"Коррекционные мероприятия"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Литвинюк Людмила Васильевна

Коррекция, дошкольники, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_meropriyatiya.odt15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №36 комбинированного вида»

СООБЩЕНИЕ

«Коррекционные мероприятия, предусматривающие влияние кинестических импульсов от пальцев рук на формирование речевых областей головного мозга».

                                                    Подготовила

                                                         Литвинюк Л.В.

                                                                                 Воспитатель на соответствие                            

                                                                           занимаемой деятельности

г. Саранск, 2015г.

У детей довольно часто наблюдаются нарушения в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём причина этих нарушений?

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка точных движений пальцев руки, расположенная близко от речевой зоны оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

При исследовании двигательной функции руки учёные установили, что детям (после трёх лет) доступны позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо». Дети (после пяти лет) могут изображать: «ладонь», «кулак», «ребро». У большинства детей с нарушениями речи возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения не точные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный.

В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевыми функциями. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают двигательной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить :

 - мозаику (мекую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д.;

 - наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры руки);

 - наборы колец различной величины для нанизания их на стержень;

 - цветные клубочки ниток для перематывания;

 - пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

 - наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание   предметов на ощупь);

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Хорошим средством для развития движений пальцев является использование физкультминуток на занятиях с детьми. Физкульминутка как элемент двигательной активности предлагается для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидеием на одном месте. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями даёт ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной. А наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Текст необходимо брать такой, чтобы в одной физ. паузе содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносимыми стихами. В ходе физ. минуток можно предложить детям как бы «конструировать » из пальцев различные предметы и объекты: изображать зайцев, кошек, собак, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание.

Тренировке точных движений пальцев рук достаточно уделять 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители. Необходимо постянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание рекомендуется уделять тренировке движениц повышенной сложности, т. е. таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Например, «конструирование» зайцев, кошек и т. п. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физ. минутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушение речи. Такой подход позволяет решить следующие проблемы:

1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью.

3. Облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.

Литература.

1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», С.-Петербург, «Акцидонт»,1997г.

2. Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем», С.-Петербург, 1998г.

3.  Толбомова  А. «Пальцы помогают говорить»,Ж. «Дефектология» №10 1989г.

4.  Беймина А. «Почти забытое наследие немецкого народа»,Ж. «Дефектология» №9 1990г.

5. Аксёнова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи»,Ж. «Дефектология» №8 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного мероприятия "Рассматривание иллюстрации к сказке "По щучьему велению" с использованием элементов технологии ТРИЗ

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения для развития восприятия сюжетных изображений. Целью данного занятия является обогащение чувственного опыта, развитие представлений детей с...

Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием «Бабочка»

Развитие  основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) с использованием инновационной методики Алек...

Программа коррекционных мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений

Направления коррекционной работыСоздание отношений эмпатии и взаимного принятия в семье, по средствам совместного участие в специально организованных играх;Дать со...

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе Открытое коррекционное мероприятие по теме «Путешествие в страну Здоровья»

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная) Открытое коррекционное мероприят...

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий

способы взаимодействия всех специалистов детского сада для реализации корреционных и образовательных задач...

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ все специалисты работают в идеологии единой команды, обеспечивая преемственность и последовательность в работе....