Технологические карты по ознакомлению с художественной литературой
учебно-методический материал по художественной литературе

Добрыдина Екатерина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; физическое развитие

Тема занятия: Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Образовательный продукт: синквейн-описание

Цель занятия: создать синквейн-описание одного из персонажей русской народной сказки «Зимовье зверей»

Задачи занятия:

Обучающие задачи: упражняться в создании синквейна-описание одного из персонажей русской народной сказки «Зимовье зверей»

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при чтении сказки.

Воспитательные задачи: воспитывать умение детей выслушивать друг друга.

Дополнительные задачи: игровая задача – выполнит задание быстрее всех и получить звездочку

Словарная работа: хлопотать, сворочу.

Планируемый результат занятия: воспитанники поупражнялись в создании синквейна-описание одного из персонажей русской народной сказки «Зимовье зверей»; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при чтении сказки; воспитанники научились выслушивать друг друга; воспитанники создали синквейн-описание одного из персонажей русской народной сказки «Зимовье зверей».

Подготовительная работа: составление синквейна, чтение художественной литературы

Материалы и оборудование:   документ-камера (картинка снежного леса),  интерактивная панель( игра бродилка),  музыкальное произведение на фоне, хрестоматия, картинка снежного леса.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Выполняю действия приветствия

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Как вы думаете, кто там может встретиться? Какие это животные?

«Через лево повернулись,

В зимний лес мы окунулись».

Присаживайтесь, спинки ровно

Да

Заяц, белка, волк

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

Вот мы и в зимнем лесу. Только никого не видно.

Что это виднеется между ёлок?

Воспитатель обращает внимание детей на заснеженную избушку.

Вы знаете, кто там живёт?

А поможет нам это узнать сказка «Зимовье зверей» это русская народная сказка. Помните, мы с вами начинали ее читать, сказка начиналась с того, что бык встречал по пути животных, которые искали от зимы лета, сначала барана, потом свинью, гуся, и петуха. Бык предложил им построить избу, но е отказались, и бык построил ее один, а что было дальше, мы сейчас узнаем.   Прежде чем начать, давайте с вами подготовимся

Пальчиковая гимнастика

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)

Послушайте внимательно, что произошло в лесу с домашними животными.

Воспитатель читает сказку.

Понравилась сказка?

Мы с вами немного засиделись, давайте встанем и разомнемся

Мы потопаем немножко

Руки тоже мы согреем и потопаем скорее

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Присаживайтесь спинки ровно

Ребята, нам в сказке встретились такое слово «хлопотать», кто знает что оно означает? Оно означает упорно трудиться, давайте повторим хлопотать,… повтори слово,… повтори.

А еще нам встретилось слово «сворочу», кто знает его значение?

Своротить значит сломать что то.

Как называется наша сказка?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершали герои?

Почему они так поступали?

Какими качествами обладает бык?

А это качество положительное или отрицательное?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

Какой момент вам понравился больше в сказке? Давайте прочитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый.

Первое задание

Перед вами персонажи сказки, вам нужно быстрее расставить их по порядку, как они встречались в сказке. Начинаем по сигналу: На старт, внимание, начали!

Второе задание

Перед вами герои разных сказок, вам нужно найти отрицательных героев этой сказки. Кто быстрее найдет отрицательных героев выиграет.

Начинаем по сигналу: На старт, внимание, начали!

Третье задание

Что вы видите перед собой?

В этих сугробах спрятаны главные герои, вам нужно найти больше всех героев сказки и переместить к себе в книжки, у кого героев будет больше то и выиграл

Давайте посчитаем звездочки.

У нас выиграла…

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Избушка

Нет

Выполняют физ минутку

Зимовье зверей

Русский народ

Бык, лиса, волк, гусь и т.п.

У страха глаза велики

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Много сугробов

Ознакомлены с произведением

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Давайте с вами сядем за стол, спинки ровно.

