Главные вкладки

    Использование элементов верботонального метода в работе с детьми с ОВЗ
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике

    Николаева Елена Валерьевна

         Верботональный метод бел создан академоком  Петар Губерина специально для детей с нарушением слуха. Некоторые элементы верботональной системы можно использовать в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл verbotanalnyy_metod.docx37.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЕРБОТАНАЛЬНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

    Так что же такое «верботональный метод»?

    Этот метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами и коммуникации ещё в 1950 году предложил академик IIетар Губерина, и был создан специально для детей с нарушением слуха. Мы рассмотрим его с точки зрения применения в работе  и  с другими категориями детей.

    В настоящее время верботональная систем изучается и применяется во всем мире для реабилитации дефектов речи и голоса, развитии и усвоении языка у детей, живущих в неблагоприятной социально-культурной и учебно-воспитательной среде (педагогически запущенные, мигранты из другой речевой среды), при изучении иностранного языка.

    Верботональный метод основывается на том, что язык развивается из устной речи, а речь явление общественное. Мы говорим (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определённую ситуацию. При этом «значение» речи передаётся не только лингвистическими элементами, но также слуховой и зрительной информацией, выраженной в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Именно так говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь.

    При работе с детьми с ограниченными возможностями необходимо задействовать одновременно несколько анализаторов. Что с успехом практикуется в верботональном методе.

    Элементы верботональной системы:

    1. Вибротактильная фаза
    2. Аудиовизуальный курс
    3. Фонетическая ритмика
    4. Музыкальная стимуляция
    5. Пиктографическая ритмика

    Рассмотрим элементы данного метода, которые взаимосвязаны между собой, но в то же время самоцены каждый по себе.

    Первая фаза – вибротактильная. Это специальный метод для детей с нарушением слуха. В нем используется специальная аппаратура. Ребенок ощущает звук  всем телом. Еще в 1929 году американскими учеными был проведен эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудного ребенка на руках, прижимает его и ласково с ним разговаривает, ребенку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук ее голоса всем телом.

    Как же мы можем в обычной работе использовать этот метод. У нас в детском саду есть виброслуховой музыкальный бассейн. Это сухой бассейн, наполненный шариками и под звуки музыки он вибрирует. Самый простой и доступный вибратор это пианино или динамик. Наши дети прикладывают руку к поверхности и слышат звучание телом. Так и вы можете поиграть со своими детьми. Для этого необходимо закрыть уши (беруши или наушники)  и по вибрации пианино они должны будут отгадать какая музыка звучит (марш, вальс, грустная или веселая). Происходит развитие внимания, воображения, проприоцептивных ощущений. Поверьте любой гиперактивный ребенок успокоится и будет сосредоточен.

     Следующая методика – музыкальная стимуляция. Хотя она тесно связана с музыкой, но здесь работа не идет над развитие музыкального слуха, цель ее – развитие речи. Почему через музыку? Это обосновано тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм – это одни из самых древних выражения чувств и мыслей, намного примитивнее и старше самого языка.

    Наверное наши предки до возникновения языка общались перестукиванием и вокализацией. Поэтому где-то в наших древних мозговых структурах эта связь поколений сохранилась. Вы знаете, какое удовольствие доставляет младенцам игры с погремушками, как долго они могут стучать палочкой по кровати – а это и есть ритмические упражнения.

    В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются считалки. В своей работе вы также можете использовать считалки. Для чего? Для развития речевого дыхания (На одном выдохе произносится достаточно длинные фразы), развитие речи, правильного произношения, просодической стороны речи.  Музыкальные ритмы оставим для музыкальных руководителей, а мы продолжим далее рассматривать методы, наиболее близкие нам, которые мы с успехом можем применять в нашей работе.

    Фонетическая ритмика –  технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз.

    Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность – это деятельность всего организма.

    Mакродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Все слышали, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела.

    Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства. Используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности.

    Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций.

    Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

    1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

    2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

    3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

    Фонетическая ритмика схожа с физ. минуткой. Но в ритмике главная задача это развитие речи и просодической ее стороны. В больших городах на основе этого метода открываются центры риторики, где не за малые деньги учат владеть своим голосом. А мы нашим детям бесплатно, доступно можем дать такую возможность.

    Пиктографическая ритмика

    Пиктограмма – целостный рисунок чувства, полученный в процессе игры, движения.

