3 г - Проект по экологии "О лягушке"

Любчик Надежда Ивановна

ПРОЕКТ по ЭКОЛОГИИ "О  ЛЯГУШКЕ - 2020г"

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

Сегодня 16 июня 2020 года в младшей группе под руководством воспитателя Любчик Надежды Ивановны, ребята младшей группы начали изучать интересный эксперимент (проект) с выведением головастиков из икры лягушки. Талант, вторчество и фантазия воспитателя для подопечных, как Вселенная с множеством загадок на Земле. Дети в большом восторге от увиденного и происходящего, благодаря такому воспитателю, как Надежда Ивановна.

    Проект  «О  развитии  и  пользе  лягушек  в  природе».

Формирование  у  дошкольников  представлений о  живой  не  живой  природе

Тип  проекта - образовательный

Вид  проекта:

  • По  предметной  области - экологический;
  • По  характеру  предметной  области – исследовательский;
  • По  составу – подгрупповой  для  детей 3-4 года;
  • По  продолжительности – двух- трех  месячный.

Цели: Дать  представление  о  внешнем  виде  и  строении  лягушек, отражающих  ее  приспособленность  к  условиям    окружающей  среды, и  образе  жизни.

Задачи: Показать  детям, что  из  одной  икринки  развивается  и  вырастает  лягушка.

 Развивать  наблюдательность, интерес  к  явлению, образность  мышления.

Учить  делать  выводы, обогащать  словарный  запас.

Основные  виды  детской  деятельности

  • Совместная  с  взрослыми;
  • Занятийная;
  • Досуговая.

Формы, методы  и  приемы  работы

1.Наблюдение.

2.Чтение  и  обсуждение  стихотворений.

3.Опыт  и  элементарное  экспериментирование.

4.Рассматривание  иллюстраций.

5.Беседа.

6.Отгадывание  загадок.

7.Аппликация.

8.Подвижная  игра.

9.Сюрпризный  момент, элементы  новизны.

Результативность

Дети:   имеют  представления о  развитии  и  пользе  лягушки; делают  выводы  по  результатам  опыта; используют  в  активной  речи  слова, о  росте лягушки  из  икринок. У  детей  развивается  познавательный  интерес к  самой  лягушке и пользе  ее  в  природе.

Воспитатель: картотека  наблюдений  о  росте  лягушке; конспекты  беседы, занятий, наблюдений.

Родители: имеют  представления  о  содержании  проекта,   оказывают  помощь  при  подборе  необходимого  материала  для  реализации  проекта.

         СОДЕРЖАНИЕ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ФАЗЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этап

Время  в

режиме дня

 Место

проведения

       Содержание  работы воспитателя

1.Игровая

мотивация

Первая половина дня

Групповая  комната

Сюрпризный момент (Приложение 1)

Цель: привлечь внимание; вызвать  интерес к происходящему.

2.Организация

работы над

проектом

Первая половина дня

Групповая комната

Подвижная игра «Мы лягушата»

(Приложение 5)

Групповая комната

Наблюдения (Приложение 2)

Цель: обобщать знания детей  о переходе  икринке в лягушку .

3.Практическая

деятельность

по решению проблемы

Первая половина дня

Групповая комната

Экспериментирование (Приложение 3)

Цель: учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; дать детям первые элементарные знания о пользе лягушек.

Первая половина дня

Групповая комната

Беседа (Приложение 4)

Цель: показать, рассказать, где  живет, чем  дышит, чем  питается  лягушка и  какую  пользу  приносит  природе  и  человеку?

Первая половина дня, вторая половина дня

Участок группы

Подвижные игры экологического содержания

(Приложение5)

4.Презентация продукта деятельности

Первая половина дня

Групповая комната

Коллективная аппликация способом обрывания

«Лягушка» (Приложение 6)

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в коллективной работе; подвести детей к формированию вывода о решении проекта.

5.Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.

Вторая половина дня

Групповая комната

Обобщающая  беседа.