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте вспомним, как он составляется

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим его с одним нашим главным героем-быком

Словесный: пояснение

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Да

Бык

Большой, добрый

Строит, пускает, отпугивает

Добрый персонаж

Смелый

Составлен синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как называлась наша сказка?

Какая это сказка?

Какие герои нам встретились?

Какой момент вам понравился больше всего

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Зимовье зверей

Русская народная

Высказывают свои мысли о прочитанной сказке, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; физическое развитие

Тема занятия: Знакомство с молдавской сказкой «Как братья отцовский клад нашли»

Возрастная группа: старшая группа(5-6 лет)

Образовательный продукт: синквейн-описание одного из персонажа молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли»

Цель занятия: создать синквейн-описание одного из персонажей молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли»

Задачи занятия:

Обучающие задачи: упражняться в создании синквейна-описание одного из персонажей молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли»

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при чтении молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли».

Воспитательные задачи: воспитывать умение детей выслушивать друг друга.

Дополнительные задачи: игровая задача – выполнит задание быстрее всех и получить снежинку

Словарная работа: заступы

Планируемый результат занятия: воспитанники поупражнялись в создании синквейна-описание одного из персонажей молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли» ; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при чтении сказки; воспитанники научились выслушивать друг друга; воспитанники создали синквейн-описание одного из персонажей молдавской сказки «Как братья отцовский клад нашли»

Подготовительная работа: составление синквейна, чтение художественной литературы

Материалы и оборудование:   документ-камера (молдаванский народ),  интерактивная панель( игра бродилка), хрестоматия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Выполняю действия приветствия

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Ребята, а скажите мне, нужно помогать своим родителям?

А вы помогаете своим родителям?

А у меня есть одна сказка про то, как дети не помогали своему отцу, называется эта сказка «Как братья отцовский клад нашли», это молдавская народная сказка, посмотрите, как выглядят молдаване (докумен-камера)

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Да

Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

Прежде чем начать читать, давайте с вами подготовимся

Пальчиковая гимнастика

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)

Сказка начиналась с того, что было у отца 3 сына. Отец был очень трудолюбивый, чего не скажешь о его сыновьях. Сыновья выросли, отец постарел, но ничего не менялось, они не помогали ему. Заболел отец с горя, и совсем уж слег, а семья пришла в бедность. Тогда отец напоследок сказал им, что он закопал горшок с золотом у дома, как вы думаете, что произошло дальше?

Послушайте внимательно, что произошло дальше

Воспитатель читает сказку: Простился отец..

Понравилась сказка?

Мы с вами немного засиделись, давайте встанем и разомнемся

Мы потопаем немножко

Руки тоже мы согреем и потопаем скорее

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Присаживайтесь спинки ровно

Ребята, нам в сказке встретились такое слово «заступы» Кто знает, что оно означает? ЗастУпы-копательные лопаты Давайте повторим вместе, а теперь каждая

А еще нам встретилось слово «рдеют», кто знает значение этого слова?

Рдеть, означает резко выделяться, краснеть, отливать красным цветом. Давайте повторим вместе, а теперь каждая

Как называется наша сказка?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершали герои?

Почему они так поступали?

Какими качествами обладает отец?

А его сыновья?

А это качество у сыновей положительное или отрицательное?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

А скажите мне, правда ли горшок с золотом был отцовским кладом?

А что это было?

Какой момент вам понравился больше в сказке? Давайте прочитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый. Кто выполнит задание быстрее, будет получать снежинки, и перемещать их на полосу, того же цвета, что и фишка, и снежинка

Первое задание

Перед вами герои разных сказок, вам нужно найти героев этой сказки. Кто быстрее найдет героев и перенесет к себе на полосу выиграет.

Начинаем по сигналу: Один два три начали!

Второе задание

Вы видите перед собой засыпанные ямки, которые раскопали браться, вам нужно найти камень, который находили браться, кто первый найдет камень и перенесет к себе, выиграет

Начинаем по сигналу: Один два три начали!

