6 в- Обучение грамоте в ДОУ старшая группа 2021- 2023

Любчик Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

Обучение  грамоте.

Занятие в старшей группе «Звук [У] и буква У»

Подготовила  воспитатель  МБДОУ  детского  сада  «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт. Южно - Курильск, Сахалинская  область

Цель:

-познакомить детей со звуком и буквой «У».

-учить детей определять на слух слова с заданным звуком.

-вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У».

-развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения;

Материал демонстрационный:

  • касса букв большого формата,
  • картинки:  филин, утка, утюг, кактус, лук, эму.

Материал раздаточный: касса букв.

Организационный этап.

Дети здороваются друг с другом:

- спинкой;

- мизинчиком левой руки;

- носочком правой ноги;

- правой рукой.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята отгадайте загадку.

Глазище круглы,

Когтище остры,

Носище кривой-

Разбойник лесной. (Филин)

Воспитатель: 

Ребята, скажите, пожалуйста, какой звук издает филин (Звук «У»). Да, филин ухает громко, вот так«У-У-У», то тихонечко«у-у-у»Звук «У» произносится голосом, губы складываем трубочкой. Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает, значит, звук «У» гласный.

Воспитатель: 

А какой вы еще знаете гласный звук? Правильно, звук «А». Чем отличается звук от буквы(Звук мы слышим, а букву видим). Давайте мы все вместе произнесем звук «У». Сначала мы произнесем его протяжно, представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук у-у-у-у. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук «У» мы можем петь, тянуть. Каким цветом мы его обозначим? (Красным). В каком замке он будет жить? (В красном).

Дети нажимают на красный кружок и произносят у-у-у-у.

Игра: «Поймай звук в слове».

А сейчас мы поиграем с новым звуком. Я буду называть разные слова, а вы хлопать в ладоши, когда услышите звук «У».

Слова: УЛЕЙ, УЛИЦА, АИСТ, ОСЫ, УЛИТКА, ИГЛЫ, УТРО, АСТРА, УТЮГ,

ОСЛИК, ИГРЫ, УТКА.

Воспитатель: 

На что похожа буква У? Давайте напишем букву У пальчиком в воздухе.

Сначала палочка, потом сучок.

Физкультминутка

Филин спал в дупле глухом.

Вдруг услышал где-то звон.

Вылез он и посмотрел

Всю округу оглядел.

Повернулся, посидел.

У-у-у-у-у-у-у-у-у.

Вдруг вспорхнул и улетел.

В каждый глянул уголок,

Прилетел, и спать залёг.

Произношение звука «У» в словах.

Воспитатель показывает детям картинки, дети называют их, выделяя голосом звук «У»:

Утка, Утюг, лУк, кактУс, ЭмУ.

Определяется позиция звука «У» в данных словах, вначале, середине и в конце.

Игра «Эхо».

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вошли в лес. Мальчики зашли за деревья и не видят девочек. Вот мальчики посоветовались между собой и решили позвать девочек. Они придумали замечательную песенку – «искалочку».

Она поется вот так: сначала долго тянем звук «аааа», а потом звук «уууу».

Крикнем хором: «Ау».

Еще раз! Молодцы! Девочки услышали мальчиков и отвечают им«Аууу».

Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, однов-ременно выставляя буквы.

Воспитатель ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит к другой букве, начинает произносить звук «у»: аа- уу.

Дети хором произносят слово 2 раза. Затем несколько детей по очереди читают это слово вслух. Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и «не отставал» от нее. Затем дети самостоятельно выкладывают слово «ау» в своих кассах.

Игра «Буква У потерялась».

- Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву «У» и обведите красным карандашом.

А теперь, ребята вам надо самим придумать предложение из трех или

четырех слов со словом «утка». Дети придумывают предложения.

Итог:

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

В каком замке поселился?

+ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Тема: Звук /О/ и  буква /О/ в старшей группе МБДОУ д/с «Рыбка»

Зима 2022

Подготовила  воспитатель  МБДОУ  детского  сада  «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт. Южно- Курильск, Сахалинская  область.

