ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
книга по коррекционной педагогике на тему

Молчанова Анна Викторовна

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

Совершенствовать чувственный опыт детей.

Формировать перцептивную деятельность. Обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов.

Формировать умение узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Воспитывать слухоречевую память.


Развивать зрительное внимание и память.

Развивать наглядно-действенное и нагл я дно-образное мышление.

Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, одежда, обувь, посуда).

Рекомендуемые игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса»1, «Пес и шенок», «Петушок», «Лиса и мышка», «Чайник», «Бабочка и цветок», «Алешка» .

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

  1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, ду
    дочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).
  2. Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые
    коробочки из-под фотопленки с различными наполните
    лями — горохом, фасолью, пшеном и т.п.).
  3. Маленькая ширма.
  4. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» (СПб., «ОЛМА-
    ПРЕСС», 2003) или крупные предметные картинки с изо
    бражениями животных и птиц.
  5. Книжки-раскладушки «Что это?» (М., «Линг», 2000) или
    крупные предметные картинки с изображениями звучащих
    игрушек и предметов.
  6. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми пред
    метными картинками и  изображениями  геометрических
    фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный,
    желтый, зеленый, синий).
  7. Игра «Раскрась картинку» (контурные изображения пред
    метов и объектов и фишки четырех основных цветов).

N. Палочки Кюизенера.

1). Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями — меховой, бархатной, шелковой, наждачной

И  Т. П.).

10  -Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных.

Ншцева И.В. Организция коррекционно-развивающей работы в млад-

логопедической           группе. - СПб.. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Ншцева II. В. Играйка-собирайка.- СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


  1. Рамки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.
  2. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластико
    вые стаканчики).
  3. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для
    рисования.
  4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями
    (горохом, фасолью, гречкой, чечевицей) и мелкими иг
    рушками.
  5. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
  6. Деревянная доска и цветные мелки.
  7. Мягкие цветные карандаши.

18.        Белая и цветная бумага для рисования.
Музыкальный центр в групповом помещении

  1. Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты:
    металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремуш
    ки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики
    со звучащими наполнителями.
  2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.
  3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом,
    желудями, камушками.

Ознакомление с окружающей действительностью

Формировать полноценное представление о богатстве и многообразии предметного мира. Знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении (семья, дом, детский сад, родной город, труд взрослых, мир природы, транспорт).

Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.

Обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значение труда взрослых.

Формировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними (дикие и домашние птицы и животные, сезонные изменения в природе).

Сформировать первичные представления о растениях и их частях (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик).


Познакомить с домашними птицами (петух, курица), животными (кошка, собака, корова, лошадь), их детенышами, образом жизни. Учить называть отличительные особенности их внешнего вида.

Сформировать первоначальные представления о диких птицах (ворона, сорока, воробей, голубь, грач), животных (лиса, заяц, медведь, волк), их детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Сформировать представления о таких насекомых, как бабочка, жук, муравей, стрекоза, муха, комар. Научить узнавать их по внешнему виду.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Примерная тематика опытов и экспериментов1 в групповой лаборатории: «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в аквариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяжелый».

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Центр «Мы познаем мир» в групповом помещении

  1. Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхно
    стью из пластика.
  2. Резиновый коврик.
  3. Халатики.
  4. Нарукавники.
  5. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ра
    кушки, деревяшки, различные плоды, пух и перья.
  6. Пищевые красители.
  7. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки,
    трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
  8. Игрушки для игр с водой.
  9. Аквариум с рыбками.

К). Несколько комнатных растений.

  1. Леечки.
  2. Палочки для рыхления почвы.

Паршукова Я. Л. Маленькие исследователи в детском саду — СПб., Европейский дом, 2004.


1        Список рекомендуемых для слушания и заучивания художественных
произведений приводится в приложении 3 «Еженедельные задания логопеда
воспитателю».

2        Нищева В.В. Любимые сказки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

36

Задачи и содержание коррекшонно-развивающей работы...

J3. Опрыскиватель.

  1. Коврограф.
  2. Игра «Времена года» (на «липучках»).

Ознакомление с художественной литературой'

Вырабатывать правильное отношение к книге и чтению, воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Воспитывать навык слушания, формировать эмоциональный отклик на содержание произведений.

Учить понимать вопросы по прочитанному и отвечать на них.

Учить договаривать слова и фразы в отрывках из знакомых произведений, рассказывать с помощью взрослого и со зрительной опорой знакомые сказки.

Формировать навык рассматривания иллюстраций, учить соотносить их с текстом.