Третье задание

Что вы видите перед собой?

Вам нужно собрать как можно больше гроздей винограда к себе в корзинки, у кого героев будет больше то и выиграл

Начинаем по сигналу: Один два три начали!

Давайте посчитаем снежинки.

У нас выиграла…

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Ответы детей

Да

Как братья отцовский клад нашли

Отец, 3 брата

Отец работал, братья ленились

Трудолюбие, забота

Лень

Отрицательное

Не лениться, трудиться, помогать старшим

Труд кормит, а лень портит

Нет

Труд

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Виноград, корзинки

Ознакомлены с произведением

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Давайте с вами сядем за стол, спинки ровно.

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте вспомним, как он составляется

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим его с одним нашим героем-отцом

Словесный: пояснение

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Да

Отец

Трудолюбивый, заботливый

Работает, помогает, пашет

Добрый персонаж

Мудрость

Составлен синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как называлась наша сказка?

Какая это сказка?

Какие герои нам встретились?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Как братья отцовский клад нашли

Молдавская народная

Отец, 3 брата

Высказывают свои мысли о прочитанной сказке, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 2

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Тема занятия: Индийская сказка в переводе Н. Ходзы «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Образовательный продукт: схема пересказа

Цель занятия: создать схему пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе Н. Ходзы для детей старшей группы.

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться создавать компоненты схемы пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при составлении схемы;

Воспитательные задачи: воспитывать умение детей выслушивать друг друга.

Дополнительные задачи: игровая задача– быстрее всех расставить по порядку перевоплощения мышонка и получить звезду

Словарная работа: зафыркал, опрометью

Планируемый результат занятия: воспитанники научились создавать компоненты схемы пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при составлении схемы; воспитанники научились внимательно слушать друг друга; воспитанники создали схему пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе Н. Ходзы для детей старшей группы.

Подготовительная работа: создание схемы пересказа, чтение художественной литературы: «У страха глаза велики», «Живая шляпа»

Материалы и оборудование: документ камера: портрет Н. Ходзы, интерактивная панель: игра-бродилка по произведению, интерактивные кубы- пазл «Мышонок»

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Выполняют действия приветствия

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Прежде чем мы начнем, сейчас мы подойдем к интерактивным кубам для того, чтобы узнать, о ком мы сегодня с вами будем читать.

но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кубами

Кто же у нас получился?

Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем.

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ, игра

Дети подходят к интерактивным кубам

Работать аккуратно, переворачивать спокойно в нужную сторону, касаться кубов только чистыми руками, действовать с разрешения воспитателя.

Собирают пазл

Мышь

В норке

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

В каких сказках есть мышка?

А есть еще такая сказка, которую придумали в индии, и называется она «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Автором этой сказки был Ходза Нисон Александрович (показываем фотографию)

Как вы думаете, может наш мышонок из этой сказки?

Сейчас мы это с вами  проверим

(Читает)

Мы с вами немного засиделись, давайте встанем и разомнемся

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Понравилось произведение?

Ребята, когда мы читали, нам встретились интересные слова, кто знает, что означает слово «Зафыркал»?

Зафыркал, значит  начал с шумом выпускать воздух из ноздрей

Давайте повторим Зафыркал

Еще нам встретилось слово опрометью, кто знает, что оно обозначает?

Опрометью означает  Стремительно, очень быстро, поспешно 

Давайте повторим

Опрометью

Давайте разомнем наши пальчики

Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

Как называется сказка?

Кто автор сказки?

 

Какие герои нам встретились в сказке?

А кто главный герой в сказке?

Какой был мышонок в этой сказке?

А это хорошие или плохие качества?

А как поступал мышонок в сказке?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать к этой сказке?

Какой момент вам понравился больше в сказке? Давайте прочитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый.