Цель: ознакомление детей со звуком и буквой О, о, понятием «гласный звук»

Задачи:

1.Закрепить понятие «гласные звуки»;

2.Закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях; 

3.Закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;

4.Познакомить детей с буквой «О», её графическим изображением.

5. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие,

6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

7. Развивать дыхание, голос, мимику;  память. 

8. Воспитывать у детей нравственные качества, взаимопомощь.

Демонстрационный материал: 

  • презентация: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, буква А, картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко - тихо», «Длинно - коротко». 

Раздаточный материал: 

тетради по обучению грамоте, цветные карандаши, ручки, презентация.

Ход  образовательной  деятельности:

1. Организационный этап:

Вспомните с какой буквой и звуком  мы познакомились в прошлый раз?

- Какой это звук? (гласный)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

– Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:

Окна, осы, облако, овощи, олень, одуванчик.

- Какой звук слышится в этих словах в начале слова?

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

- Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.

Это какой звук?

- Почему?

- А какие еще звуки вы уже знаете?

- Какие они?

- Почему их называют гласными?

Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем  (каким?) красным цветом.

3. «Хлопни, если услышишь «О»

1) А  У  О  И  Э  О  У  У  И  О  А  О

2)  АН, ОМ, АМ, ОН, УН, ИН, УМ, ЫН

4.Знакомство с буквой «О»

Работа в тетрадях. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.

- А ещё Оля хочет познакомить вас с её любимой буквой. Показ буквы.

- Это буква О. Буква О обозначает звук О.

- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

- На какую геометрическую фигуру она похожа?

-Найдите в группе предметы похожие на букву О.

- Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком. 

5. Анализ буквы О.

- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).

- Сколько элементов у буквы о (один).

- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.

Напечатайте букву «О» в своих тетрадях

6. Написание буквы О.

Л.: Откройте тетради, возьмите ручки и аккуратно напечатайте букву О в тетрадях по клеточкам.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы сейчас подружим маленькие пальчики. (Дети соединяют пальцы обеих рук попарно).

1,2,3,4,5 .Мы закончили играть. (Кулачки – лучики).

 

6. Игра «Определи место звука в слове»

- Напиши букву «О» в прямоугольнике там, где слышится звук «О» в названии этих предметов (начало, середина, конец)

- Напиши в красной бусинке букву «О».

7. Игра «Назови слова со звуком «О»

    О---О---О…

    О---О---О…

    О---О---О…

8.  Игра «Запомни и назови» 

- Ребята, посмотрите на картинки, которые мы назвали.

А теперь я спрячу картинку, а вы мне скажете какую картинку я спрятала. 

- Прочитайте.

          О---О---О…

III. Заключительная часть. Подведение итогов, оценка детей. 

- Ребята, вспомните, какой звук мы сегодня повторяли на занятии? 
- Какой это звук? 

- Каким цветом обозначаем? 

- С какой новой буквой сегодня нас познакомила Оля? Запомнили букву?

- Что понравилось больше всего? 
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в facebookподелиться в майлру




Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей  группе

по теме «Звуки т, ть. Буква Т» март- 2022

Подготовила  воспитатель  МБДОУ  детский  сад  «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт Южно- Курильск, Сахалинская  область.

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.

-Упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец.

-Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

-Формировать способность проводить звуковой анализ слов.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.

в пространстве.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво.

А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот,  глаз, дуб.

II. Основная часть занятия:

Артикуляционная гимнастика.

(«Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»;

«Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка

– с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка,

ш-ш-ш; Открыли рот)

Зашифрованная картинка

Я стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будут дети жить в нем. (Молоток)

Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!

Многократное изолированное произношение звука

«Как стучит молоток? - т-т-т»

Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.

Целый день тук, да тук

Раздается громкий стук

Молоточки стучат

Строим дом для ребят.

Одновременно дети выполняют следующие движения:

1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок

2 – наоборот;

3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.

-Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить?

Знакомьтесь кот Том и котенок Тим (Появляется картинка)

У ребят есть друзья, звуковички.

Ребята решили нас познакомить с одним из звуковичков.

С каким попробуйте отгадать.

Этот звук слышим, когда произносим имена детей Таня Толя.

Какой первый звук мы слышим в именах?