Организация предметно-пространственной развивающей среды 1  Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр» в групповом помещении

  1. Стеллаж для книг.
  2. Столик и два стульчика.
  3. Мягкий диванчик.
  4. Ширма, отделяющая уголок от зоны подвижных игр.
  5. Маленькие ширмы для настольного театра.
  6. Коврограф.
  7. Детские книги по программе.
  8. Любимые книжки детей.
  9. Книжки-малышки.

  1. Книжки-игрушки.
  2. Пособие «Любимые сказки»2.
  1. Различные виды театра (плоскостной, стержневой, куколь
    ный).
  2. Костюмы,   маски,   атрибуты   для   разыгрывания   сказок
    «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

Развитие временных, пространственных и элементарных...        37

Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

Форма. Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и формах предметов. Обучать различению объемных форм и плоских фигур (круг шарик, квадрат кубик), используя зрение и осязание. Учить правильному называнию геометрических фигур.

Обучать группировке предметов по определенному признаку (цвету, величине, форме).

Величина.   Учить  сравнивать  контрастные   по   величине

предметы.

Учить сравнивать два предмета, одинаковые или контрастные по длине, ширине, высоте, величине в целом (путем приложения, наложения, сопоставления).

Учить использовать слова: большой, маленький.

Количество. Учить выявлять отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного), находить один и несколько одинаковых предметов, понимать вопрос сколько?

Учить определять количество путем пересчета (1, 2, 3).

Формировать умение сравнивать две группы предметов по количеству и выяснять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну.

Обучать воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пределах трех).

Учить понимать вопросы: поровну? больше? меньше?

Учить использовать в речи слова: один, два, три, ни одного, по  одному, много.

Ориентировка в пространстве. Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела, основных направлениях, от себя и на плоскости (вверху, внизу, спереди, сзади).

Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и  называть их.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Разложи фигуры», «Шарики и круж-ки”,

“Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные доми-

Ки” (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат»,

“Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких),


Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса...


39

«Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путешественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь».

Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «Найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?* \

Организация предметно-пространственной развивающей среды 1  Центр «Маленькие математики» в групповом помещении

1.        Коврограф, наборное полотно, магнитная доска.

  1. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты и тре
    угольники   разных   размеров,   окрашенные   в   основные
    цвета).
  2. Предметы и изображения предметов различной геометри
    ческой формы.
  3. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного
    размера, окрашенные в основные цвета).
  4. Разнообразный счетный материал (предметные картинки,
    мелкие игрушки и предметы, природный материал).
  1. «Играйка 3» для развития математических способностей.
  2. Блоки Дьенеша для самых маленьких (СПб., «Корвет»,
    2004).
  3. Палочки Кюизенера.
  4. «Геометрический паровозик».
  5. Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и целое. Фигуры. Формы).

  КРЕАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2—4 части с разными видами разрезов).

 

Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками, конструкторами) и пальчиковой гимнастике.

Обучать играм со строительным материалом. Учить сооружать несложные постройки по образцу и представлению, воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Обучать составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепить навыки работы ведущей рукой в направлении слева направо.

Развивать восприятие форм, величины, цветовых сочетаний, пропорций.

Формировать умение отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.

Накапливать впечатления о произведениях народно-прикладного искусства. Воспитывать эстетический вкус.

Рисование. Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений.

Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее.

Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из простых комбинаций разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные и горизонтальные пинии на близком расстоянии друг от друга. Формировать спо- собы изображения простейших предметов и явлений с исполь-зованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких пиши. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекла-дины лесенки, забор. Учить создавать несложные сюжетные

КОМПОЗИЦИИ.

Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Учить подбирать цвет, соответству-ющий изображаемому предмету или объекту.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации. Побуж-дать к отражению в аппликации простых предметов и явлений, т. работать с кистью и  клеем  аккуратно.  Формировать


Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.


41

умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой. Учить создавать различные композиции из готовых форм, чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

Учить пользоваться ножницами, осваивать все виды прямых разрезов.

Лепка. Воспитывать интерес к лепке. Формировать приемы лепки: раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка и скатывание маленьких шариков, вдавливание шара пальцами внутрь для получения полой формы. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких (2—4) частей. Формировать умение лепить фрукты круглой формы, птичку из двух шариков, улитку путем сворачивания столбика.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

1  Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

  1. Резиновый мяч средней величины.
  2. Матерчатый мяч средней величины.
  3. Маленькие резиновые мячи.
  4. 2—3  крупные пирамидки, состоящие из колец четырех
    основных цветов.
  5. Крупные бусины, колечки, косточки от счетов и яркие
    шнурки для их нанизывания.
  6. Крупная и средняя мозаики.
  7. Сборные игрушки (машинки, матрешки, домики и т.п.).
  8. Крупные яркие пластмассовые кубики четырех основных
    цветов.
  9. Деревянные кубики средней величины четырех основных
    цветов.