Первое задание перед вами животные, в которых превращался мышонок, вам нужно расставить по порядку превращения мышонка. Кто быстрее выполнит задание, получает звездочку

Второе задание перед вами находятся герои разных сказок, вам нужно убрать лишних героев как можно быстрее, кто выполнит быстрее получит звездочку

Третье задание что вы видите перед собой? В Этом лесу спрятался мышонок, вам нужно его найти, он спрятался где-то за этими предметами

Выиграет тот, кто найдет мышонка быстрее

И так, давайте с вами подсчитаем звездочки и узнаем, кто же выиграл

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Теремок, Репка, У страха глаза велики.

Смотрят на экран

Да/нет

Выполняют физ минуку

Да

Предположения

Зафыркал

Предположения

Опрометью

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»

Ходза Нисон Александрович

Мышь, кошка, собака, тигр, человек

Мышонок

трусливый, маленький, капризный

Волка бояться-и от белки бежать

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Научились определять жанр произведения.

Тать 2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Ребята, внимательно слушайте, что я вам сейчас буду говорить. Перед вами лежат картинки событий из нашей сказки. Чтобы мы смогли с вами пересказать сказку, давайте с вами составим схему пересказа сказки. Вам нужно по порядку распределить события, которые происходили в сказке.

Словесный: пояснение

Практический: создание схемы

Форма: фронтальная

Составляют схему

Составлена схема пересказа по сказке

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Молодцы!

Что мы сегодня делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Молодцы!

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Читали сказку, играли

Внимательно слушали

Чтобы познакомиться с новой сказкой

Высказывают свои мысли о прочитанной сказке, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна

№ участника: 1

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: Знакомство с рассказом М. Горького «Воробьишко»

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Цель занятия: создать синквейн-описание персонажа воробьишка, из рассказа М. Горького «Воробьишко»

Задачи занятия:

Обучающие задачи: упражняться в создании синквейна-описания персонажа рассказа.

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при создании синквейна.

Воспитательные задачи: соблюдать самостоятельность при выполнении работы.

Дополнительные задачи: игровая задача – быстрее всех выполнить задание и собрать как можно больше фишек.

Словарная работа:. Чин, дыбом встали

Планируемый результат занятия: воспитанники поупражнялись в создании синквейна-описания персонажа рассказа; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при создании синквейна; воспитанники соблюдали самостоятельность при выполнении работы ; воспитанники создали синквейн-описание персонажа воробьишка, из рассказа М. Горького «Воробьишко»

Подготовительная работа: составление синквейна, чтение рассказов и сказок о птицах

Материалы и оборудование:  ИКТ: документ-камера(фото М. Горького), интерактивная панель(игра-бродилка), Flipchart(схема составления синквейна)

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Выполняют действия приветствия

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Присаживайтесь, спинки ровно.

Ребята, скажите мне, а вы слушаетесь своих родителей?

Молодцы

А у меня есть интересный рассказ о воробье, который не слушался свою маму

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

з

Этап ознакомления с материалом

Максимально познакомиться с материалом

Физ минутка

Называется он «Воробьишко», написал его Максим Горький, посмотрите на панель, вот как он выглядел. помните, мы начинали уже читать этот рассказ?

Он начинался с того, что жил да бы один воробей, звали его Пудик, летать он еще не пробовал, но постоянно выглядывал из гнезда, мать беспокоилась за него, что тот выпадет из гнезда, а тот не слушался ее и делал все по-своему, прежде чем узнать, что же было дальше, немного подготовимся и разомнем пальчики

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик я

Это вся моя семья

Молодцы, начинаем читать

Читает произведение

Понравился рассказ?

Что то мы с вами засиделись, давайте встанем и немного разомнемся

Мы потопаем немножно

Мы похлопаем немного

Мы присядем, быстро встанем

Головой мы покачаем

Покружимся а потом

Заниматься мы идем

Присаживайтесь, спинки ровно

Ребята, нам в рассказе встретилось такое слово Чин, кто-нибудь знает что оно означает?

Чин-это степень положения кого либо

Повторим вместе

Повторит…

Повторит…

А еще нам встретилось такое интересное высказывание дыбом встали, кто знает как это?