-Звук [Т]

-Давайте познакомимся

Характеристика  звука: 

Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т]: 

б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной);

в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений (при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)

Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху), твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее.

Произносим звук [Т]: тихо.

Обозначение: синий кружок (картинка)

Символ звука:

Большой молоток стучит: ТТТТ....

Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.

-Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…

Ребята, звук ть у нас поется? (нет) Значит, он у нас какой? (согласный, т.к. встречается преграда язычок и зубы), мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко)

Обозначение: зеленый кружок (картинка)

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик  – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.).

Напомните мне чем звук отличается от буквы?

- Раздадим подарки Тому и Тиму:

у детей  на столах картинки:

со звуком Т – Тому (поднимем синий кружок),

ТЬ – Тиму (поднимем зеленый кружок).

Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные кружочки).

Дети вкладывают свою картинку в соответствующий вагон (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.

Игра:

«Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно»,

«доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  

лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…,

Ники…, сви… .

Динамическая пауза.

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

  -Зрительный образ буквы Т:

выложить букву Т только из трёх палочек.

-Отыскать букву Т среди других букв.  

Работа детей по карточкам.

Найди и обведи букву Т.

III. Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дать характеристику звукам [т], [т’]

Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Ознакомление с артикуляцией звука П

Тема: «Звуки [п], [п*] и буква  П».

Март 2022- старшая группа МБДОУ д/с «Рыбка»

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт. Южно – Курильск, Сахалинская область

Цели: 

  • уточнение артикуляции и произношения  звуков [п], [п*],
  • знакомство с буквой «П»,
  • развитие звуко-слогового анализа слов,
  • развитие  фонематического восприятия,
  • формировать знания о структуре предложения,
  • развитие связной речи,
  • развивать внимание, память и логическое мышление.

Оборудование: 

  • Предметные картинки – пенал, павлин, портфель, шапка, черепаха,

пальто, подушка, платье, капуста, помидор

  • изображение сказочного героя Пьеро,
  • наборы для составления схем;
  • тетради;
  • карандаши;  
  • картинки для составления предложений,
  • шуточное изображение буквы П.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Послушайте  стихотворение и отгадайте, о какой букве идет речь.

Букву ту в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Влез на букву озорник, он решил, что та – турник!

Шуточное изображение буквы П. 

- Кто догадался, какие звуки будем сегодня изучать?

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [п], [п*].

3. Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы хорошо говорить выполним упражнения для язычка и губ:

  • «Заборчик».
  •  «Трубочка».
  •  «Блинчик».
    • «Чашечка».
    • «Чистим зубки».
    • «Лошадка».
    • «Качели».
  • «Часики».

3. Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков [п], [п*].

- Чем звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Когда сильнее смыкаются губы?

- Какой буквой на письме будут обозначаться звуки [п], [п*].

4. Знакомство с героем занятия.

- Посмотрите на доску и скажите, какой сказочный герой пришел к нам в гости?        

                                                                                                                        (Пьеро).

- Из какой сказки этот герой?

5. Развитие фонематического восприятия.

   Выделение «дежурных» звуков.

- Пьеро предлагает вам выполнить  задания.

- из ряда звуков: П, Б, В, Т,  П, П*, Б, Б*(хлопни в ладоши)
- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, БИ, ПЭ, БУ, ПО, БЕ, ПИ(хлопните в ладоши)
- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [П], [П*])

6. Чтение звуко комплексов.

Ап, уп, ип, оп, ауп, аип.

Назови обратный слог.

Ап-па, оп-по, уп-пу, ип-пи, ып-пы.

7. Определение места звука в словах. Игра «Доскажи словечко».

Паль*, па*, лам*, тро*, паути*, пана*, кеп*, пав*, лопа*, ук*, ли*.

8. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

9.Развитие слогового анализа и синтеза.

- Отгадайте загадки. Слово-отгадку разделите на слоги.

Начертите схемы в тетрадях.

Пять братьев вместе родятся,

А росту разного. (Пальцы).

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук).

Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами. (Петух).

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, но чихает. (Пылесос).

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела).

  1. Работа над предложением.  

- Закончи предложение словом со звуком [п], [п*].

Полина поливает ____________ (тюльпаны).

