Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок
статья по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Галданова Жаргалма Герасимовна

использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл моделирование133.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»

Одно из основных направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.

При ознакомлении детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.

Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

В связи с этим пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому мы обучаем детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

“Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использоватьпри решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

• силуэтные и предметные картинки.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов Таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Представляю схему – таблицу этого стихотворения рис. №1

Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»

Огромное место в жизни ребёнка занимают сказки. Конечно, они есть в каждом доме, читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Но сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов и кинофильмов. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества.

Поэтому предлагаю вам попробовать вместе с детьми промоделировать сказки.

Вначале советую обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что – либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Например, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котёнке. Но ведь речь идёт о сказке. И тогда мы делаем волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое – если попадёт к добрым людям. Горькое и чёрное у Бабы – Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…

Ещё более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы. Итак, перед детьми только схема. Как же сочинить сказку, глядя только на линию, или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (например, волнистая линия?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ёжика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему – то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ёжика. И тогда…». Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.

Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так мы показываем три одинаковых (по величине и по цвету) кружка: значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросёнка»; или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка: естественно, они говорят о сказке «Три медведя»; или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят»«Гуси – лебеди», а это может быть сказка «Репка». Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса и т. д.

Представляю схему - таблицу сказки «Курочка ряба» рис. №2

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-151134-1448059768.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР

Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...