В нашем рассказе это значит у мамы Пудика поднялись перья, взъерошились, вот и говорят Дыбом встали

Давайте повторим

Повтори…

Повтори…

Молодцы

Как называется наш рассказ?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершал Пудик? А его мама?

Почему они так поступали?

Какими качествами обладает Пудик?

А это качество положительное или отрицательное?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

Какой момент вам понравился больше в сказке? Давайте прочитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть. Какого цвета вы выбрали фишки, такого же цвета будут ваши звездочки и полосы, на которые вы будете ставить их, когда выполните задание быстрее.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый.

Первое задание

Вам нужно расставить по порядку сюжеты из рассказа. Выиграет тот, кто быстрее и правильно расставит сюжеты по рассказу

Начинаем по сигналу

На старт, внимание, начали!

Второе задание

Посмотрите внимательно, что вы видите? За деревьями спрятаны герои рассказа, вам нужно быстрее и больше найти героев этого рассказа и переместить к себе в книжки  Начинаем по сигналу

На старт, внимание, начали!

Третье задание

Вы видите перед собой 3 персонажа этого рассказа, я буду вам рассказывать про персонажа, а вы отгадывать о каком персонаже я говорила, кто отгадает быстрее, переносит этого персонажа к себе на полочку. Кто угадает больше персонажей и быстрее переместит его к себе выиграет, но дослушайте описание до конца

Усатый, мягкий, любит есть птичек

Заботливая, ловкая птичка

Непослушный, вредный, маленький

Молодцы!

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Внимательно слушают

Выполняют физ минутку

Повторяют слово

Повторяют

Воробьишко

М. Горький

Мама воробей, папа воробей, Пудик, кот

Не слушался родителей, оберегала его

Пудик был вредный, а мама заботливая

Вредный, непослушный

Отрицательное

Слушаться родителей

Старого человека надо слушаться, а молодого надо учить

Выбирают любимый момент

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Ознакомлены с предстоящей деятельностью

2.3.

Этап практического решения проблемы

Составить синквейн

Давайте с вами сядем за стол, спинки ровно.

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

Представьте что ваши глазки это кисточки, нарисуйте кошку, воробья, цветочек

Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте вспомним, как он составляется, для этого посмотрите на схему.

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать в одном слове

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим его с одним нашим главным героем-Пудиком

Словесный: пояснение

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Выполняют гимнастику для глаз

Пудик

Непослушный Вредный

Летает Выглядывет Скачет

Делает то, что не разрешает мама

Птица

Составлен синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как назывался наш рассказ?

Кто был автором этого рассказа?

Какие герои нам встретились?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Воробьишко

Максим Горький

Кот, мама и папа воробей, Пудик

Высказывают свои мысли о прочитанном рассказе, слушают не перебивают друг друга.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна, Двинина Екатерина Андреевна

№ участника: 4

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Подкидыш» Бианки В.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель занятия: дать описание характера одного из главных героев в рассказе, упражняться в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться составлять синквейн-описание персонажа из рассказа «Подкидыш» Бианки В.

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при составлении синквейн-описания

Воспитательные задачи: стремиться к самостоятельности при выполнении работы

Дополнительные задачи: игровая задача: быстрее всех найти каменку и получить снежинку.

Словарная работа: разевала, высиживал

Планируемый результат занятия: воспитанники научились составлять синквейн-описание персонажа, воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при составлении синквейн-описания; воспитанники соблюдали самостоятельность при выполнении работы; воспитанники дали описание характера одного из главных героев из рассказа «Подкидыш» Бианки В, поупражнялись в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Подготовительная работа: составление синквейна, просмотр мультфильмов, знакомство с автором на занятиях

Материалы и оборудование: ИКТ:  документ-камера(фото автора), интерактивная панель(дидактическая игра, синквейн); хрестоматия.

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли мы поступаем когда помогаем другим?

У меня есть один интересный рассказ о взаимопомощи, хотите его послушать?