  1. Кубики «Игрушки» и «Домашние животные» (4 части).
  2. Разрезные картинки (2—4 части) с разными видами раз
    реза и простые пазлы по изучаемым лексическим темам.
  3. Небольшие пластмассовые и деревянные волчки.
  4. Игрушки-шнуровки («Ежик», «Зайчик», «Сапожок» и др.).
  5. Рамки-вкладыши по изучаемым лексическим темам.
  6. Игрушки-вкладыши из пенорезины.

  1. «Пальчиковые бассейны» с фасолью, горохом, пшеном.
  1. Яркий поднос с манкой или пшеном для рисования паль
    чиком.
  2. «Волшебный   домик»,   «Волшебное   ведерко»   (игрушки-
    вкладыши).
  3. Комплект игрушек, крупных предметных картинок, фото
    графий детей для выполнения мимической гимнастики.
  4. Комплект игрушек, фотографий детей для проведения ар
    тикуляционной гимнастики.
  5. «Играйка-собирайка» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004)
    для игры на магнитной доске, коврографе и столе.

  1. Небольшая магнитная доска.
  2. Небольшой коврограф.
  1. Тетради для младшей логопедической группы («ДЕТСТ
    ВО-ПРЕСС», 2005).

Центр «Маленькие конструкторы» в групповом помещении

  1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезя
    ми  для  заполнения  различными  мелкими  и  крупными
    предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов
    для нанизывания.
  2. Крупная мозаика.
  3. Крупные конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
  4. Рамки-вкладыши по изучаемым лексическим темам.
  5. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».
  6. «Волшебный куб» (игрушка-вкладыш).
  7. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, ма
    шинки).
  8. Разрезные картинки (2—4 части) по изучаемым лексиче
    ским темам со всеми видами разреза.

9.        Простые пазлы по изучаемым лексическим темам.
Центр «Маленькие художники» в групповом помещении

  1. Толстые восковые и акварельные мелки.
  2. Цветной мел.
  3. Цветные карандаши.
  4. Еуашь.
  5. Пластилин.
  6. Цветная и белая бумага.
  7. Картон.
  8. Обои.
  9. Наклейки.

10.        Ткани.


  1. Самоклеящаяся пленка.
  2. Кисти.
  3. Поролон.
  4. Печатки, клише.
  5. Клейстер.
  6. Наборное полотно.
  7. Доска.
  8. Коврограф.
  9. Магнитная доска.

Музыкальное развитие

Развивать музыкальные и творческие способности.

Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать начала музыкальной культуры.

Слушание. Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров (марша, танца, песни), разного характера (веселая, бодрая, нежная и т. п.).

Учить слушать музыкальное произведение до конца; узнавать его, определять характер музыки, понимать содержание.

Формировать умение слышать двухчастную форму пьесы.

Развивать звуковысотный слух (способность различать звуки по высоте).

Формировать умение различать силу звучания (громкие и тихие звуки).

Формировать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушек, колокольчиков, бубна, барабана, дудочки, свистка, металлофона и др.).

Музыкально-ритмические движения. Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой, ее характером, темпом и тембром. Приучать начинать движение после вступления и заканчивать его вместе с музыкой.

Совершенствовать двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, прямой галоп).

Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве.

Формировать умение собираться в круг, в хороводе двигаться по кругу, взявшись за руки.


Развивать умение ритмично выполнять танцевальные движения: кружение, «пружинку», притопывание, прихлопыва-ние, «фонарики». Учить самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии.

Воспитывать чувство ритма, выразительность движений, умение выполнять движения в общем для всех темпе.

Формировать умение передавать в движении характерные особенности музыкально-игрового образа («Медведь идет», «Зайчики прыгают», «Птички летают», «Птички клюют зернышки», «Лиса крадется» и т.п.).

Пение. Формировать у детей речевое подражание, певческие навыки: учить начинать петь вместе с педагогом после окончания вступления, петь с точной интонацией с музыкальным сопровождением и без него, правильно брать дыхание; ритмично исполнять песни.

Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками. Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания.

Развивать диафрагмальное дыхание, модуляцию голоса, плавность, интонационную выразительность, произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата, петь естественным голосом без напряжения в диапазоне ре (ми) —

ЛЯ (СИ).