    Пиктографическая ритмика была разработана профессором Центра «СУВАГ» МладеномЛовричем. В ней отражены все основные положения верботонального метода. Произношение (микромоторика) напрямую связано с макромоторикой, умением владеть своим телом (напрягаться и расслабляться), кинестетическими ощущениями, зрительным и тактильным восприятием. Всё это широко используется в пиктографической ритмике

     Пиктографская ритмика имеет физиологическую основу (рисуются пикты на основе психомоторных возможностей ребенка.

    Пиктографская ритмика помогает активизировать речевую часть мозга, отвечающую за произношение, подготавливает тело к письму, развивает творчество детей, дети самостоятельно создают структуры на фонетическом уровне.

    Дети дошкольного возраста с помощью пиктографической ритмики усваивают фонетику, морфологию, синтаксис.

    Фонетика отражение характеристики звука, дифференциация звуков.

    Пикты используются для усвоения грамматических форм – составление предложений. Любое слово, действие можно изобразить графически, все зависит от творчества педагога и детей. Пикты передают не предмет, а смысл.

    На примере  мы с вами попробуем использовать рисуночное письмо для рассказа. Раздать педагогам карточки.

    Вы в своей работе конечно используете аналоги пиктографической ритмики – наглядное моделирование, мнемотаблицы, символы. Но в основном это готовые схемы, а в пиктографической ритмике это творческий процесс.

     Аудивизуальный курс. Аудивизуально то есть звук и картинка.

    Принципы:

    1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.

    2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.

    3. Речевая ситуация является основной формой обучения.

    4. Диалог – основа АВК.

    5. Необходима картинка.

    6. Необходим слуховой аппарат.

         Многие люди ведут себя сковано, не могут начать или поддержать беседу. А ведь диалог  это основной вид речи. АВК помогает раскрепоститься, вести себя более уверено в незнакомой ситуации, т.к. обыгрывания речевых ситуаций откладываются и ребенку затем легче вступать в диалог.

    Методика проведения АВК:

    1.                Демонстрация и запоминание.
    2.                Работа над пониманием содержания.
    3.                Повторение.
    4.                Драматизация.
    5.                Активизация – перенос в другую ситуацию.

    Начинаем работу с коротких диалогов. В облачках написан текст, наши дети с младшего возраста владеют глобальным чтением.

    А сейчас на проведем курс АВК

    1. Демонстрация и запоминание

    1) Демонстрация картинок молча.

    2) педагог показывает картинку, а затем озвучивает её и так рассказывает всю тему. Можно повторить ещё раз слухозрительно.

    3) Рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к другим детям. Здесь можно работать над произношением. Дети должны повторять, пока не усвоят. Как помощь можно давать отдельные слова на слух, можно  поиграть в игру: «Что пропало?»

    2. Работа над пониманием содержания.

    Задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.

    3. Повторение.

    Игры, работа на слух.

    4.Драматизация.

    Картинки перед детьми, идёт драматизация. Один ученик во всех ролях.

    5. Активизация, перенос в другую ситуацию

    Картинок совсем нет.

    В своей работе вы можете использовать? Конечно, вот такие диалогические картинки, которые динамичны, понятны для детей и более значимы для жизни.

    Каждый рассмотренный прием вы можете использовать в своей работе как часть занятия, в индивидуальной работе. Если это будет проводится в системе, то результаты не заставят себя ждать. Во всех элементах верботональной системы присутствует движение а это естественное состояние ребенка, но в то же время требуется сосредоточенность, умение прислушиваться к своему телу, эмоциям.

    Основные задачи на данном этапе обучения:

    • Стимулировать психофизическое развитие ребёнка через ведущий вид деятельности - игру.
    • Развивать потребность в общении с детьми в группе и взрослыми.
    • Вовлекать ребёнка в совместную с педагогом и друг с другом деятельность.
    • Способствовать возникновению любых доступных речевых проявлений и вокализаций.
    • Развивать у детей способность открывать звук, как новое, через все чувства полисенсорики.
    • Обогащать и расширять словарный запас детей, способствовать закреплению его в речи:
    • предречевая коммуникация (телесно-аффективная и двигательно-ситуативная коммуникация);
    • речевая коммуникация (исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, в которых присутствуют все элементы предречевой коммуникации);
    • выражение изобразительными средствами;
    • выражение через музыку.
    • Развивать положительные социальные отношения во время пребывания в группе и проведения коллективных игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов народного творчества в работе с детьми

    В народном творчестве обобщены представления о прекрасном, где эстетические идеалы ,  мудрость народа передаются из поколения в поколение....

    Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

    Использование элементов здоровьесберегающей деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

    Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в эт...

    Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

    Использование элементов биоэнергопластики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений

    Чем больше уверенностив движении детской руки,тем ярче речь ребёнка!В.А. Сухомлинский Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у дете...