Называется он «Подкидыш», написал этот рассказ Виталий Бианки, посмотрите на экран, вот так он выглядел.

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

Прежде чем начать читать, подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)

Наш рассказ начинался с того, что мальчики разбили все яйца в гнезде каменки, но осталось одно, которое мальчик успел спасти и положил его в гнездо пересмешки, он переживал, примет ли пересмешка яйцо каменки или нет. Как вы думаете ребята?

Сейчас мы с вами это узнаем, спинки ровно, слушайте внимательно

Чтение рассказа

Правильно ли вы предположили конец рассказа? Молодцы

Что то мы засиделись, встанем с вами и немного разомнемся

Мы потопаем немножко

Руки тоже мы согреем и потопаем скорее

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Присаживайтесь спинки ровно

Ребята, нам в рассказе встретились незнакомые слова, кто знает, как это, разевать рот?

Это значит открывать его ооочень широко

Давайте повторим это слово

А еще нам встретилось слово высиживал, кто нибудь знает его значение? Высиживать значит долго, усидчиво вынашивать птенцов до того, как они вылупляться

Давайте повторим

Как называется наш рассказ?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершали герои?

Какие из этих поступков можно назвать положительными и почему?

Какими качествами пересмешка?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

Какой отрывок вам больше всего понравился? Давайте зачитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый. Кто выполнит задание быстрее, будет получать снежинки, и перемещать их на полосу, того же цвета, что и фишка, и снежинка

1 задание

Перед вами разбросаны яйца разных цветов, и 2 гнезда, вам нужно как можно быстрее и правильно разложить все яйца по гнездам, первый игрок собирает розовые, второй игрок синие. Начинаем по сигналу, Один, два, три, начали!

2 задание

В этом задании вам нужно поселить гнезда на деревья, выиграет тот, чьих гнезд будет больше, нельзя на одно дерево заселить 2 гнезда Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

3 задание

Перед вами расположен лес, вам нужно найти среди всех деревьев каменку и перенести к себе на полосу, выиграет тот, кто быстрее найдет каменку и перенесет к себе на полосу. Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

У нас выиграла…

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Делают гимнастику

Ответы

Да

Выполняют физ минутку

Предположения

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Мальчики разорили гнездо каменки, мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Добрая, хорошая мать, воспитанная

Помогать друг другу

Как аукнется так и откликнется

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Ребята, вы большие молодцы, давайте немного отвлечемся и дадим нашим глазкам отдохнуть

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Представьте, что ваши глазки это кисточка, давайте нарисуем снежинку…

Подойдите к ип,

Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте припомним, как он составляется

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим с вами синквейн-описание с нашем персонажем рассказа пересмешкой

Молодцы ребята

Словесный: беседа

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Гимнастика для глаз

Да

Пересмешка

Заботливая, маленькая

Кормит, летает, высиживает

Хорошая мама

Помощь

Создан синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как назывался наш рассказ?

Кто автор рассказа?

Какие герои нам встретились?

Чему научил нас этот рассказ?

Какую пословицу мы подобрали?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Взаимопомощи

Как аукнется, так и откликнется

Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОД по чтению художественной литературы подготовительная группа

Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Технологическая карта по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Тема: «К. Чуковский «Федорино горе»

Технологическая карта по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: "К. Чукосвкий: "Федорино горе"...

Технологическая карта занятия Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группы 3-4 года на тему «Путаница» К.И. Чуковский

Цель занятия:  развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения К. Чуковского «Путаница»Задачи занятия:Обучающая: формировать умен...

Технологические карты по ознакомлению с художественной литературой

Занятия по ознакомлению с художественной литературой...

Технологические карты по ознакомлению с художественной литературой

Знания по ознакомлению с художестенной литературой...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы " Н.Носов "Леденец"

Цель: Создание условий для формирования нравственных норм поведения детей через знакомство с рассказом Н. Носова «Леденец».Задачи:1) Социально - коммуникативное развитие: развивать общение...