Мальчик бросает ____________  (палку).

По реке плывет ______________ (пароход).

На деревьях набухли _________ (почки).

- Начертите схемы предложений.

11. Итог.

- Над какими звуками работали?

- Чем похожи звуки?

- Чем отличаются?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками  [М] и [М']  

и буквой « М»  в старшей группе – март 2022

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад  «Рыбка» Н.И. Любчик

пгт Южно- Курильск, Сахалинская область.

Интеграция ОО:

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М);

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);

- выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

Виды детской деятельности

Методические приёмы

игровая

игровые ситуации, дидактическая игра :

«Хлопни - топни»;

игра  « Весёлый язычок»,  

д/и « Скажи наоборот»,

мотивация: «Приглашение в путешествие

по волшебной стране звуков и букв ».

познавательно - речевая

решение проблемных ситуаций

продуктивная

буквенный конструктор (буква М),

мастерская по изготовлению продуктов

детского творчества –        

«дорисуй букву по точкам».  

коммуникативная

ситуативная беседа, вопросы,

отгадывание загадок; чтение стихов.

Место проведения: группа

Количество детей: 18

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материал: 

  • карточка с изображением буквы и звука «М» (шрифт чёрный),
  • картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный),
  • предметные картинки, где присутствует звук «М»,
  • схемы предложений,
  • схема произношения звуков,
  • фланелеграф,
  • наборное полотно.

Раздаточный материал:

  • схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова,
  • схемы для определения местоположения звука в слове и фишки,
  • схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики,
  • карточки для определения  твёрдых и мягких звуков (синие, зелёные),  
  • предметные картинки, где присутствует звук «М»,  
  • картинки – сюрпризы.  

Ход занятия:

Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД)

– дети встают полукругом.

- доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой.

Вы готовы?  - да.

Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

- Сядет тот, кто придумает  слово  со звуком (А) в начале.  

– Сядьте  правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру:  

«Весёлый язычок», возьмите зеркала  - артикуляционная гимнастика: 

«Улыбочка» - «Хоботок»

«Заборчик» - «Птенчик»,

«Часики», «Качели»,

«Чашечка»  (схемы – карточки для  показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились.

Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы.

- Они какие?

- Гласные.

-  почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки.

Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка:  

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина) 

Появляется соответствующая картинка.

Слушайте третью загадку:

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.  

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)

 - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

 - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

 

- Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

-  Что происходит с нашими губами?

-  Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Что происходит с нашими зубами?

- они смыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

-  Да, а воздух выходит свободно?

-  нет, воздух встречает преграду

-  Что ему мешает?

-  губы.

- Звук (М) какой?

- согласный, твёрдый.

- каким мы его обозначаем цветом?

 -Синим. (в –ль выставляет кружок синего цвета)

- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- согласный , мягкий.

- каким цветом мы его обозначаем?

- зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)

- А для того, чтобы это всё получше  запомнить, я предлагаю поиграть в игру:

«Хлопни - топни»

(я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук М;

а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.

Физкультурная  минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

(в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

- посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе:

(мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан) 

Гимнастика для глаз.

- дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

- Дети, что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

- А буквы ?

- Пишем.

- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

- На что похожа буква М? (ответы детей)

-  А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Молодцы.

Звуко – буквенный  анализ слова « Мак»

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).

У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки

(синего и красного цветов).

- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

- Под маком нарисованы клеточки,

- Что это обозначает?

(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

Какой звук первый?    - ( м) – согласный, твёрдый, синим цветом.

- Какой второй? - (а)- гласный, красный.

- Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.

 - Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Сколько согласных?- два,  какие?- (м), (к).

- Сколько гласных? – один, какой?-  (а)

- Сколько слогов в слове  «мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).

 - Оживите звуки, первый и второй. ( дети ставят вместо фишек буквы)

4)  Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

- Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Мак»

 - Составьте  предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме. 

( звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.

Анализ предложения:

- С какой буквы начинается предложение? – с  заглавной.

- Что ставится в конце предложения? – точка.

- Сколько слов в предложении? – три

- Какое первое?

- Какое второе?

- Какое третье?

- Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.