Цель: совместно определить тему нового проекта

 

Сюрпризный  момент      Приложение 1

Воспитатель. Послушайте,  ребята,  какая  история произошла с  головастиком  однажды  весной.

Ранним  утром  в  небольшом  водоеме  в  лесу  плавал  головастик  со  своими  друзьями.  Подбежали  к  водоему  ребятишки,  черпнули  воды   в  ведро  и  попал  туда  наш  головастик. Стали  ребята  воду  разливать  по  емкостям, кто- то для  игры  с  песком, кто- то  для  пойманной  рыбешки, а  кто- то для  ракушек  собранных  около  водоема. Вот  туда- то  и  попал  наш  головастик. Не  сразу  заметили  его  ребята  и  отнесли ведерко  с  ракушками  домой. Разглядывая  ракушки, дети  заметили  головастика  и  задумались, что  же  делать  с  ним. А  вы  как  думаете, ребята?

Наблюдения   в  живом  уголке      Приложение 2

1.В  течение  шести  десяти  дней  наблюдаем  в  аквариуме  за  икрой  привезенной  с  лесного  водоема.

2.При  появление  из  икринок  головастиков, начинаем  их  подкармливать  сухим  кормом  для  рыб.

3.Наблюдаем, что  хвостик  начинает  уменьшаться,  и  появляются  передние  две  ножки.

4.Затем, наблюдаем, как  появляются  задние  две  ножки  и  хвостик  совсем  исчез.

5.Образовалась  маленькая  лягушка, отвозим  лягушат  в  тот  лесной  водоем.

Опытно- экспериментальная  деятельность.   Приложение 3.

Опыт 1. Выделить  каждому  ребенку  небольшую  мисочку, в  которую  в  которую  они  нальют  воду. Мисочку  с  водой  дети  оставляют  в  лаборатории  и  регулярно  наблюдают  за  ними  до  тех  пор, пока   вода  не  испарится. Каждый  раз  во  время  наблюдения  воспитатель  спрашивает  детей, уменьшилось  ли  количество  воды.  Если  воду  подкрасить, следы  краски  останутся  на  стенках  посуды  и  будут  указывать  на  изменение  уровня  воды. Куда  исчезла  вода? Что  с  ней  могло  случиться?

Беседа     Приложение 4

Воспитатель. Лягушка  под  водой  и  на  земле, как  и  человек,  дышит  воздухом, пузырьки  это  кислород, а  в растениях  они  прячутся. Ребята, а  вы  знаете, что  лягушки  приносят  огромную  пользу  природе и  человеку?

Лягушка  охотится  за  комарами, пауками, стрекозами. Может  даже  поймать  маленькую  рыбку.  Лягушку,  сидящую  чаще  всего  можно  видеть  в  зарослях  и  на  берегу. Так  какую  пользу  приносят  лягушки  природе  и  человеку?

Подвижные  игры        Приложение5.

  • «Мы  лягушата»

Дети  получают  бумажные  короны  с  рисунками  насекомых. Воспитатель  надевает  бумажную  корону  с  рисунком  лягушки. Дети  стрекозы, комары, пауки  окружают  лужайку, водят  хороводы, играют. Затем  по  команде  воспитателя «Лягушка  вышла  на  охоту». Дети  разбегаются,  прячутся  в  зарослях, а  лягушка  охотится.

  • «Солнышко  и  дождик»

 На  слова  воспитателя «Дождик  идет!»  дети  бегут  в  сои  домики, а  на  слова «Солнышко  светит!»- выходят  на  площадку. Выполняют  произвольные  движения.

  • «Через  ручеек»

 Вдоль  площадки  кладут  два  шнура  на  расстоянии 1,5-2м  один  от  другого - это  «ручеек». На  берегу  стоят  дети. Они  должны  перейти  ручеек  по  «камешкам»  или  по  «мостику» (по  досточке)  на  другой  берег, не  замочив  ног. Тот, кто  оступился  и  промочил  ноги, идет  сушиться  на  солнышко – садится  на  лавочку.

  • «Лягушата  и  Аист»

Дети  получают  шапочки  лягушат, а  воспитатель  надевает  шапочку  аиста.

