Лекарственные растения на поляне
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Чуйко Светлана Александровна

Рекомендовано для логопедов в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_travy.docx571.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Лекарственные растения на поляне»

 в подготовительной группе

Учитель – логопед  МБДОУ №28 «Солнышко»

Чуйко Светлана Александровна

E:\одуван)\IMG_3601.JPG

Конспект НОД

«Лекарственные растения на поляне»

в подготовительной группе

Цель: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные цели:

- Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине

- обобщение представлений о лекарственных растениях, о способах их сбора и употреблении;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно - подчиненных предложений);

- закрепление правильного произношения и дифференциации в свободной речевой деятельности всех ранее поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие связной речи, речевого слуха, слухового и зрительного внимания, развитие тактильных ощущений, обоняния.

- развитие наблюдательности, внимания.

Коррекционно - воспитательные цели:

- воспитание гуманного отношения к природе Кубани.

- воспитание стремления к познанию природы, взаимовыручки.

Обогащение словаря: лекарственные растения, календула, ромашка, одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина, ожог, ушиб, клумба, прозрачная, бесцветная.

Материал: «Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, пакетики с засушенными лекарственными растениями.

Ход занятия: Раздается стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон: - Получите посылку из леса от Совушки-совы - умнейшей головы.

Логопед:  Спасибо тебе почтальон за посылку.  Интересно, что нам прислала Сова (Открывается посылку с детьми, достает книгу, читает «Волшебная книга»). Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает Книгу, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня у нас будет в страну лекарственных растений Кубани, в которую и приглашает нас Совушка.

Ребята, вот я сказала «Растение Кубани», а где же находится эта Кубань?

Дети: - Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.

Логопед:  Сегодня нам Сова и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» отправится в страну лекарственных растений Кубани. Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?

Дети: Потому, что они лечат от разных болезней?

Логопед: Правильно. А какие вы знаете, лекарственные растения? (дети перечисляют)  Вы готовы отправиться в путешествие?

Но я вас должна предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда давайте открывать первую страницу. (Открывают страничку, звучит музыка. Дети рассматривают рисунок)

Логопед: Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». А что такое аптека?

Дети: - Это, где продают лекарства, таблетки, мази, микстуры, бинт, вату и многое другое.

Логопед:  А как вы думаете, что значить «Зеленая аптека»?

Дети: Наверное, там должны продаваться лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно, вот сейчас мы пройдем с вами в «Зеленую аптеку», которая расположена совсем недалеко. Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек. (Дети проходят по организованной «дорожке здоровья») .

Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобней, я открываю следующую страничку. (Звучит музыка)

. Логоритмика «Вот какие цветы – небывалой красоты…»

Следующая страничка загадок и отгадок. Совушка приготовила для вас

интересные загадки.

«На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар».

Дети: Это одуванчик.

Логопед:  Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает не только у нас в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматриваем одуванчики, кто хочет рассказать о нем?

Дети: Одуванчик. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.

Логопед: Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья одуванчика, свежие, очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы немного отщипываем от листочка и видели белое молочко, которое так и называется «млечный сок».

 Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?

Дети: Одуванчик, одуванчик,

золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает,

его даже дети знают.

Аппетит он улучшает,

и при кашле помогает,

Лучший при ожогах лекарь,

одуванчик как аптекарь!

Логопед:  Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. А вот еще одна загадка о лекарственном растении: «Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? »

Дети: Это - ромашка.

Логопед: правильно, кто хочет рассказать об этой красавице?

Дети: Ромашка. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.

Логопед:  Все правильно, ромашка - это распространенное растение.  Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горло и носик, ополаскивать волосы. Ну, а сейчас, послушайте последнюю загадку.

«Растет на клумбе огонек - оранжевый цветок.

Ты отыщи его дружок, он очень нужный огонек»

Дети: - Это календула.

Логопед:  Кто хочет показать и рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети: Календула . У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые зеленые листья и яркий оранжевый цветок.

Логопед: А, кто из вас помнит, как в народе называют это растение?

Дети: Его называют ноготки.

Логопед: А почему его так называют?

Дети: Потому что, семена, которые мы собираем осенью, очень похожи на

скрученные изогнутые ноготки.

Логопед:  Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. Кто знает стихотворение о ноготках?

Дети: По цветкам есть знатоки?

Что же это? Ноготки?

Лепестки у них сорвите,

потом горло полощите.

При ангине, при простуде

лучше доктора не будет!