- Молодцы, справились с заданием.

-  Давайте заселим  букву М  в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят , в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М). 

- (дети встают в круг)

Рефлексия:

 - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- С буквой М (м).

- Какой звук она обозначает?

- Звук [ м ].

- Какой это звук? (согласный)

- А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)

- Правильно.

- А что вам больше понравилось?

- Что  интересного запомнилось?

Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями  я вам  хочу подарить волшебные  «картинки – невидимки» 

(с изображением буквы М точками.)

- Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в старшей группе Тема: «Звуки [К], [К’]. Буква К.»

Конспект занятия: «Звуки [К], [К']. Буква К.» по лексической теме «Посуда»

для старшей группы МБДОУ д/с «Рыбка» - 30.03.2022

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Рыбка» Н. И. Любчик

пгт Южно- Курильск, Сахалинская область

Тип занятия: занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками

Цель занятия:

- Ознакомление со звуками [К], [К'] и буквой К.

- Уточнение артикуляции звуков [к- кь];

- Ознакомление с буквой К;

- Закрепление образа буквы;

- Формирование навыка чтения слогов с буквой К.

- Обобщение представлений о посуде: названия предметов, посуды, материал;

- Формировать умение делить слова на части — слоги.

Задачи:

  • Закреплять знания по лексическим темам: «Фрукты», «Электрические приборы», «Игрушки», «Посуда».
  • Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, логического мышления и зрительного восприятия.
  • Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова к заданным звукам.
  • Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятель-ности, активности и взаимопомощи.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте все поздороваемся с гостями.

1. Организационный момент:

Психологический настрой.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Загадка:

Ночью совсем не спит, дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет, ну конечно же это … (кот)

Кота зовут Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве и просит помочь найти их.

Ну, что ребята отправимся с ним.

1, 2, 3, 4, 5 – Путешествие пора нам начинать.

Какие же его любимые звуки?

У него имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята!

Догадались, какие это звуки? («К и К*»).

Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда  звуках «К и К*»,

и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.

Где же мы будем искать звук «К»?

Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!

Чем буквы отличаются от звуков?

(звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).

В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.

Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*»,

(на улице гласных или согласных звуков).

2. Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].

Произнесите звук: /Кк/

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*

При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.

Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).

Верно. Какой же это звук? Согласный.

На картинке изображен (слайды) «кот».

Давайте произнесем слово: «кот»

Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо).

Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.

Давайте произнесем слово: «кит»

Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко,

по-доброму и обозначим — кружком зелёного цвета.

Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)

Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». (слайды)

Игра: «Из чего сделана посуда?» (слайды)

Из металла – металлическая,

Из стекла – стеклянная

Из пластмассы – пластмассовая

Из глины – глиняная

Из фарфора – фарфоровая

Из золота – золотая

Из дерева-деревянная

3. Гимнастика для глаз

Игра «Назови слова на звук К».

Сядет на стульчик тот кто назовет слово которое начинается на звук К

4. Знакомство с буквой К.

«На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит».

Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К.

Буква К: состоит из трех палочек,

одну большую прямую палочку поставим вертикально,

две под наклоном приставляем к середине.

давайте пропишем в воздухе букву К.

5. Деление слов на слоги.

На доске картины посуды, назвать их и сказать сколько слогов в каждом слове.

Кастрюля, чайник, чашка, тарелка.

6. Упражнение в чтении прямых и обратных слогов:

Прочитаем слоги.

КА, КО, КУ, КЫ

АК, ОК, УК, ИК.

7. Физминутка

«Кузнечик» (слайд)

8. Работа в тетрадях.

Откройте свои тетради и запишите букву К.

Кот Кирилл нас благодарит.

Вот спасибо, помогли,

Звук и букву «К» нашли.

Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!

«1,2,3,4,5- путешествие пора нам завершать, (пальчики по 1, хлопки (ладонь-кулак)

1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)

Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?

9. Отгадайте  ребус

Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!

(рыба К, К оса)

10. Итог занятия:

Какими звуками мы познакомились? Какой буквой обозначается этот звук?

Сюрпризный момент

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

И коту Кириллу тоже, он передал вам одно угощение, которое начинается на звук К.

Угадали?