Лягушата  на  болоте  перепрыгивают  с  кочки  на  кочку, стараются  поймать  комарика. По  сигналу  воспитателя  «Аист  вышел  на  охоту!» Лягушата  разбегаются  и  прячутся  за  кочками  на  болоте.

Презентация      Приложение 6

Коллективная  аппликация  «Лягушка»

 Воспитатель  предлагает  детям  еще  раз  понаблюдать  за  лягушкой  в  аквариуме, а  затем  проводит  беседу  по  вопросам:

-В  каких  водоемах  живут  лягушки?

-Чем  питаются  и  какую  пользу  приносят  лягушки?

-Какого  цвета  лягушки?

Воспитатель. А  теперь  послушайте  стихотворение Р. Алдонина.

Лягушка  квакушка, улыбка  до  ушей.

Веселая  подружка  и  рыбок  и  мышей.

Попрыгает  по  суши, поплавает  в  воде.

Веселая  лягушка, не пропадет  нигде.

И  тут  и  там  она  своя, она  же  земноводная.

Её  люблю  за  это  я, хотя  она  холодная.

О  каких  лягушках  рассказывается  в  стихотворении?

Может  быть  кто -  нибудь  лягушек  видели  в  природе?

Предлагает  каждому  из  детей  мелкие  обрывки  цветной  бумаги, смазать  лягушку клеем  и  наносить  обрывки  на  части  тела.

Дети  выполняют.

Литература

1.Ковинько Л.В. Секреты  природы – это  так  интересно. – М.: Линка-Пресс,2004.

2.Рыжова Н.А. Волшебница  вода // Дошкольное  образование. – 2004.- № 11,12

3.Голубева Е.Б. Земноводные – СПб.:2005.

4. Травина И.В. Красная  книга – М.: РОСМЭН, 2017.

5. Букина В.О. Пространство  детского  сада: Познание, Экология Издательство «ТЦ СФЕРА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по  Экологии «О  развитие  и  пользе  лягушек  в  природе» Подготовительная  группа.

Подготовила  воспитатель  МБДОУ  детского  сада  «Рыбка» Любчик Н.И.

пгт. Южно – Курильск, Сахалинской  области.

Цель: Дать  представление  о  внешнем  виде  строении  лягушек, отражающих  ее приспособленность  к  условиям  окружающей  среды  и  образе  жизни.

Оборудование: иллюстрации  с  изображением  лягушки, набор  из  11-и  карточек, набор  цветных  карточек (на  магнитах) с  изображением  насекомых, птиц, животных, рыб. Детские  работы  по  аппликации  из  цветной  мозаики  по  сказке  «Царевна  лягушка»

Предварительная  работа:

Опыт: «От  икринки  до  взрослой  лягушки»

Поход  к  реке  Винай – наблюдение  в  природе  за  лягушками.

Чтение  русских  народных  сказок.

Ход  занятия: запись  шума  леса, ручейка, птиц.

Воспитатель. Ребята, вы  любите  лес, нашу  Курильскую  природу?  (Да!)

Мы  любим  лес  в  любое  время  года,

Мы  слышим  ручеек  медленную  речь

Все  это  называется  природа.

Давайте  же  ее  всегда  беречь!  (отрывок  из  песни «Это  называется  природа»)

Природа- это  еще  и  красота, без  которой  не  может  обойтись  человек. К  сожалению, некоторые  растения, животные, бабочки, насекомые  находятся  в  большой  опасности, многие  из  них  погибают  от  рук  человека, от  загрязнения  почвы, воды, воздуха.  Не  случайно  создана  Красная  Книга  природы, куда  занесены  исчезающие, редкие, находящиеся  под  охраной  государства  животные  и  растения. (Показ  красной  Книги)

Почему  же  обложка  имеет  красный  цвет?   (Ответы  детей)

Воспитатель. Правильно – это  сигнал  опасности, знак  беды. Давайте  ребята  постараемся  с  вами  беречь  нашу  Курильскую  природу. Сохраним  первозданную  красоту.