Логопед: « Дети, где растут  Лекарственные растения»

Дети высказывают свои предположения, составляя сложно-подчиненные предложения.

Логопед: «На поляне, потому что весной там молодым росточкам легче пробиваться сквозь  землю к свету.

Давайте покажем , как росточки пробиваются к солнцу.

Физ. минутка:

Тоненькою стрелкой пробивался

Сквозь холодный слой земли и снег.

А таким же нежным я остался,

К солнцу вынося земной привет!

 

Лепестки я ветерку раскрою,

Улыбнитесь нежности моей.

Тайны земных сил я вам открою,

Спрятанные у моих корней!

Логопед:  Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия).

Сегодня мы с вами поговорим о трех лекарственных растений. Но вы знаете еще много лекарственных растений. На приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями, вы с ними знакомы. Подойдите и выберите себе пакетик.

Игра: «Назови лекарственное растение».

Логопед:  - А на следующей страничке нашей «Волшебной книги»

Игра: «Собери лекарственное растение из частей»

Логопед:  Слышите, опять звучит мелодия, это нас Сова приглашает в лабораторию. Сейчас, мы в лаборатории будем готовить настой из лекарственных трав. Дети, вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Скажите, из каких лекарственных трав мы будем готовить настой?

Дети: - Из календулы. Одуванчика и ромашки.

Логопед: Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак. Что же мы сейчас будем готовить?

Дети: настой из лекарственных трав.

Логопед: Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений, (дети помогают, набирают растение в ложку, высыпают в стакан) .

Теперь, я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться (немного постоять). Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?

Дети: Вода была бесцветной.

Логопед:  Верно, растение отдают свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

А пока травы настаиваются, я прошу Таню прочитать стихотворение

«Кубань родная» В. Подкапаев.

Могучие горы, степные просторы.

Приморского берега грань

Леса и поляны, сады и лиманы

- Все это родная Кубань.

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном, комбайн.

Огни городские, гудки заводские

- Все это родная Кубань.

Дары свои щедро открыли на недра.

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой

- Все это родная Кубань.

Веселые песни летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина

И нету красивее края в России.

Чем наша родная Кубань.

Логопед:  А теперь открываем последнюю, страничку нашей «Волшебной книги». Здесь изображена сама Совушка. Она приглашает нас на чаепитие. Мы с вами сегодня много узнали, много рассказали и научились готовить настой из лекарственных трав. А еще Сова хочет угостить нас чаем из липы с медом. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы! Итог занятия: логопед спрашивает детей, какие моменты из занятия им понравились, запомнились! Почему?

Пояснительная записка

к конспекту  НОД «Лекарственные растения на поляне»

Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий взрослого и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

 Коррекционно-образовательные цели:

- Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине

- обобщение представлений о лекарственных растениях, о способах их сбора и употреблении;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно - подчиненных предложений);

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие связной речи, речевого слуха, слухового и зрительного внимания, развитие тактильных ощущений, обоняния.

- развитие наблюдательности, внимания.

Коррекционно - воспитательные цели:

- воспитание гуманного отношения к природе Кубани.

- воспитание стремления к познанию природы, взаимовыручки.

При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

 Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: почтальоном, который принес письмо,

Для усиления интереса к занятию  используются загадки. Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Логопед проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции.

Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Рецензия

на методическую разработку  занятия

на тему « Лекарственные растения на поляне» в подготовительной группе

 учителя – логопеда  МБДОУ №28 «Солнышко» станицы Архангельской Чуйко Светланой Александровной

     Методическая разработка  занятия   «Лекарственные растения на поляне» методически построено правильно, чётко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовываются на протяжении всего занятия.

     Начало занятия  предполагает непосредственную организацию детей, вызывает интерес  на предстоящую деятельность, создает соответствующий  эмоциональный настрой. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Это позволит на протяжении всего занятия сохранить положительный эмоциональный настрой.

      Следует отметить использование различных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. В ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

 

  Анализ представленной методической разработки занятия показал, что материал разработан с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.  

  Данную методическую разработку   рекомендовано  использовать  логопедам  ДОУ района  для организации групповых и индивидуальных занятий.

Старший воспитатель                                                          __________Е.Н.Артамонова                                                                                

Организация совместной деятельности с детьми

 в средней группе

по теме: «Мороженное»

Воспитатель  МБДОУ №28 «Солнышко»

Атанова Елена Владимировна

C:\Users\света\Desktop\ice_cream_PNG5109.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник» Цель: расширить зн...