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами и их звучанием. Формировать простейшие приемы игры на них. Развивать чувство ритма. Побуждать детей воспроизводи и, простейшие ритмические рисунки на детских ударных инструментах (погремушках, бубне).

Рекомендуемые музыкальные произведения для слушания: «Баю-баю» (русск. нар. песня), «Грибок», «Лошадка» (М. Раухвергер), «Самолет» (Е.Те-личееева), «Зайка» (русск. нар. мелодия), «Серенькая кошечка» (В. Витлин), Дождик» (Н.Любарский), «Киска» (А.Александров), «Листопад» (Т. Пота-пенко), «Маленькая полька» (Д. Кабалевский), «Болезнь куклы» (П. Чайков-ский), «Марш» (Т.Ломова), «Детская полька» (М. Глинка), «Зима прошла» Н.  Метлов).

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои
детки,», "Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?»,
Чудесный
 мешочек», «К нам пришли гости», «Что делают дети?», «Зайцы»,


45

44        Задачи и содержание коррекционно-развиваюшей работы...

«К нам игрушки принесли», «Наш оркестр»1, «Ножками затопали», «Марш деревянных солдатиков», «Бабочки», «Мишки», «Волчок», «Мы — собачки», «Мы — кошечки» и др.2, «Игра с цветами», «Белочки», «Курочка с цыплятами», «Птички», «Дети и волк», «Прятки с платочками»3, «Ходим-бегаем» (Е. Теличеева), «Разминка» (Е. Макшанцев), «Птички и машины» (Т.Ломова), «Марш» (Э. Парлов), «Зимняя пляска» (М. Старокадомский), «Лошадка» (Е. Теличеева).

Рекомендуемые для поддевания песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Т.Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Теличеева), «Строим дом»4(ГавришеваЛ. Б., Нищева Н.В.), «Игрушки», (Гавришева Л. Б., Нищева Н. В.), «Дождь» (Гавришева Л. Б., Нищева Н. В.)5, «Бычок», «Слон» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Козленок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Грузовик» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Самолет» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Паровозик» (Вихарева Г. Ф.), «Ква-ква», (Вихарева Г. Ф.)6, «Цыплята» (А. Филиппенко), «Маша кошку одевала» (В. Иванников), «Лопаточка моя» (В. Герчик), «Елка» (Е. Потапенко), «Маму поздравляют малыши» (Т. Потапенко).

Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т.Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», «Игра-пляска», «Танец с вертушками», «Танец медвежат», «Пляска с кубиками», «Пляска с погремушками» и др. (Из книги «Поиграем, потанцуем»), «Танец с куклами» (русск. нар. мелодия), танец «Снежинка» (Т.Ломова), «Пляска с султанчиками» (М. Раухвергер).

Хороводы: «Елка» (Т.Потапенко), «Маленький хоровод» (М. Раухвергер), «Елочка» (Е. Бахутова).

Игра на детских музыкальных инструментах: «Плясовая» (русск. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой), «Во саду ли, в огороде» (русск. нар. мелодия).

Ритмопластика: «Песенка медвежат» (В.Кривцов, движения А. Буренина), «Разноцветная игра» (Б.Савельев, движения А.Буренина).

Психогимнастика: этюды на расслабление «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова).

Игровая и театрализованная деятельность

11обуждать детей к активной игровой деятельности. Разви-

вать познавательную  деятельность, инициативность, подража-

тельность, имтационные и творческие способности.

1   


Игровая и театрализованная деятельность

Формировать желание объединяться для совместных игр, выполнять в игре определенные правила.

Развивать в игре коммуникативные навыки, активное доброжелательное отношение к окружающим.

Подвижные игры. Развивать двигательную активность детей. Поощрять проявления инициативы в играх с каталками, тележками, машинками, велосипедами, лошадками-качалками. Развивать координацию движений и координацию речи с движением, умение выполнять имитационные действия.

Рекомендуемые игры: «Семья», «Гном», «Мяч», «Это я», «Платье», «Брюки», «Щетка», «Умывалочка», «Тапки», «Брюки», «Ботинки», «Елка», «Елочная игрушка», «Чашка», «Тарелка», «Каша», «Корова», «Конь», «Петух», «Утки», «Подарок маме», «Зайка», «Медвежонок», «Воробей», «Ворона», «Стул», «Кроватка», «Грузовик», «Поливальная машина», «Одуванчик», «Бабочка»1.