 Сегодня  я  хочу  познакомить  вас  с  некоторыми  обитателями  водоема. Вы  любите озеро, речку, пруд?  Тогда  отгадайте  загадку?

Скачет  зверюшка, не  рот  а  ловушка.

Попадут  в  ловушку  и  комар  и  мошка.   (Лягушка)

Посмотрите  жизнь  в  пруду  вовсе  не  такая   спокойная  и  мирная, как  кажется.   (Показ  короткого  видео)   Раннею  весною  с  водоема  я  черпнула  лягушечьей  икры  и  поместила  ее  в  емкость, подсыпала  грунта, посадила  водоросли,  и  мы  с  вами  наблюдали  долгое  время  за  развитием  икринке. Подкармливали  рыбьем  сухим  кормом. И  результат  на  лицо.

 Маленькие  лягушки  совсем  не  похожие  на  взрослых. Посмотрите   в  окно, за  окном  весна, ярко  греет  солнце, вода  в  реках, озерах  становится  теплее. В  это  время  в  воде  можно  обнаружить  вот  такие  шарики  липкие, прозрачные, с  черной  точкой, это  икринки  лягушки (к.№1). Через  некоторое  время  из  прозрачного  шарика  вырастает  головастик, который  мало  похож  на  лягушку. Почему  его  так  называют?

Дети: большая  голова, маленькое  туловище

Воспитатель. Да  сначала  у  головастика  есть  только  туловище, голова  и  хвост (к.№2)

Проходит  время, головастик  растет, и  у  него  появляются  задние  лапки  (к. №3), затем  передние  лапки, а  хвостик  уменьшается  (к. №4).   Развитие  лягушек  продолжается  2-3  месяца. Похож  теперь  головастик  на  лягушку?  Чем  он  отличается?

Дети: у  головастика  есть хвост.

Воспитатель. Наконец  хвост  исчезает, и  головастик  превращается  в  лягушку (к. №5)

Так  кто  скажет, где  живут  лягушки?  (к. №6). Обратите  внимание, на  картинке  нарисована  не  только  вода, но  и  пузырьки  воздуха  и  растения. Кто  знает, для  чего  нужны  пузырьки  и  растения? Лягушка  под  водой  и  на  земле, как  и  человек, дышит  воздухом, у  лягушек  одновременно  имеются  органы,   предназначенные  для  жизни  в  воде, и  для  жизни  на  суше. У  головастика  имеются  жабры, но  уже  есть  и  легкие.  Взрослые  лягушки  также  могут  продолжать  жить  в  воде. При  этом  они  дышат  легкими  и  кожей, а  пузырьки  это  кислород, которым  они  дышат, а в   растения  они  могут  прятаться.

А  кто  из  вас  видел  лягушку, сидящую  на  берегу,  какого – ни будь  водоема? А  что  она  делала?

Да, лягушки  охотники  за  комарами, паучками, муравьями, стрекозами, может  даже  поймать  маленькую  рыбешку. Лягушку,  сидящую  чаще  всего  видно  в  зарослях  на  берегу  где  она  почти  не  заметна. Так  какую  пользу  приносят  лягушки  в  природе  и  человеку? А  вот  как  вы  думаете, кто  лягушками  питается? Кто  это? Я  вам  подскажу. Аисты, цапли, барсуки, выдры, филин, ужи. Вот  эти  птицы  и  животные  поедают  самих  лягушек. Как  в  природе  все  взаимосвязано, животные, растения  и  окружающая  среда.

Давайте  поиграем.

                Дидактическая  игра  «Чем  лягушки  питаются, и кто  ее  поедает»

         Лягушка  чем  питается?

