г.)

ТРУД  В  УГОЛКЕ  ПРИРОДЫ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ МБДОУ д/с "РЫБКА"

Уход  за комнатными растениями и луком в апреле 2022

Наблюдение и уход за растениями в старшей группе

2022- 2023 уч. гг МБДОУ д/с "Рыбка"

Воспитатель- Любчик Надежда Ивановна

Апрель 2023 г.

СМОТР- КОНКУРС "ОГОРОДИК  НА ОКНЕ"

Старшая группа под руководством воспитателя группы Любчик Н.И. создала у себя на подоконнике "Огородик на окне"
Актуальность проекта 
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. 
Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. 
Наблюдая за ними, ребёнок обогощает свой личный опыт, на котором и осваивается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, прививать первые навыки активности исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у них эстетического восприятия, чувство красоты и гуманного отношения к природе. 
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. 
Поэтому нами был разработан и внедрен проект ''Огородик на окне'' по сказке: "Три поросёнка"

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

ПО ПРОЕКТУ: "Огородик на окне"

Старшая группа МБДОУ Д/С "Рыбка"

Воспитатели: Любчик Н.И. и  Никифорова Н.П.

пгт.Южно-Курильск

2023 уч.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологии: "Огородник на окне"

Старшая группа. МБДОУ д/с «Рыбка». Весна 2023 уч.г

Подготовили воспитатели МБДОУ детского сада «Рыбка» Н.И. Любчик, Н.П. Никифорова

пгт. Южно-Курильск, Сахалинской области.

Проект: долгосрочный.

Образовательная область: 

«Познавательное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Социально- коммуникативное развитие».

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Продолжительность: 1 месяца.

Участники проекта: дети старшей  группы, родители, воспитатель.

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда детям хочется стать первооткрывателем и исследователем  огромного мира природы. И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность  предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают  внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

 Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие  экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить и обогащать   знания  и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес), Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                             «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

                             «Как потопаешь, так и полопаешь»

Ожидаемые результаты

Для детей

1.Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3.Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4.Вовлечение в творческую деятельность.

5.Развитие познавательного интереса к природе.

6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (1-неделя): 

 -  определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;                                                                                                                                   

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (2- 7 недель):

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты,

творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

- уход за растениями,  наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный (8 неделя):

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.

План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта.  Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатель, родители.

2 этап. Основной.

11.

Чтение художественной литературы.

 Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах  растений.

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, Сказка «Репка».

Сказка «Вершки и корешки»

Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

К. Чуковский. «Краденое солнце»

Бехлерова Е. «Капустный лист».

Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик». «Репка»,белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Воспитатель.

22.

Образовательная деятельность

«Что растет на огороде».

 «Дикорастущие и культурные растения» Рассматривание    цветочных семян через лупу

«Посадка семян овощей»

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

 подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

 обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

 воспитывать у детей бережное отношение к природе.

развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

33.

Практическая деятельность: посадка лука, перца, томатов, кабачки.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. Развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Воспитатель.

44.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Воспитатель.

55.

 

Труд на «огороде на окне»

 Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

 

Воспитатель.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

 

Воспитатель.

66.

Опытническая и эксперименталь-ная деятельность детей.

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде.

А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатель.

77.

Наблюдение

«Как развиваются растения»

Наблюдение за проросшими семенами
Наблюдение за ростом лука.

Наблюдение за проращивание веточки березы, сирени.
 

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»
Цель: рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян. Задачи исследования: изучить роль семени в жизни растения; дать биологическую характеристику фасоли;  практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян;  разработать рекомендации для успешного прорастания семян.

Цели: Формирование экологической культуры дошкольников;

Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке.

О внешнем виде и его характерных особенностях.

Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы.

Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью игр с прищепками.

Воспитывать умение слушать воспитателя.

 

Воспитатель.

88.

Игровая деятельность.

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

Дидактические игры

«Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький»,

 «Один много».

 «Что где растет?»

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Пальчиковые игры

 «Мы капусту рубим»,

«В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

Воспитатель.

3 этап. Заключительный

11.

Беседа с детьми «Витамины с грядки».

Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

 Беседа «Как овощи попадают на стол»
Беседа «Овощи – наши друзья»
Беседа

«Садовые инструменты»

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатель.

22.

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатель, родители.

Рисование «Наш лучок»

 

Цель: формирование умений передавать в рисунке с натуры строение предмета, состоящего из нескольких частей.

Рисование

«Наши растения»

 

 

 

 

 

Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков; воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью.

 

Аппликация

«Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.

 

33.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок.

Подведение итогов работы по проекту.

Воспитатели, родители.

 

Результаты реализации проекта «Огород на окне»

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

 3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

Беседа с родителями «Огород на окне».

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода

на окне.

Провели анкетирование  родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Есть ли у вас огород, дача?

Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?

Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?

Привлекаете ли Вы  ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в

огороде? Если нет, то почему?

Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?

Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка  в оказании помощи?

Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?

Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 80%  родителей  наших воспитанников  имеют данные участки. Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.

Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, фасоль, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем,  выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.

Список литературы

1. …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.

2.  План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

3.  Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

4. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

5. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

6.  Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

7.  Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

8. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

9.  …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с



Предварительный просмотр:

Беседа: «Витамины с грядки»

для воспитанников старшей группы МБДОУ д/с «Рыбка»

весна 2023 уч. г

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт Южно-Курильск, Сахалинская область

Цель: рассказать детям о пользе витаминов и их значение для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Ход  беседы.

Рассказ воспитателя о том, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. Вы, наверное, думаете, почему эти взрослые заставляют вас есть то, что не вкусно. И почему это они любят суп, кашу, мясо? Если бы они, как все дети, любили конфеты, мороженое, пирожное, другие сладости, то все люди ели бы только вкусное.

Ребята! Назовите вашу любимую еду, что вы любите есть сами? (ответы детей).

Обратить внимание детей на то, сколько различных продуктов содержится в названиях любимых блюдах: вкусный салат состоит из овощей и сметаны; шоколад – из какао, молока, масла и сахара; котлеты сделаны из мяса (курицы, рыбы).

А что будет, если питаться одними сладостями? (ответы детей)

Организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, безусловно вредны для здоровья.

Можно вспомнить случай из жизни: кто – то почувствовал себя плохо после того, как съел большой кусок торта с кремом…

Разумеется, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро расти.

(Детям показываются картинки с продуктами, в которых содержатся витамины)

- Знаете ли вы, что их ничем нельзя заменить. А главное, каждый витамин играет свою, особую роль в нашем организме. Без них не проживёшь. Можно прожить, не съев ни одного мороженого или пирожного, даже без конфет не пропадёшь. А вот без витаминов организму плохо, он будет чахнуть, чахнуть и зачахнет.

Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения.

Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.

- А ещё витамины А и Д оказывают воздействие на рост, развитие и окостенение скелета. На рост организма влияет и витамин В.

- По количеству нам требуется больше всего витамина С, причём ежедневно. Он в организме не может запасаться. Этот витамин увеличивает продолжительность жизни, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям. Если всё - таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправиться

Игра на внимание: «Аскорбинка: какие витамины нам необходимы для здоровья.» В каких продуктах они находятся.

Дети выбирают подходящие продукты к своему витамину, указанному на карточки.

Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, лук, мясо, шоколадные конфеты т. д

А теперь, ребята, послушайте стихотворения про полезные продукты:

1. Помни истину простую – лучше видит только тот, кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

2. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Чёрный хлеб полезен нам, и не только по утрам.

3. Рыбий жир всего полезней хоть противный – надо пить. Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить.

4. От простуды и ангины помогают апельсины, ну а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.

5. Ты попробуй решить не хитрую задачку: Что полезнее живать – репку или жвачку?

Загадывание загадок:

1. Красная девица, каменное сердце (вишня)

2. Был ребёнок – не знал пелёнок, стал старичок – сто пелёнок на нём. (капуста)

3. И зелен, и густ – на грядке вырос куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать (зелёный лук)

4. Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит (подсолнух) .

Зрительная гимнастика (зрительный тренажёр) .

Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть не знает. На верху созрела слива, а внизу растёт крапива; слева – свёкла, справа – клюква, снизу – свежая трава, сверху сочная ботва. Закружилась голова, кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами, выбрать ничего не смог и без слов на землю лёг (закрывают глаза) .

Воспитатель

- Вы знаете, что в зеленом луке очень много витаминов, и мы сами вырастили его в группе. Теперь и у нас в группе будут свои витамины, а за обедом мы их будем кушать. Посмотрите какой он вырос, нужно кушать лук что бы быть здоровыми и не болеть.

После воспитатель приглашает всех детей в круг:

«Мы с вами знаем что делать чтобы быть здоровыми и крепкими. А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим доброе пожелание. Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания

Список из наиболее важных витаминов, которые обычно рекомендуются для потребления:

Витамин А — играет важную роль в улучшении зрения и поддержании здоровья кожи. Он содержится в яйцах, молоке, абрикосах, шпинате, сладком картофеле.

Витамины группы B дают энергию, которая нужна организму для осуществления важных процессов жизнедеятельности, а также активно участвует в создании красных кровяных клеток, которые доставляют кислород ко всем клеткам тела. Витамины группы В можно получить из пшеницы, овса, рыба, морепродукты, зелени, молока, йогурта, фасоли, гороха.

Витамин С способствует укреплению десен и мышц, а также помогает заживлению ран и преодолению инфекций. Основным его источником являются помидоры, капуста, брокколи, клубника, лимон, шиповник.

Витамин D — укрепляет кости и зубы, а также способствует усвоению кальция. Содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, и некоторых других молочных продуктах.

Витамин Е отвечает за функции легких, а также помогает в формировании красных кровяных клеток. Его можно найти в орехах, зелени, овсу, пшенице, молоко.