Подвижные игры на воздухе: «Пробеги с вертушкой», «Воробышки и кот», «Курочка-хохлатка», «Солнышко и дождик», «Позвони в колокольчик», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Кто дальше?»2.

Дидактические игры. Учить собирать картинки из 2—4 частей с разными видами разреза (горизонтальным, вертикальным, диагональным, зигзагообразным) и простые пазлы по изучаемым лексическим темам.

Учить собирать из частей плоскостные изображения игрушек, животных, птиц, ориентируясь на целое изображение.

Упражнять в выкладывании изображений из геометрических фигур по образцу (блоки Дьенеша).

Формировать умение собирать пирамидку из нескольких колец в порядке уменьшения; нанизывать крупные бусы, выкладывать из палочек забор, чередуя в заданной последова-тельности 2—3 цвета.

Закреплять умение сооружать несложные постройки из не-кольких кубиков по данному «алгоритму». Формировать навыки игры в лото, парные картинки.

Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы. — СПб., 'II ГСТВО-ПРЕСС, 2003.

Осокина Т.Н.,  Тимофеева Е.А.,  Фурмына Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе.— М., Просвещение, 1983.


Игровая и театрализованная деятельность


47


Рекомендуемые игры: «Разрезные картинки»1, пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», блоки Дьенеша (для самых маленьких), лото «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда).

Сюжетно-ролевая игра. Расширять представления о социальной действительности. Способствовать активному усвоению социального опыта в процессе общения с окружающими людьми и выполнения с ними совместных действий.

Формировать коммуникативные навыки, учить взаимодействовать во время игры.

Развивать творческое воображение, подражательность, инициативность, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.

Учить детей подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители, необходимые для игры, и творчески использовать их, совершая с ними различные действия.

Рекомендуемые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Магазин», «На приеме у врача», «В автобусе», «Парикмахерская», «Шоферы».

Театрализованные игры. Развивать диалогическую и монологическую речь, коммуникативные навыки, имитационную деятельность, интерес к различным видам театрализованной деятельности.

Формировать эстетический вкус, живой интерес к театрализованной деятельности и желание в ней участвовать.

Стимулировать эмоциональное восприятие сказок. Воспитывать воображение, инициативность, фантазию.

Создавать положительный эмоциональный настрой, обеспе-чивать раскрепощение личности. Формировать достаточный запас эмоций и впечатлений. Раскрывать творческий потенциал.

Учить удерживать в памяти и воспроизводить последова-тельность событий всказке.Познакомить с отдельными видами театрализованных игр. Подготовить и провести театрализованные игры по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и козлята” в разных видах театра.


Обеспечить активное участие всех детей в театрализованных играх.

Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: инсценировки с игрушками, игры с пальчиками, драматизации сказок, разыгрывание сказки на коврографе, кукольные спектакли, импровизации, ряжение, этюды на эмоции.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Центр игр и игрушек для мальчиков в кабинете логопеда

  1. Деревянные,   пластмассовые   и   металлические   машинки
    разных моделей средних размеров.
  2. Простой средний конструктор типа «Lego» или «Duplo».
  3. Фигурки людей и животных.
  4. Разрезные картинки из двух-трех частей с изображениями
    машин.
  5. Простые крупные пазлы с изображениями машин.

6.        Игра «Маленький слесарь» (игрушка-вкладыш).
Центр игр и игрушек для девочек в кабинете логопеда

  1. Две куклы среднего размера и комплекты одежды для них.
  2. Коляска среднего размера.
  3. Тряпичная кукла с заплетающимися косичками.
  4. Кукла-игрушка на пуговицах.

5.        Разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол.
Центр «Мы играем» в групповом помещении

  1. Куклы маленькие, средние, большие обоего пола.
  2. Комплекты одежды для кукол по сезонам.
  3. Комплекты постельного белья для кукол.
  4. Комплекты мебели для кукол.
  5. Коляски для кукол.
  6. Наборы кукольной посуды.
  7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-ма
    тери», «Магазин», «На приеме у врача», «В автобусе» и др.
  8. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные
    юбки, сумки и портфели, детские зонты, бусы и т. п.).

Центр «Маленькие строители» в групповом помещении

  1. Строительный конструктор с крупными блоками.
  2. Строительный конструктор с блоками средней величины.
    *  Нетрадиционный   материал:   картонные  коробки  разных

размеров, оклеенные самоклеящейся бумагой, деревянные


49


Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...

чурочки и плашки, контейнеры разных размеров с крышками.

  1. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки
    людей и животных и т. п.).

Транспорт средней и большой величины. Машинки дере
вянные, пластмассовые и металлические разных моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...