            Кто  поедает  лягушку?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Комар

Паук

Муравей

Стрекоза

Мелкая  рыба

Жук

Белоножка

Овод

Муха

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8

Бурундук

Аист

Цапля

Барсук

Выдра

Филин

Уж

Воспитатель. Мы  выяснили, что  лягушка  отличный  охотник  за  летающими  насекомыми. Ей  помогает  язык  и  прыгучесть. Когда  лягушка  видит  комара, то  моментально «выбрасывает» далеко  вперед  язык. Язык  у  лягушки  необыкновенный: он  может  становиться  очень  длинным. К  тому  же  язык  ее  как  будто  намазан  клеем, и  комары, жуки «приклеиваются»  к  ее  языку. Что  помогает  при  кормлении  лягушкам.

Ответы  детей.

Физкульт минутка.

Воспитатель. В  некоторых  странах  можно  увидеть  ярких  по  окраске  лягушек, своей  окраской  они  отпугивают  тех, кто  хочет  ими  полакомиться, часто  такие  яркие  лягушки  бывают  ядовитые. У  нас  на  острове  Кунашир  зеленые  лягушки  совершенно  не  опасные  для  человека, беззащитны, требуют  от  человека  бережного  отношения.  (Видео - ролик  с  ядовитыми  лягушками).  А  если  к  ним  присмотреться  то  они  могут  показаться  красивыми, а  их  кваканье  покажется  не  хуже  птичьего  щебетания. Тем  самым, ребята, лягушки  в  природе  нужны, даже  если  они  чем-то  нам  и  не  нравятся. (Запись - кваканья  лягушек)

Вопросы:

1.Каких  вы  по  окраске  знаете  лягушек?

2.Для  чего  им  служит  окраска?

3.Нужны  ли  в  природе  лягушки?

4.Как  ловит  в  природе  лягушка  насекомых?

5.Какие  лягушки  живут  на  нашем  острове  Кунашир?

Воспитатель. Правильно, лягушка  не  заметна  не  только  благодаря  окраске. Особенно  трудно  ее  заметить, когда  она  лежит  в  воде  или  сидит  на  суше  совершенно  неподвижно. Вспомните, когда  мы  гуляли  по  берегу  реки, и  у  нас  из  под  ног  выпрыгнула  лягушка.

Ответы  детей:

Игра – карточки  с  изображением  лягушки  зеленого, красного, желтого  цвета  у  водоема; выбрать  лягушку, которая  сможет  спрятаться  и  в  воде, и  в  зарослях  на  берегу, и  лягушку, которой  это  не  удастся. Объяснить  почему?

Воспитатель. По  внешнему  виду  лягушки  можно  определить, где  она  живет. Ребята,  обратите  внимание  на  ее  лапки.  (Показ  иллюстраций)   Что  в  ней  особенного?  У  лягушки  на  лапках  есть  перепонки, похожие  на  ласты. Они  ей  служат  при  плавании  в  воде. Вспомните, у  кого  есть  перепонки?

Дети: утки, гуси, бобры – все  они  плавают  в  воде.

Воспитатель. Ребята, может  показаться, что  лягушки  все  равно, где  жить, но  это  не  так. У  каждой  лягушки  есть  свой  дом, свой  участок, который  она  хорошо  знает. И  если  она  окажется  вдали  от  своего  дома, то  она  найдет  дорогу  и  вернется. Не  нужно  ловить  лягушек  и  брать  их  с  собой. Они  должны  жить  дома  и  приносить  пользу  природе.

Дидактическая  игра  «Невидимые  нити»     Выбери  правильные  ответы.

1.Кто  лучше  защитит  дерево  от  опасных  насекомых?

* Сова

* Божья  коровка

* Синица

* Голубь

* Жаба

2. В  каком  городе  будет  больше  урожая?

/Где  больше  лягушек/

3. Кто  может  защитить  человека  от  комаров?

* Синица

* Стрекоза

* Божья  коровка

* Ласточка

* Лягушка

Домашнее  задание. 

Нарисовать  «домик»  для  лягушки, чтобы  она могла  в  нем  жить: дышать, плавать, охотиться  и  прятаться.

Рефлексия.

  • Что  нового  и  интересного  узнали  на  нашем  занятии?
  • Какую  роль  играет  лягушка  в  нашей  природе?
  • Что  такое  природа?
  • И  надо  ли  ее  охранять?